Сборник проектов "Проектная деятельность в детском саду (из опыта работы)"
проект
В сборнике собраны проекты, отражающие работу с семьёй, и консультации для родителей по формированию навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_proektov.docx | 551.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Родничок»
Проектная деятельность
в детском саду
(из опыта работы)
г. Бородино
2016г.
Проект «Моя семья»
А.В. Леонова, воспитатель
О.Е. Назаренко, воспитатель
Современный образ жизни характеризуется перенасыщением инновационных технологий, переизбытком повседневных забот, дефицитом времени для воспитания подрастающего поколения. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок вырос добрым, воспитанным и отзывчивым человеком. Очень важно не упустить момент формирования личности ребёнка, развития детско-родительских отношений. Ведь только семья способна научить любить и уважать родных и близких людей, ценить привязанность к дому. Именно семья развивает лучшие человеческие качества и способствует сохранению родственных связей нескольких поколений. Именно семья является собирателем семейных традиций и отправной точкой в жизни каждого человека. Поэтому родителям необходимо обратить особое внимание на воспитание детей. А, порой, времени хватает только на выполнение самых необходимых родительских обязанностей. И, соответственно, потребность детей в общении, совместном творчестве и нравственном воспитании не удовлетворяется. Некоторые родители предполагают, что их дети ещё слишком маленькие, что воспитанием можно начать заниматься перед поступлением в школу. И это крайне опасное заблуждение, которое, к сожалению, наблюдалось и у некоторых родителей нашей группы. Глобальная проблема последствий неправильного воспитания детей по-прежнему остаётся актуальной. А начинается всё в младшем возрасте с отсутствия достаточных знаний о своей семье. Данная проблема выявилась в беседе с детьми. Как оказалось, дети не понимали смысл слова «семья», не знали всех членов семьи (братьев, сестёр, бабушек, дедушек). Мы взрослые должны помочь детям осознать ценность семейных взаимоотношений, показать значимость связи поколений, научить раскрывать свой потенциал в совместной деятельности, создать благоприятные условия для формирования конструктивной личности.
Учитывая всю серьёзность вопроса воспитания детей, мы разработали и реализовали проект «Моя семья».
Проектная деятельность является, на наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов воспитания у детей жизненных ценностей, помогает наладить взаимодействие детского сада с семьёй.
Проблема:
Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье.
Цель проекта:
Формирование у детей 3-4 лет первоначальных представлений о семье.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с понятием «семья».
- Формировать у детей сознание ценности семьи.
- Воспитывать чувства любви, привязанности и уважения к членам семьи.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.
- Изготовить дидактические средства обучения.
Участники проекта:
- Дети младшей группы (3-4 лет)
- Родители воспитанников.
- Воспитатели группы.
Продолжительность проекта: краткосрочный – 1 месяц (март 2016 года).
Тип проекта: проект носит познавательно-воспитательную направленность.
Целевая аудитория: дети 3-4 лет
Этапы проекта «Моя семья»
1. Подготовительный этап
- Определение проблемы совместно с детьми.
- Подбор и изучение литературы.
- Разработка проекта.
2. Основной этап (практический)
- Занятие с детьми младшей группы «Моя дружная семья».
- Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребёнка».
- Памятка для родителей «Любите своего ребёнка».
- Работа над сказкой «Мальчик-с-пальчик».
- Работа над сказкой «Три медведя».
- Работа над сказкой «Гуси-лебеди».
- Работа над стихотворением «Моя семья – моё богатство».
- Работа над стихотворением «Мамочка» (УбайдРаджаб).
- Посещение родителей с целью совместной игровой деятельности с детьми.
- Театр на фланелеграфе «Репка».
- Изготовление аппликации для мамы «Букет цветов».
- Выставка семейного творчества «Папа, мама, я – дружная семья».
- Изготовление дидактических игр «Угадай, кто чем занимается», «Найди по описанию».
- Создание картотеки дидактических игр по теме «Моя семья».
- Рисование на тему: «Моя дружная семья».
- Задание-раскраска «Моя семья».
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением «Моя семья».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья».
3. Заключительный этап
- Изготовление альбома совместно с родителями «Моя семья».
Результаты проекта
В ходе реализации проекта у детей младшей группы углубились знания по данной теме, дети стали понимать смысл слова «семья», называть всех членов своей семьи. Было сформировано сознание ценности семьи, того, что необходимо любить и уважать родных и близких людей, ценить привязанность к дому. Результаты были достигнуты с помощью следующих мероприятий: НОД «Моя дружная семья», рисование на тему: «Моя дружная семья», работа над сказками «Мальчик-с-пальчик», «Три медведя», «Гуси-лебеди», работа над стихотворениями «Моя семья – моё богатство», «Мамочка» (УбайдРаджаб), театр на фланелеграфе «Репка», пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением «Моя семья». У детей стали проявляться умения организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье, где присутствуют забота и уважение ко всем её членам. Изготовление аппликации для мамы «Букет цветов» было направлено на воспитание желания делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле.
Совместная деятельность способствовала активизации у детей желания совместного творчества, раскрытию их талантов. А у родителей повысилась активность участия в мероприятиях детского сада. Группа пополнилась совместными декоративными взросло-детскими работами. Изготовление альбома совместно с родителями «Моя семья», консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребёнка», посещение родителей с целью совместной игровой деятельности с детьми в группе, подготовка к выставке семейного творчества «Папа, мама, я – дружная семья», памятка для родителей «Любите своего ребёнка» побудили родителей задуматься о личной ответственности и необходимости своевременного воспитания детей. В результате реализации проекта детско-родительские отношения обогатились опытом совместной творческой деятельности.
Осуществилось пополнение развивающей среды следующими дидактическими средствами: задание-раскраска для детей «Моя семья», дидактические игры «Угадай, кто чем занимается», «Найди по описанию», картотека дидактических игр по теме «Моя семья», театр на фланелеграфе «Репка», альбом «Моя семья».
Проект «Моя семья» способствовал развитию у детей коммуникативных навыков, речи, осознанию своего статуса в семье, дети получили дополнительные знания.
Таким образом, проект «Моя семья» имеет важное познавательно-воспитательное значение и привлёк внимание не только детей, но и их родителей.
Литература:
1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-Синтез, 2008 г.
2. О маме. Стихи и рассказы. – М.: Детская литература, 1988.
3.Винникотт Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя», 2004.
4. Клауд Г. и Дж. Таунсенд. «Фактор матери», 2000.
5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
6. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», М., Просвещение, 1986.
7. Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду», Программа и методические рекомендации, М., Мозаика-Синтез, 2005.
8. http: //yandex.ru
Проект «Мир природы»
М.В. Волкова, воспитатель
И.В. Матухно, воспитатель
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие вопросы, ему помогает педагог. Взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света, воды и хорошей почвы, а также понять значимость труда человека.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимнее-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне», который станет настоящей мини- площадкой для экспериментирования.
Проблема:
Недостаточный уровень познавательной активности у детей по ознакомлению с природой.
Причины. Взрослые мало привлекают детей к совместному труду в саду и в огороде, поэтому созданная красота, не всегда побуждает детей бережно относиться к растениям и уважать труд человека. Длительный холодный период приводит к однообразию действий (поливка, обрызгивание растений, рыхление земли). Большинство детей не могут дать объяснения некоторым природным явлениям. Преобладает объяснительно-иллюстративный метод.
Цель проекта: Создание условий стимулирующих интерес детей к познанию природы, путем вовлечения детей в практическую деятельность.
Задачи:
- Расширять представления детей о растительном мире, о живой и неживой природе.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Фиксировать свои наблюдения.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Тип проекта: исследовательский, групповой.
Ожидаемый результат:
- ознакомление детей с разными видами растений.
- обогащение знаний детей о необходимых условиях для роста растений.
- выявление детьми многообразия и разнообразия посевного материала.
- формирование бережного отношения к растительному миру.
- формирование у детей уважительного отношения к труду.
- создание в группе огорода на подоконнике.
- создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Этапы и мероприятия проекта
Этапы | Срок | Формы взаимодействия | Содержание деятельности | Ответственные |
Подготовительный | 1 неделя | Деятельность педагога | - Изучение методической литературы - Составление плана - Организация РППС | Педагоги группы |
2 неделя марта | Педагог - дети | - Беседа познавательного характера (весна, пробуждение природы). -Рассматривание иллюстраций. - Чтение художественной литературы. Рассматривание веточек березы и тополя. | Педагоги группы | |
2 неделя | Педагог - родители | - Беседа с родителями связанная с реализацией проекта. - Покупка семян для посадки. | Педагоги группы Родители | |
Основной | 2 неделя марта
3 неделя марта
4 неделя март 1неделя апреля 2неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 1 неделя мая 2 неделя мая 3 неделя мая | Педагог - дети | - Рассматривание и посадка семян (огурцов, помидор, лука, моркови, гороха, астры.) - Проращивание семян (ватные диски – горох, огурцы). - Комнатные растения (условия их содержания)
Посадка астр, травки, гороха, помидоров огурцов. - Сообщение об уходе за всходами. - Дежурство детей (трое дежурных по два дня). - График дежурства - Чтение рус. нар. сказки «Вершки и корешки».
- Схема (корень-ствол, почки-листочки). - Схема (корень -стебель-листок-цветок) - Дневник наблюдений (оформление). - Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. -Наблюдения: «Растут ли наши растения?» - Итоговая беседа (анализ проделанной работы) | Педагог группы |
Педагог - родители | - Беседа с родителями «Огород на окне». - Живая и неживая природа. | Педагог группы | ||
Педагог – родители - дети | Оформление альбома. «Живая и неживая природа» - Опыты: с водой и без воды. Что выделяет растение? На свету и в темноте. В тепле и в холоде. - Чтение: сказки «Дюймовочка». Энциклопедия «Мир природы» - Игра «Что было бы, если бы…». - Какие условия нужны нашим растениям? (рост, внешний вид). - Первые весенние цветы. - Сбор урожая (лук). - Ведение дневника. Опыты: для чего нужны корешки? Как растение ищет свет? (картофельный клубень). Цветы (их использование). - Ведение дневника. - Беседы: Рассказы детей о труде взрослых в саду и в огороде. Витамины в нашей жизни. Разучивание пословиц и поговорок о труде. Экосистема цветка (земля, вода, солнце, воздух, насекомые, червяки, перегной). - Игра «Вершки и корешки». Правила в природе (дидактический материал) - Ведение дневника | Педагог группы Родители, дети. | ||
Заключительный | 4 неделя мая | Деятельность педагога | - Презентация проекта - Высадка рассады в грунт. - Праздник труда (развлечение) | Педагог группы Родители, дети |
Литература:
- Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.
Проект
«Здоровье в ваших руках»
А.Б. Мамко, воспитатель
В.А. Капустина, воспитатель
Т.В. Зиновьева, музыкальный руководитель
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.
Проблема:
Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Низкий уровень двигательной активности воспитанников.
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для организации двигательной активности воспитанников группы в режиме дня в условиях ограниченного пространства группового помещения с использованием оборудования и пособий центра физической культуры.
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
- совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей через использование оборудования центра физической культуры;
- создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников группы с родителями;
- пополнить центр физической культуры нестандартным оборудованием.
Вид проекта:
По продолжительности: краткосрочный.
По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
По характеру контактов: в рамках группы.
По количеству участников: фронтальный.
Участники проекта: педагоги, дети 4-5 лет, родители.
Ожидаемый результат:
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
- повышение профессионального мастерства педагогов группы в здоровьесбережении воспитанников;
- пополнение в группе центра физической культуры.
Интеграция образовательных областей
Физическое развитие | Развитие физических качеств, накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье. Формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности. |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. |
Познавательное развитие | Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни. |
Речевое развитие | Использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области. |
Художественно-эстетическое развитие | Удовлетворение потребности детей в самовыражении в продуктивной деятельности. Использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей. |
Этапы реализации проекта
Задачи | Мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки | |
I этап Аналитический | ||||
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. | Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование. | Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ. | Декабрь | |
II этап Организационный | ||||
Планирование и прогнозирование работы | Составление планов работы с детьми, родителями, по приобщению к ЗОЖ. | Наличие планов: - спортивных досугов и развлечений. - консультаций для родителей. | январь | |
Подбор дидактического материала, литературы. | Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни. | февраль | ||
Обогащение предметной развивающей среды. | Подбор и изготовление нестандартного оборудования. | Наличие нестандартного оборудования в центре физической культуры в группе. | февраль | |
III этап Практический | ||||
Просвещение родителей о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. | Проведение мероприятий с детьми и родителями. | Картотека подвижных игр. Буклеты: “Дыхательная гимнастика” Нетрадиционное физкультурное оборудование. Спортивный праздник "Пираты в поисках клада" (Приложение №1) | март | |
Подведение итогов | ||||
Распространить опыт в сфере здоровьесбережения | Презентация проекта “Здоровье в наших руках” День здоровья в детском саду. | март |
Данная работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
При создании развивающей предметно-пространственной среды группы замечено, что воспитанники группы очень мало времени проводят в центре физического развития. Причины оказались следующими: статичность и однообразие материала; несоответствие оборудования и материала возрастным возможностям и актуальным интересам детей; прямой словесный или негласный запрет на использование спортивного оборудования в свободной деятельности детей; эстетическая мало привлекательность материала.
Чтобы улучшить статистику, сделать центр физической культуры более востребованным, увеличить режим двигательной активности, решили совместно с родителями пополнить в группе данный центр разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала.
«Ловишки»
Материал: верхняя часть пластиковый бутылки, тесьма или ленточка, пробки от бутылок.
Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля.
«Моталочки»
Материал: деревянные палочки, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.
Цель: Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.
«Ухватки»
Материал: рукавицы для горячих блюд, перчатки любые, липучка, мячик тканевый или обклеенный липучкой.
Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики
« Калейдоскоп»
Материал: пластиковая бутылка, трубочка, мелко нарезанная фольга.
Цель: для дыхательных упражнений. Ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку.
« Ёжик — массажёр»
Материал: проволока для ручки, пластиковый контейнер из киндер сюрприза.
Цель: Укрепление мышц спины, укрепление и формирование правильной осанки, нормализации кровообращения.
« Прокати по дорожке»
Цель: профилактика зрения.
Нарисованные на стене линии используются для выполнения упражнения, направленного на профилактику зрения.
«Дорожка трансформер»
Материал: небольшие куски напольного покрытия, липучки, различный бросовый материал.
Цель: Профилактика опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях, групповых комнатах, после дневного сна и в течение дня.
« Допрыгни до полосочки»
Материал: полоски, геометрические фигуры и цифры из цветной самоклейки.
Цель: Развитие координации, пространственных отношений(право-лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы
Данные атрибуты можно использовать в работе с детьми. Их изготовление не требует много времени и материальных затрат. Дети с удовольствием пользуются ими.
Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.
Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику (приложение 2 буклет для родителей "Комплексы гимнастики для глаз ").
Данный проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.
Особенностью проекта является единое воспитательно–образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений педагогов группы с родителями. Это залог успешной работы с детьми.
Актуальность проекта заключается в том, что здоровье – непреходящая ценность, его нужно сохранять и укреплять.
Литература:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/02/17/sportivnyy-ugolok-v-gruppe
http://www.minibanda.ru/u/4697/note/ugolok-dvigatelnoj-aktivnosti-v-detskom-sadu
http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/physical-development/14396.html
Проект
«Быть здоровым - здорово!»
О.Ю. Гамазина, воспиатель
Н.В. Склюева, воспитатель
Т.В. Линчик, учитель-логопед
Для родителей нет ничего дороже здоровья ребенка. К сожалению, от природы крепкое здоровье достаётся немногим счастливчикам. Однако нередко бывает, что ребенок с ослабленным здоровьем вырастает сильным и выносливым, а крепкий от рождения малыш со временем превращается в слабого и болезненного человека. Каким вырастет ваш ребенок, зависит от того, сумеют ли родители привить ему правильное отношение к своему здоровью.
Здоровье ребенка нужно укреплять с самого рождения. Для этого родители должны придерживаться определённых правил, которые со временем станут неотъемлемой частью жизни ребенка и обеспечат ему крепкое здоровье на долгие годы. Правила здоровья для детей заключаются в том, чтобы правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять закаливающие процедуры, быть физически активным и уважительно относиться к своему здоровью.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность.
Цель: Формирование знаний детей и их родителей о том, как важно ежедневно заботиться о своём здоровье и вести здоровый образ жизни.
Задачи:
- учить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
- продолжать прививать культурно-гигиенические навыки;
- расширять знания о питании и его значимости;
- воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети 4-5 лет, родители.
Ожидаемый результат:
- сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;
- осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
- повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ, совместно со своим ребёнком.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Ответственные |
Подготовительный | -Составление перспективного плана. - Составление анкеты для родителей. -Подбор нужного материала для реализации проекта - Оформление книжной выставки - беседа с родителями «Питание и здоровье дошкольника» - консультация «Здоровый образ жизни в семье» | Авторы проекта |
Основной | Беседы: «Режим дня», «Зачем нужны витамины», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Выставка рисунков «В здоровом теле – здоровый дух» Проведение закаливающих процедур (ежедневно) Пополнение Центра физической культуры (спортивный инвентарь своими руками) Выпуск стенгазеты «Быть здоровым – здорово!», оформление коллажа: «Что полезно, а что вредно?» Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Для чего руки нужны» Загадки « О витаминах» (овощи и фрукты) Г.Остер « Вредные советы» А.Барто « Девочка чумазая» С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала…» Н.Гном «Цедрик и азбука витаминов» Организация подвижных игр на свежем воздухе и группе: Просмотр мультфильма: К.Чуковский «Мойдодыр», Б. Акулиничев «Сестрички -привычки» Спортивное мероприятие для детей детского сада «День здоровья» Урок здоровья «Содержи свою кожу в чистоте» | Воспитатели Воспитатели и родители воспитатели и родители родители воспитатели и родители воспитатели воспитатели воспитатель инструктор по физической культуре воспитатели |
Заключительный | Оформление проекта: «Быть здоровым – здорово!» - создание буклета для родителей - публикация проекта | Авторы проекта |
Литература:
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 - 2005 г, № 2 – 2012г
- Журнал « Обруч» №5 -2007г, №4 -2001г
- http://www.maam.ru/stati/konspekty-zanjatii-v-detskom-sadu/zanjatie-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/05/10/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov
- http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/98-hls-education/3696-2013-10-21-18-00-33.html
- А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники».
Проект
«Каждой пичужке - кормушка»
Н.Н. Николаева, воспитатель
О.П. Остапенко, воспитатель
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому необходимо разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Очень важно знакомить детей с дошкольного возраста с некоторыми важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц, зависимость выживания зимующих птиц от человека. Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе.
В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание оказать им помощь.
Цель проекта: вызвать у детей постоянное желание помогать заботиться о птицах зимой.
Задачи проекта:
обучающие – обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц; пополнить имеющиеся знания новыми сведениями;
развивающие – способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас;
воспитательные – формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный проект.
Ожидаемый результат: расширение кругозора детей о зимующих птицах, участие детей и родителей в изготовлении кормушки, продуктивная деятельность детей.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: создание необходимых условий для реализации проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приемов на расширение знаний детей о зимующих птицах (беседы «Что ты знаешь о птицах?», «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой?»; рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, сюжетных картинах, журналах и фотографиях; составление рассказов; чтение художественной литературы; дидактические игры и беседы с родителями в организации изготовления кормушки.)
2. Основной (практический) - продуктивная деятельность. Дети приносят из дома сало перекрученное, семечки подсолнечника, мед, пшено. На участке детского сада собираются сосновые шишки. Родителями изготавливаются деревянные брусочки. Обмазав брусочки медом, чтобы пшено прилипло, дети обваливают их в пшене. Сосновые шишки обмазываются салом, затем в него вставляются семечки. Готовое лакомство развешивается на веревке и размещается на дереве, перед окнами группы.
3. Заключительный - презентация проекта.
Литература:
Приложение
Приложение 1
Спортивное развлечение «Пираты в поисках клада»
для детей средней группы
Автор-составитель: Зиновьева Тамара Викторовна - музыкальный руководитель
МК ДОУ «Родничок» г. Бородино, Красноярского края.
Все дети одеты в костюмы пиратов, входят в зал.
Пират. Внимание, пираты-моряки!
Хотите отправиться в море вы?
(Дети отвечают).
На остров сокровищ мы поплывём,
И клад заветный с вами найдём.
Ждут испытания, приключения нас,
Вы к этому готовы?
(Дети отвечают)
Капитаном буду я, садимся в корабль и полный вперед!
(Дети встают в корабль)
Пират: Капитан говорит: натянуть паруса (дети изображают натягивание парусов ),
Капитан говорит: моряки, смотрим вдаль (дети прикладывают руку ко лбу, как будто всматриваются в даль),
Капитан говорит: правый борт ( дети переходят в зону правого борта),
Капитан говорит: левый борт (дети переходят в зону левого борта),
Капитан говорит: берегись акула (дети встают смирно и не шевелятся),
Капитан говорит: моем палубу (дети изображают мытье полов),
Вижу остров впереди! Но к берегу не подойти.
Капитан говорит: Ныряем в океан (вытягивают руки перед собой и выпрыгивают из корабля),
Теперь плывем до острова (показывают движение пловца).
Пират: вот мы с вами и очутились на острове, а какое здесь выглянуло солнышко из-за серых туч и оставила свои разноцветные лучики для нас. Давайте возьмём их в руки.
Танец-разминка «Солнечные лучики» .
Ждёт вас каждого награда, только постараться надо,
Все препятствия пройти и заветный клад найти.
Посмотрите вот и карта перед вами. (Показывает на карту, которая прикреплена к мольберту).
По ней мы вместе пойдём и клад заветный найдём! Ну что отправляемся… (идут по кругу друг за другом)
Вижу стрелку впереди первое испытание надо пройти.
Наш путь заминировали минами, надо по одному побежать по специальной дорожке, взять мину (мешочек с песком) и отнести её в ведро. Готовы? Тогда строимся.
Игра «Обезвредь минное поле».
Пират: Первое испытание позади,
Ждёт нас новое впереди.
Справа по курсу друзья,
Не вижу стрелку я.
Кто первый красную стрелку найдёт,
Пусть ко мне срочно придёт.
(Дети ищут красную стрелку и отдают её Пирату).
Молодцы, пиратики мои,
Настоящие моряки.
(Читает).
Испытание второе,
Очень дети, не простое.
Неприятель впереди
Пушку ты заряди.
Игра – аттракцион «Ловец пушечных ядер».
(Проводится игра-аттракцион «Ловец пушечных ядер». Новоиспечённым пиратам дают самодельные бильбоке (горлышко от пластиковой бутылки, к которому на верёвочке привязан контейнер от киндер-сюрприза). Пока звучит музыка, каждый ребенок должен по одному разу поймать этот контейнер от киндер-сюрприза, раскачивая верёвку.)
Пират. Путь не близкий господа,
Косточки размять пора.
Пираты, не зевайте,
За мной всё повторяйте
Музыкальная зарядка с гантелями.
Пират. Кости мы размяли
Карта перед вами.
Стрелку желтую найдем
И тогда третье задание пройдем.
(дети ищут желтую стрелку)
Пират. (Читает на стрелке 3-е задание)
Птичкам милым помоги, домик их найди.
Игра «Птички и гнёзда».
(на специально вырезанных кругляшках из линолеума написаны цифры от 1-5. Детям выдаются цифры на бумажках. Под быструю музыку дети бегают где хотят, как только музыка закончилась каждый ребенок должен встать на то «гнездо» кружок на котором написана такая же цифра, что и у него на бумажке.)
Пират. Третье испытание позади,
Ждёт нас новое впереди.
Ищем синею стрелочку,
Кто первый её найдёт,
Пусть ко мне подойдёт.
(Дети ищут синею стрелку)
Пират. Обведи мяч между кеглями и попади в ворота.
Игра «Попади в цель».
(строятся в 2 команды и по одному катят мячик между кеглями и закатывают его ворота).
Пират. Молодцы мои пираты. Теперь золотую стрелку ищем мы.
Кто стрелку найдёт,
Без клада домой не уйдёт.
(Дети ищут золотую стрелку и приносят её Пирату).
Пират.
Вот и стрелочка нашлась, а что под ней сейчас посмотрим.
(Поднимает ткань, а под ней сундучок с кладом)
А вот и клад, друзья.
(Пират открывает сундучок и раздаёт угощения «детям-пиратам»).
Пират.
Клад мы с вами нашли.
Пираты – вы молодцы!
Остров сокровищ мы посетили,
Клад заветный мы открыли.
А теперь домой пора.
На корабль все, друзья.
(дети садятся на корабль)
Попутный ветер гонит нас,
До дому в раз домчит он нас.
Капитан говорит: натянуть паруса (дети изображают натягивание парусов),
Капитан говорит: правый борт ( дети переходят в зону правого борта),
Капитан говорит: левый борт (дети переходят в зону левого борта),
Капитан говорит: берегись акула (дети встают смирно и не шевелятся),
Капитан говорит: правый борт ( дети переходят в зону правого борта),
Капитан говорит: левый борт (дети переходят в зону левого борта).
Вот и к дому мы доплыли, закончилось наше путешествие детвора.
Спускаемся с корабля на сушу и отправляемся к себе в группу.
Приложение №2
Консультация для родителей
«Здоровый образ жизни в семье»
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило. Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки. В-третьих, культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
- Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
- Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
- Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
- Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность.
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.
Такие занятия приносят положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.
Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
- осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
- повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
- развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!
Консультация для родителей
«Питание и здоровье дошкольника»
Питание детей дошкольников должно учитывать особенности его пищеварительной системы, она еще не окрепла и не сформировалась. Рацион питания ребенка должен состоять из легко усваиваемых компонентов.
Основные принципы здорового питания дошкольников:
-энергетическая ценность должна соответствовать возрасту; завтрак должен составлять 25% суточной энергетической ценности, обед – до 40%, полдник – 10%, а ужин 25%;
-режим питания дошкольника организован или родителями или дошкольным учреждением с соблюдением санитарных норм; часы приема пищи должны быть строго постоянными, не менее 4 раз в сутки.
-все пищевые факторы должны быть сбалансированы; немного расширяется меню.
Также под запретом острые приправы и грибы. Можно делать блюда чуть острее за счет лука, чеснок и совсем небольшого количества перца в различных соусах к мясу или рыбе. Из круп отдайте предпочтение перловой, пшенной – в них есть клетчатка.
Главное в рационе ребенка – дошкольника: теплая и горячая пища не менее ¾ всего дневного рациона. И, конечно, основа – мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты.
Организм растет, и только белок является строительным материалом. Источником легкоусваиваемого белка является мясо, лучше, если это будет телятина, мясо кур и индейки. Рыбу предпочтительно взять нежирную: треску, судака, хек, минтай, горбушу. Не угощайте ребенка деликатесами – икрой, копченостями. Можно получить раздражение нежной слизистой оболочки желудка, а пользы 0%.
Можете прибегать и к жарению при приготовлении еды для ребенка, но сильно не зажаривайте. М все-таки лучше готовьте на пару котлетки и тефтельки или в соусе.
Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные – кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты в десерты, запеканки, каши, на бутерброды.
Ежедневно кормите ребенка овощами, фруктами и соками. В сутки дошкольник должен получать 250 г овощей, до 200 г картофеля, фруктов и ягод по сезону до 250 г. Витамины Ваш ребенок может получить только из свежих овощей-фруктов. Какие овощи? Пусть это будет капуста, огурцы, помидоры, редиска, салат, зелень укропа и петрушки. Соки и нектары тоже давайте каждый день. Если не поучается давать свежий сок, покупайте соки, предназначенные для детского питания.
Хлеб выбирайте правильный, из цельных зерен, ржаной, а макароны, сделанные из муки твердых сортов пшеницы.
Сливочное не более 20 г в день и растительное масло (10 г), конечно, используем, лучше в уже готовые блюда. Не давайте жирную пищу ребенку вечером. К ночи активность работы желудка сильно снижается у ребенка, и если пища не успеет перевариться до сна, то получите не только проблемы с пищеварением, но и с крепким сном!
Что еще должен знать родитель?
1. Если Вы кормите ребенка дома после детсада, взгляните на меню дня перед уходом. Не готовьте те продукты или блюда, которые он уже ел.
2.Основные продукты для ежедневно питания были перечислены, а вот такие, как твердый сыр, сметана, яйца, рыба – не для ежедневного приема, 1 раз в 2- дня.
3. Пищу готовьте безопасную, например, мясо не целым куском, а рубленное, чтобы ребенок не подавился.
4.Тоже относится и к рыбе: вынимайте все до оной кости, или делайте фарш..
5. Бывает, что ребенок отказывается есть ту или иную пищу. Не уговаривайте, не заставляйте. Поинтересуйтесь, почему не хочет, попробуйте сами. Вы же тоже не все едите. Измените рецепт. Или этот же продукт добавьте в другое блюдо.
6. Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков.
В этом возрасте норма сахара – 50 г в день. В сладкой газированной воде это превышение в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток.
- Общая калорийность пищи примерно 1800 ккал, а по весу в день ребенок должен съедать около 1,5 кг пищи.
Да, хлопотно это готовить отдельно здоровое питание дошкольников, но ведь можно и для себя, взрослого готовить правильную здоровую еду без острого, жирного, сладкого. А предпочтение – овощами, фруктам. Это еще будет отличны примером для ребенка и залогом семейного здоровья!
Консультация для родителей
«Здоровый образ жизни формируется в семье»
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас)» Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». А что происходит в нашей школе сегодня? Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый раз в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно - сосудистой системы. Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, учителям. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.
Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»
Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» - говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.
Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья».
Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.
Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проектная деятельность в детском саду" (из опыта работы)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3338272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:1.Формирование наблюдательност...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду» (из опыта работы)
Работа предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных учреждений в условиях создания опытно - экспериментальной деятельности....
«Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду». (из опыта работы)
Важность познавательно-исследовательской деятельности ребенка....
«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...
Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...