Конспект беседы с детьми "Если ты полюбишь Север"
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект адресован воспитателям подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_besedy_s_detmi.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы с детьми подготовительной группы
«Если ты полюбишь Север»
Цель: Расширять представление детей о жизни, быте и культуре северных народов, воспитывать уважение к национальным традициям, развивать познавательный интерес.
Опорные слова: Чум, северные олени, нарты, «Хейро» - солнышко.
Материал: Иллюстрации, кукла в национальной одежде, магнитофон и аудиокассета с записью северных мелодий.
Ход беседы:
Под музыку северных народов приходит в гости кукла Хомани.
Хомани: Здравствуйте, ребята. Прекрасна Северная земля. Кто хотя бы один раз видел белые ночи, встречал утренний рассвет с удочкой на берегу реки, тот никогда не забудет наш Север. Сегодня я вам предлагаю поговорить о крае, в котором мы живем. Согласны?
Вопросы:
- Ребята, почему Север называют, Крайним? (Кончается суша и начинается Ледовитый океан).
- Почему океан называется Северным Ледовитым? (Скован вечным льдом).
- Только летом лед немного подтаивает, льдины сталкиваются друг с другом и раздается сильный грохот. Он слышен по всей тундре. Что такое тундра? (Это ровная местность, где растут карликовые березки, маленькие ивы мох – ягель).
- Какие народы живут на Севере? (Ненцы, чукчи, ханты, манси).
- Мы тоже живем с вами на Севере. Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
-Какие народы живут в нашем округе? (Ханты, манси).
- Чем занимаются народы Севера? (Оленеводством, рыболовством и охотой).
- На чем передвигаются народы Севера? (На оленьих и собачьих упряжках)
- Чем полезен олень? (Северные народы едят мясо оленей, пьют молоко, из шкур шьют одежду, обувь, ставят чумы).
- Что такое чум? (Переносное жилище).
-Как устроен чум? (Чум – большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия из шкур с небольшим отверстием для выхода дыма сверху. Разобрать и собрать чум, если нужно перекочевать на новое место, можно быстро. Чум делится на две половины печью. Женская, на которой находятся сундуки с кухонной утварью. Здесь женщины готовят еду. И вторая, где расположены нары, стол на коротких ножках. В этой половине ханты едят, спят. Освещается чум свечкой).
- Ребята, может кто ни будь расскажет стихотворение о чуме.
Связали шест с другим шестом,
Потом еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовем,
Зимой суровой, хмурой.
Вверху отверстие: сюда
Глядится белая звезда.
Что нам стоить чум построить
В лесотундре из жердей: приподнять его за ушки,
Подержать чуть – чуть хорей, закрепить брезент веревкой
Обвернуть вокруг трубы, кочевой взглянуть сноровкой
На свой труд со стороны.
Чум готов. Пора и печку по – хозяйски растопить
И на наше новоселье всех соседей пригласить.
-Ребята, хантыйские дети также как и вы любят играть в разные игры. А вы знаете, игры северных народов? (Ловля оленей, Льдинки ветер и мороз, Ручейки и озера и другие).
Давайте мы с вами поиграем в игру: «Хейро».
Игра: «Хейро». (Играющие, ходят по кругу и зовут: «Хейро, Хейро».
Водящий солнышко сидит в кругу. Затем, солнышко просыпается и ловит ребят).
После игры Хомани предлагает рассмотреть посуду, которой пользуются северные народы. Это посуда из дерева, металла и глины. Посуда подбирается с учетом постоянных кочевок, поэтому должна быть сделана из прочного материала.
Хомани предлагает детям поиграть в д/игру: «Из чего сделана посуда?»
Детям предлагаются карточки с изображением различной посуды, они определяют из какого материала сделана посуда, и распределяют ее по виду материала. (Вверху, ставиться карточка с обозначением дерева, глины, металла. Под карточкой нужно поставить ту посуду, из какого материала она сделана).
Пусть бураны злятся – все напрасно!
Пусть темень девять месяцев в году!
А все – таки земля моя прекрасна!
Другой такой в мире не найду.
При кочевках чум полностью разбирался и перевозился. Этим занимались женщины, только при плохой погоде мужчины помогали им. На путях обычных кочевок сооружались амбары из бревен на высоких подпорках. В них на время оставляли зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты. Чаще всего чумы стоят в одиночку. Только во время рыболовства иногда устанавливают по 7-10 чумов рядом. В летнее время, при обилии комаров, более крупное стадо легче выпасти, поэтому оленеводы объединялись и ставили свои чумы рядом. Но в период отела и на осенних перекочевках они опять старались отделиться. Женщины ездят на своих нартах, со спинкой и специальным сидением для детей.
А теперь я предлагаю вам нарисовать чум.
Игра – рисование: «Соедини точки».
Детям предлагают карточки – схемы с нарисованными точками, необходимо соединить все точки, чтобы получить рисунок чума.
Хомани рассматривает рисунки и просит рассказать детей, что они запомнили.
Где живут северные народы? Что находится в чуме? Какой посудой пользуются?
Дети дарят рисунки Хомани, девочка прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие с Севера на Юг"
Этот конспект по экологическому воспитанию предназначен для подготовительной группы...
Конспект НОД по рассматриванию картины "НА севере диком..." И.Шишкина
Один из конспектов из цикла "Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством"...
Конспект занятия в подготовительной группе «Полюбуйся: весна идёт».
Расширять представления о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятия о том, что температуру воздуха определяют с помощью термометра....
Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему: «Чистота – залог здоровья». Конспект беседы в первой младшей группе «О пользе утренней зарядки и физкультуры»
Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему:«Чистота – залог здоровья».Задачи:- Формировать представления о гигиене;- Прививать навыки бережного отношения к своему здоровь...
Беседа на тему «Вот так север»
Беседа_в_подготовительной_группе_Путешествие_по_Северному_полюсу...
Конспект беседы Конспект беседы «Наши любимые игрушки» для детей младшей группы
Конспект беседы «Наши любимые игрушки» для детей младшей группы...