Проект «Посвящение Архангельску»
проект (подготовительная группа)

Грицко Юлия Александровна

Особое внимание в Программе дошкольного образования уделяется развитию личности ребёнка, воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Несомненно, от педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств. Но только совместно с родителями педагоги дошкольных образовательных учреждений,  смогут достигнуть высоких результатов в формировании социокультурных, нравственно-патриотических ценностей детям. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posvyashchenie_arhangelsku.docx380.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Посвящение Архангельску»

Старший дошкольный возраст

Архангельск

2016 г.

         Актуальность темы проекта: Особое внимание в Программе дошкольного образования уделяется развитию личности ребёнка, воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Несомненно, от педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств. Но только совместно с родителями педагоги дошкольных образовательных учреждений,  смогут достигнуть высоких результатов в формировании социокультурных, нравственно-патриотических ценностей детям. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

        Проблема проекта: Проблема в том, что дети не владеют достаточной информацией о родном городе и самостоятельно им трудно организовать деятельность по ознакомлению  с родным городом, сформировать уважительное отношение к малой Родине. Их успешное  развитие в этом направлении станет возможным только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту (познавательная, проектная, художественная). Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. Но, к сожалению, родители не уделяют достаточного внимания данной проблеме, считая её неважной. Поэтому задачей воспитателя будет целенаправленная и систематическая помощь в процессе формирования нравственно - патриотических качеств личности ребёнка через совместную практико-ориентированную деятельность с родителями, направленную на знакомство детей с нашей малой Родиной – городом Архангельском в старшем дошкольном возрасте. Что поможет в дальнейшем ребёнку правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

        Цель проекта:

формирование нравственно - патриотических качеств личности детей старшего дошкольного возраста через совместную практико-ориентированную деятельность с родителями,  направленную на знакомство с городом Архангельском.

       Задачи проекта:

создание условий для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города Архангельска;

ознакомление детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием, достопримечательностями родного города Архангельска;

формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении родного города и отражать это в своей практической деятельности;

развитие бережного отношения к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

формирование интереса детей к прошлому и настоящему родного города Архангельска;

воспитание патриотических чувств, любови к «малой Родине» - городу Архангельску, гордости за её достижения.

       Вид проекта: практико-ориентированный, исследовательский.

       Продолжительность проекта:  долгосрочный (с сентября по май).

       Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.

       Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Содержание деятельности проекта

1 Этап.  Накопление знаний о городе Архангельске.

2 Этап. Создание условий для ознакомления с достопримечательностями города Архангельска и формирование личностного отношения к происходящему.

3 Этап. Организация продуктивной деятельности.

Совместная деятельность детей и воспитателя

1.1. Проведение тематических занятий по ознакомлению с историей возникновения и развития родного города Архангельска и правилам поведения на улицах города.

2.1.Подготовка  наглядного материала, подбор художественной литературы, разработка конспектов занятий и дидактических игр.

3.1 Составление рассказов о своей семье, улице. Выполнение поделок, рисунков из различных материалов.

Совместная деятельность воспитателя и родителей

1.2. Раскрытие сущности и значимости формирования у детей старшего дошкольного возраста  нравственно - патриотических качеств личности через знакомство с родным городом.

2.2 Знакомство родителей с основными темами проекта. Выбор темы для индивидуального изучения.

3.2. Помощь в организации тематической экскурсии и фиксации её результатов в виде продуктивной деятельности.

Совместная деятельность детей и родителей

1.3. Сбор информационных материалов и разработка маршрута по ознакомлению с достопримечательностями города Архангельска согласно выбранной теме.

2.3. Знакомство с достопримечательностями города Архангельска согласно выбранной теме.

3.3. Фиксация материала по собранным данным тематической экскурсии.

Календарный план / Сроки реализации (на 1 год)

Месяц

Действия   по   реализации проекта

Ответственные

сентябрь

  1. Предварительная часть.
  1. Изготовление папки - передвижки «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
  2. Консультация педагога – психолога «Развитие социального интеллекта у дошкольников»
  3. Подготовка выставки поделок и рисунков «Жизнь поморов»
  4. Изготовление гербария «Листья с нашего двора»
  5. Подготовка и проведение открытого занятия для родителей «Мой любимый город»
  6. Проведение родительского собрания «Мой город – моя судьба»
  7. Памятка для родителей «Знакомим дошкольников с родным городом»
  8. Беседа по ПДД и правилам нахождения в общественных местах и на улицах города «Безопасный город»
  9. Подготовка и ознакомление родителей с темами проекта «Посвящение Архангельску»

воспитатель,

родители, педагог-психолог

октябрь-апрель

  1. Основная часть.
  1. Просмотр видео и фотоматериалов о достопримечательностях города согласно выбранной теме.
  2. Подбор и чтение информации по выбранной теме.
  3. Разучивание стихотворений из сборника стихов местного поэта Т.А. Хвиюзовой «Посвящение Архангельску».
  4. Составление маршрута с опорой на карту города Архангельска.
  5. Выезд на экскурсию по городу согласно выбранной тематике.
  6. Составление рассказа о прошедшей тематической экскурсии.
  7. Сбор фотоматериалов, рисунков, газетных вырезок по теме прошедшей экскурсии.
  8. Изготовление макета достопримечательности по теме прошедшей экскурсии.

Родители, дети

май

  1. Итоговая часть.
  1. Участие в городском конкурсе чтецов «Архангельск - моя малая Родина»
  2. Сбор общего макета «Архангельск – горд мой родной»
  3. Рассказы «Районы города  Архангельска и их достопримечательности», расположение их на карте города Архангельска.
  4. Составление альбома «Путешествие по городу Архангельску глазами ребёнка»

воспитатель,

родители, дети.

         

          Основные темы проекта, предлагаемые родителям:

  1. Улицы нашего города
  2. Набережная Северной Двины
  3. Проспект Чумбарова - Лучинского
  4. Площадь Профсоюзов
  5. Площадь имени В.И. Ленина
  6. Детский парк
  7. Кукольный театр
  8. Театр драмы
  9. Дворец детского и юношеского творчества
  10. Вокзалы
  11. Аэропорт
  12. Мосты
  13. Памятники (Монумент Победы, памятник Петру1, обелиск «Жертвам интервенции», памятник М.В. Ломоносову, обелиск Севера и др. )
  14. Гостиные дворы – памятник русского каменного зодчества
  15. Малые карелы
  16. Северная природа (лесной массив, приметы северной природы, черника, клюква, морошка и т.д.).
  17. Музеи

          Продукт / результаты проекта:

Проект будет считаться реализованным в результате выполнения всех запланированных мероприятий и составления альбома «Путешествие по городу Архангельску глазами ребёнка».

         

         Критерии эффективности:

Цель достигнута, если: 

возрос уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о своём городе; его структуре, достопримечательностях; интереса к истории и культуре  своего города; сопричастности к жизни города;

дети могут использовать полученные знания в других видах деятельности;

возросло участие родителей воспитанников в воспитательно - образовательном процессе;

педагог может поделиться своим педагогическим мастерством в области нравственно - патриотического воспитания.

         Перспективы дальнейшего развития проекта:

данный проект смогут использовать педагоги детского сада в работе с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги - специалисты;

продукт проекта может являться наглядным пособием и источником информации в методическом кабинете ДОУ;

проект может быть представлен на городских и областных  конференциях, семинарах для обмена педагогическим опытом, распространения и использования в других учреждениях дошкольного образования города и  области;

проект может расширить границы сотрудничества с другими культурными центрами города.

Используемые источники:

  1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
  2. Архангельск 1584- 1984: Фрагменты истории/(Сост. Е.Ф. Богданов, Ю.А. Колмаков).- Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1984
  3. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999.
  4. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2004.
  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб., 2008.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие._М., 2012
  7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
  8. Морянка: рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений /Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 6-е изд., стереотип.- Архангельск, 2015.
  9. Хвиюзова Т.А. Посвящение Архангельску. Стихи. Типография «Кира», Архангельск 2014
  10.  http://www.архангельск.su/   Архангельск – Архангельск: столица Русского Севера  

Приложение

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Знакомим дошкольников с родным городом»

           В старших и подготовительных группах ДОУ дети знакомятся с историей родного города: историей возникновения и развития, основных символах города и т.д. Работу по знакомству дошкольников с родным городом и его достопримечательностями желательно закрепить проведением экскурсии, что следует делать в определенной последовательности, чтобы в ней были логика и постепенное усложнение. Например, это можно делать так:

  1. Совершайте всей семьей прогулки по родному городу, знакомьте детей с его природой и достопримечательностями. Организуйте выезд на природу за город.
  2. Рассказывайте о своем районе, периодически посещайте Краеведческий музей, выставочный зал, Дома культуры, спортивный комплекс.
  3. Гуляя по улицам и бывая на природе, обращайте внимание на красоту окружающей природы, чистоту и уют города. Фотографируйтесь на фоне городского пейзажа. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
  4. Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и желание заботиться обо всех живых существах.
  5. Помогите детям научиться отражать свои впечатления о том, что они видят, в рисунке, лепке, аппликации, изготовлении макета.
  6. Поощряйте любознательность ребенка.
  7. Беседу о зданиях города можно начать с того, что в городе много разных по назначению зданий - жилые дома, детские сады, школы, магазины, театры, музеи. Рассмотрите наиболее красивые здания города - это может быть вокзал, старинный особняк, например. Следует рассказать детям об особых зданиях – храмах, церквях, так как во всех древних городах России – это исторические памятники, памятники искусства.
  8. Так же можно рассказать детям о людях прославивших город, о том, как увековечена память о них ( обелиск, аллея героев, мемориал славы, краеведческий музей).
  9. Рассказ о местах отдыха жителей города начинать следует с того, что жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать. Сначала предложить детям назвать эти места, а потом организовать беседы с просмотром слайдов, иллюстраций. Особенно важно остановиться на знакомстве детей с музеями, следует рассказать, что такое музей.
  10. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями схемами, рисунками.
  11.  Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому. (можно спросить: Откуда такое название? Что оно может обозначать?)
  12. Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала.Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими как вы» или «Это было очень- очень давно, когда ваших мам, пап, бабушек и дедушек ещё не было на свете».
  13. Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте. Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину.
  14. Основным приемом  при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями,    является составление рассказов для дошкольников.

Домашнее задание по итогам тематической экскурсии: 

  • Составить рассказ в соответствии с выбранной темой проекта «Посвящение Архангельску». Оформить рассказ на листе ф.А4 горизонтального расположения, сопровождая фотографиями с места экскурсии, детскими рисунками, газетными и журнальными вырезками старого облика интересующего вас объекта.
  • Выполнить макет достопримечательности из любого материала, высотой до 20 см.

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект, посвященный Дню победы "Поклонимся великим тем годам"

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому ...

Творческий проект посвященный дню Матери "Моя мамочка и я - это лучшие друзья"

Сколько звезд на ясном небе!    Сколько колосков в полях!    Сколько песенок y птицы!    Сколько листьев на ветвях!...

Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"

Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...

Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"

Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...

ПРОЕКТ «Маму мамочку свою больше всех люблю» Творческий проект, посвященный «Дню Матери»

ПРОЕКТ«Маму мамочку свою больше всех люблю»Творческий проект, посвященный «Дню Матери»  Музыкальный руководитель:  Жидкова Н.Ю. ...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...

ПРОЕКТ «Маму, мамочку свою больше всех люблю» (Творческий проект, посвященный «Дню Матери») 2 младшая группа

Цель проекта: Формирование  осознанного  понимания  значимости мамы в жизни ребёнка, привитие любви и уважения к маме....