Проект «Посвящение Архангельску»
проект (подготовительная группа)
Особое внимание в Программе дошкольного образования уделяется развитию личности ребёнка, воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Несомненно, от педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств. Но только совместно с родителями педагоги дошкольных образовательных учреждений, смогут достигнуть высоких результатов в формировании социокультурных, нравственно-патриотических ценностей детям. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_posvyashchenie_arhangelsku.docx | 380.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Посвящение Архангельску»
Старший дошкольный возраст
Архангельск
2016 г.
Актуальность темы проекта: Особое внимание в Программе дошкольного образования уделяется развитию личности ребёнка, воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Несомненно, от педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств. Но только совместно с родителями педагоги дошкольных образовательных учреждений, смогут достигнуть высоких результатов в формировании социокультурных, нравственно-патриотических ценностей детям. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Проблема проекта: Проблема в том, что дети не владеют достаточной информацией о родном городе и самостоятельно им трудно организовать деятельность по ознакомлению с родным городом, сформировать уважительное отношение к малой Родине. Их успешное развитие в этом направлении станет возможным только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту (познавательная, проектная, художественная). Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. Но, к сожалению, родители не уделяют достаточного внимания данной проблеме, считая её неважной. Поэтому задачей воспитателя будет целенаправленная и систематическая помощь в процессе формирования нравственно - патриотических качеств личности ребёнка через совместную практико-ориентированную деятельность с родителями, направленную на знакомство детей с нашей малой Родиной – городом Архангельском в старшем дошкольном возрасте. Что поможет в дальнейшем ребёнку правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Цель проекта:
формирование нравственно - патриотических качеств личности детей старшего дошкольного возраста через совместную практико-ориентированную деятельность с родителями, направленную на знакомство с городом Архангельском.
Задачи проекта:
создание условий для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города Архангельска;
ознакомление детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием, достопримечательностями родного города Архангельска;
формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении родного города и отражать это в своей практической деятельности;
развитие бережного отношения к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
формирование интереса детей к прошлому и настоящему родного города Архангельска;
воспитание патриотических чувств, любови к «малой Родине» - городу Архангельску, гордости за её достижения.
Вид проекта: практико-ориентированный, исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября по май).
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Содержание деятельности проекта
1 Этап. Накопление знаний о городе Архангельске. | 2 Этап. Создание условий для ознакомления с достопримечательностями города Архангельска и формирование личностного отношения к происходящему. | 3 Этап. Организация продуктивной деятельности. |
Совместная деятельность детей и воспитателя | ||
1.1. Проведение тематических занятий по ознакомлению с историей возникновения и развития родного города Архангельска и правилам поведения на улицах города. | 2.1.Подготовка наглядного материала, подбор художественной литературы, разработка конспектов занятий и дидактических игр. | 3.1 Составление рассказов о своей семье, улице. Выполнение поделок, рисунков из различных материалов. |
Совместная деятельность воспитателя и родителей | ||
1.2. Раскрытие сущности и значимости формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственно - патриотических качеств личности через знакомство с родным городом. | 2.2 Знакомство родителей с основными темами проекта. Выбор темы для индивидуального изучения. | 3.2. Помощь в организации тематической экскурсии и фиксации её результатов в виде продуктивной деятельности. |
Совместная деятельность детей и родителей | ||
1.3. Сбор информационных материалов и разработка маршрута по ознакомлению с достопримечательностями города Архангельска согласно выбранной теме. | 2.3. Знакомство с достопримечательностями города Архангельска согласно выбранной теме. | 3.3. Фиксация материала по собранным данным тематической экскурсии. |
Календарный план / Сроки реализации (на 1 год)
Месяц | Действия по реализации проекта | Ответственные |
сентябрь |
| воспитатель, родители, педагог-психолог |
октябрь-апрель |
| Родители, дети |
май |
| воспитатель, родители, дети. |
Основные темы проекта, предлагаемые родителям:
- Улицы нашего города
- Набережная Северной Двины
- Проспект Чумбарова - Лучинского
- Площадь Профсоюзов
- Площадь имени В.И. Ленина
- Детский парк
- Кукольный театр
- Театр драмы
- Дворец детского и юношеского творчества
- Вокзалы
- Аэропорт
- Мосты
- Памятники (Монумент Победы, памятник Петру1, обелиск «Жертвам интервенции», памятник М.В. Ломоносову, обелиск Севера и др. )
- Гостиные дворы – памятник русского каменного зодчества
- Малые карелы
- Северная природа (лесной массив, приметы северной природы, черника, клюква, морошка и т.д.).
- Музеи
Продукт / результаты проекта:
Проект будет считаться реализованным в результате выполнения всех запланированных мероприятий и составления альбома «Путешествие по городу Архангельску глазами ребёнка».
Критерии эффективности:
Цель достигнута, если:
возрос уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о своём городе; его структуре, достопримечательностях; интереса к истории и культуре своего города; сопричастности к жизни города;
дети могут использовать полученные знания в других видах деятельности;
возросло участие родителей воспитанников в воспитательно - образовательном процессе;
педагог может поделиться своим педагогическим мастерством в области нравственно - патриотического воспитания.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
данный проект смогут использовать педагоги детского сада в работе с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги - специалисты;
продукт проекта может являться наглядным пособием и источником информации в методическом кабинете ДОУ;
проект может быть представлен на городских и областных конференциях, семинарах для обмена педагогическим опытом, распространения и использования в других учреждениях дошкольного образования города и области;
проект может расширить границы сотрудничества с другими культурными центрами города.
Используемые источники:
- От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
- Архангельск 1584- 1984: Фрагменты истории/(Сост. Е.Ф. Богданов, Ю.А. Колмаков).- Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1984
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2004.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб., 2008.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие._М., 2012
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
- Морянка: рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений /Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 6-е изд., стереотип.- Архангельск, 2015.
- Хвиюзова Т.А. Посвящение Архангельску. Стихи. Типография «Кира», Архангельск 2014
- http://www.архангельск.su/ Архангельск – Архангельск: столица Русского Севера
Приложение
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Знакомим дошкольников с родным городом»
В старших и подготовительных группах ДОУ дети знакомятся с историей родного города: историей возникновения и развития, основных символах города и т.д. Работу по знакомству дошкольников с родным городом и его достопримечательностями желательно закрепить проведением экскурсии, что следует делать в определенной последовательности, чтобы в ней были логика и постепенное усложнение. Например, это можно делать так:
- Совершайте всей семьей прогулки по родному городу, знакомьте детей с его природой и достопримечательностями. Организуйте выезд на природу за город.
- Рассказывайте о своем районе, периодически посещайте Краеведческий музей, выставочный зал, Дома культуры, спортивный комплекс.
- Гуляя по улицам и бывая на природе, обращайте внимание на красоту окружающей природы, чистоту и уют города. Фотографируйтесь на фоне городского пейзажа. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
- Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и желание заботиться обо всех живых существах.
- Помогите детям научиться отражать свои впечатления о том, что они видят, в рисунке, лепке, аппликации, изготовлении макета.
- Поощряйте любознательность ребенка.
- Беседу о зданиях города можно начать с того, что в городе много разных по назначению зданий - жилые дома, детские сады, школы, магазины, театры, музеи. Рассмотрите наиболее красивые здания города - это может быть вокзал, старинный особняк, например. Следует рассказать детям об особых зданиях – храмах, церквях, так как во всех древних городах России – это исторические памятники, памятники искусства.
- Так же можно рассказать детям о людях прославивших город, о том, как увековечена память о них ( обелиск, аллея героев, мемориал славы, краеведческий музей).
- Рассказ о местах отдыха жителей города начинать следует с того, что жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать. Сначала предложить детям назвать эти места, а потом организовать беседы с просмотром слайдов, иллюстраций. Особенно важно остановиться на знакомстве детей с музеями, следует рассказать, что такое музей.
- Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями схемами, рисунками.
- Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому. (можно спросить: Откуда такое название? Что оно может обозначать?)
- Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала.Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими как вы» или «Это было очень- очень давно, когда ваших мам, пап, бабушек и дедушек ещё не было на свете».
- Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте. Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину.
- Основным приемом при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников.
Домашнее задание по итогам тематической экскурсии:
- Составить рассказ в соответствии с выбранной темой проекта «Посвящение Архангельску». Оформить рассказ на листе ф.А4 горизонтального расположения, сопровождая фотографиями с места экскурсии, детскими рисунками, газетными и журнальными вырезками старого облика интересующего вас объекта.
- Выполнить макет достопримечательности из любого материала, высотой до 20 см.
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект, посвященный Дню победы "Поклонимся великим тем годам"
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому ...
Творческий проект посвященный дню Матери "Моя мамочка и я - это лучшие друзья"
Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев на ветвях!...
Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"
Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...
Познавательно-информационный проект, посвященный зимней олимпиаде в Сочи "Мы будущие олимпийцы!"
Пять колец на флаге беломМеж собой переплелисьБудто все спортсмены мираКрепко за руки взялись! Спорт и физкультура тесно связаны с разными сторонами воспитания детей: умственным, трудовым, нравст...
ПРОЕКТ «Маму мамочку свою больше всех люблю» Творческий проект, посвященный «Дню Матери»
ПРОЕКТ«Маму мамочку свою больше всех люблю»Творческий проект, посвященный «Дню Матери» Музыкальный руководитель: Жидкова Н.Ю. ...
ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...
ПРОЕКТ «Маму, мамочку свою больше всех люблю» (Творческий проект, посвященный «Дню Матери») 2 младшая группа
Цель проекта: Формирование осознанного понимания значимости мамы в жизни ребёнка, привитие любви и уважения к маме....