«Мы на Севере живём» спортивно-экологическое развлечение ( подготовительная группа)
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Сафронова Людмила Петровна

Цели:

  • Продолжать знакомство детей с фауной тундры и Арктики.
  • Развивать у детей чувство уважения к культуре народов севера.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к миру животных.
  • Формировать чувство ответственности за сохранение и развитие мира животных.
  • Формировать экологическую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     

«Мы на Севере живём»

спортивно-экологическое развлечение

( подготовительная группа)

Цели:

  • Продолжать знакомство детей с фауной тундры и Арктики.
  • Развивать у детей чувство уважения к культуре народов севера.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к миру животных.
  • Формировать чувство ответственности за сохранение и развитие мира животных.
  • Формировать экологическую культуру.

Дети заходят в зал (звучит песня И. Корнилова « Северный край»)

Ведущий:

Отгадайте – ка, ребятки

Про кого моя загадка.

Кто поляны белит мелом,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все перины? (Зима)

Ведущий: 

За  что мы любим зиму?  (Ответы детей) 

Давайте, ребята слепим снеговика.

Хороводная игра с имитацией движений «Снеговик»

Раз и два, раз и два-

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком

Мы его слепили ловко

Вместо носа есть морковка,

Ручки – веточки нашли

А на голову ведро

Посмотрите, вот оно!        

В зал вбегает Снеговик

Снеговик:

Здравствуйте! Я, ребята Снеговик.

К снегу, к холоду привык,

А у вас здесь так тепло,

Что боюсь растаять.

Ведущий: Не волнуйся, Снеговик, мы тебе поможем.  Сейчас мы окажемся там, где на нашей Земле всегда холодно и лежат снега? ( В Арктике). Звучит музыка.

 Правильно, ребята. Даже холодным полярным летом солнце не поднимается высоко, хотя оно и светит целый день. Но его нежаркие лучи отражаются ото льда, как от зеркала, и растопить лёд не могут. А зимой в Арктике почти круглые сутки – ночь. И тянется она полгода.

Но, не смотря на холод и полярную ночь, мы начинаем познавательно – спортивную игру «Мы на Севере живём». Участвовать в ней будут гости с Южного и Северного полюсов.

Ведущий:

А сейчас сюда вниманье,

Чтобы было пониманье.

Представляем вам жюри,

Ты внимательней смотри. (Представление жюри).

Первый  конкурс: Приветствие команд.

 Команда «Пингвины»

Вразвалку ходит, как моряк

Белый галстук, чёрный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои    (Пингвин).

Команда «Белые медведи»

Этот мишка снежно – белый-

Самый крупный, самый смелый!

Он всю жизнь живёт в снегу,

На холодном берегу.

Мы ваши добрые соседи,

Мы -….  (Белые медведи). 

Снеговик: Вы добирались очень долго, давайте проведём с вами разминку.

Ребёнок:

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Ритмическая гимнастика под музыку «Где -  то на белом свете».

Один из поэтов севера Роман Ругин провозгласил:

Народная мудрость, как волна обская,

Которую не вычерпаешь вечно,

Народа мысли достигают неба,

За вожжи солнце тянутся схватить.

Второй конкурс:

Переходим к конкурсу второму,

А сейчас узнаете, к какому.

У меня есть несколько загадок,

А вы скажете столько же отгадок. 

Участники обеих команд отгадывают поочерёдно загадки о животных и птицах тундры.

«Загадки»:

1. И красив, и быстр, и ловок,

Сотня у него уловок.

Леммингов по тундре гонит,

А его охотник ловит.

Кто пушистый наш хитрец?

Угадали вы…(Песец)

   2. Он всегда голодным бродит,

 Всё добычи не находит,

 Оттого, забыв о сне,

 Часто воет при луне.

 В тундре многим -  главный враг,

Любит он глухой овраг. (Полярный волк)

   3. Ищет ягель он копытом,

А рога бросают тень.

Вы, конечно, догадались,

Это – северный …(Олень)

   4. В тундре есть один зверёк,

Быстрый сам, а хвостик чёрный,

Он, как ящерка, проворный,

А живёт один без стай.

Это, дети…   (Горностай)

   5. Нравом – хищник, он жесток,

С ним не свяжется и волк,

Может съесть он оленёнка,

Он догонит и зайчонка,

И на всех нагонит страху.

Вы узнали    (Росомаху)

    6. Крылья белы, как бумага,

  Глаз, как блюдце,

 Лапка – лапа!

 Мощный клюв и не мала,

 Она -...(Полярная сова)

    7. Очень многим удивляю тем,

        Что в северном краю

  Лишь одна из птиц меняю

        Шубу на зиму свою. (Куропатка)

     8. Длинноухий модник:

       Летом в сером кафтане бегает,

       А зимой белую шубку надевает(Заяц)

   

     

Снеговик: Предлагаю отправиться в тундру и поискать зайца.

Эстафета «По заячьим следам»

Ведущий:

Будь милостлив к природе, человек!

Берёшь, бери не более, чем нужно.

Тогда и звери свой клыкастый век

С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

                                               ( Л. Лапцуй)

Тундра для ненцев – огромный, просторный чум.  Северный человек берёт от природы столько, сколько необходимо для жизни. В отличие от ненцев, пришлое население не всегда соблюдает правила тундры: часто охотятся на животных без надобности, а из – за азарта. Северяне бережно хранят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения. Некоторые виды животных и растений становятся редкими и исчезающими. Они занесены в «Красную книгу». Что такое  «Красная книга»? Почему её назвали «красной»? (Ответы детей).

Ведущий: Итак, продолжаем захватывающий поединок между командами  «Пингвины» и «Белые медведи».  Вы хорошо знаете животных и птиц нашего края. А мы сейчас проверим, как выберите тех животных, которые занесены в «Красную книгу». (Предлагаются картинки с изображением животных).

Ребёнок:

В белой тундре, где снега,

Он растит свои рога-

Гордый северный олень!

Царь всех северных зверей.

Снеговик:  Народы Ямала – оленеводы, рыбаки и охотники. Их дети  играют в разные игры. И мы с вами поиграем в ненецкую игру.

Подвижная игра «Волк и олени»

Третий  конкурс: стихи о животных Севера.

 1. В рубашке пуховой,

     Густой и добротной  

     Рыщет неслышно белый песец.

     Лемминга ищет всегда на охоте

     Тундры открытой вечный жилец.

 

2. Гордится морж усами

    И острыми клыками.

    Он в Арктике живёт,

    Где снег вокруг и лёд.

              3.Белой тундрой целый день

                 Ходит северный олень.

                 Разгребает снег копытом,

                 Сладкий ягель ест досыта.

              4. Как проворные дельфины  

                  Плавают в воде пингвины!

                  А как вылезут на сушу,

                  Ходят очень неуклюже.

Снеговик приглашает поиграть в  ненецкую игр «Хэйоро» (Солнышко)

Ведущий:

Капитаны, подойдите

И заданье получите.

А задание такое-

Очень даже непростое.

Вам, ребята, вместе нужно

Выложить картинку дружно.

Четвёртый конкурс «Головоломка»

( Каждой команде выдаётся разрезанная картинка с изображением животных. Задача каждой команды: как можно скорее собрать картинку).

Ребёнок:

Как в краю метель -  буранном,

Ледовито – океаном,

На оранжевой ноге

Скачет сказка вдалеке.

Прыг – скоком, прыг – скоком,

Видит сказка синими оком,

Выбирает, что ей взять

И ребятам рассказать.

Инсценировка сказки «Два медведя»

( по мотивам ненецкой народной сказки «Чёрный и белый»)

Автор:

Белый Мишка жил на море.

Бурый брат явился вскоре.

Разгорелся тут сыр-бор –

Очень грубый разговор.

Белый  мишка:

Кто тебя сюда позвал?

Отвечай же мне, нахал.

Здесь у моря я живу,

Тебя в гости не зову!

Бурый мишка:

Приглашенья я не ждал,

Взял и просто прибежал.

Я у моря посижу,

Свежим ветром подышу.

Автор:

Разговор не получался,

Между ними бой начался:

Друг на друга налетели,

Клочья шерсти полетели,

Отдуваются, пыхтят,

Только косточки трещат.

Птица:

Перестаньте, братья, злиться,

Вам бы надо помирится!

Море большое! Много земли!

Здесь разместиться все мы смогли!

Ссориться, братья, вовсе не нужно.

Жить всем нам надо в мире и дружбе!

Дайте друг другу косматые лапы!

И ты подавай, и ты, Косолапый!

Белый  мишка:

Ох, мой милый бурый брат,

Отдохнуть я был бы рад:

Тяжко по земле шагать,

Лучше б с льдины понырять!

Море Карское качает,

Успокоит, приласкает.

Лучше мне у моря жить,

К тебе в гости приходить.

Бурый мишка:

Воды мне нечего бояться,

Ведь тоже надо умываться.

Тебе – рыба, мне – грибы.

Вот и награда за труды.

Вместе: Бурый  и Белый мишки:

Мы с тобой навек друзья.

Ссориться не станем зря.

И землю нечего делить,

Надо просто дружно жить!

Ведущий: Ребята мы знаем, что нужно беречь природу. От нас зависит, чтобы она осталась такой же прекрасной.

Снеговик:

Наш праздник к концу подходит,

Жюри итоги наши подводит,

Чтобы нам не горевать,

Надо танец станцевать.

Танец «Пингвины»

Итоги праздника. Награждение команд.

Как вы думаете, может произойти встреча  бурого медведя из тайги, с белым мишкой из Арктики? Они встретились и даже подружились на развлечении «Мы на Севере живём» для детей подготовительных групп в МБДОУ

Команда «Пингвины.

Вразвалку ходит, как моряк

Белый галстук, чёрный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои    (пингвин).

Команда «Белые медведи».

Этот мишка снежно – белый-

Самый крупный, самый смелый!

Он всю жизнь живёт в снегу,

На холодном берегу.

Мы ваши добрые соседи,

Мы-….  (белые медведи). 

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Как в краю метель -  буранном,

Ледовито – океаном,

На оранжевой ноге

Скачет сказка вдалеке.

Прыг – скоком, прыг – скоком,

Видит сказка синими оком,

Выбирает, что ей взять

И ребятам рассказать.

Осторожно: Ямал!

Вновь над тундрой летит обращенье,

Словно помощи крик бьётся в наших сердцах.

Время больше не ждёт.

Человек, оглянись на мгновенье.

Ты увидишь природы начало конца

1. В рубашке пуховой, густой и добротной,

Рыщет неслышно белый песец.

Лемминга ищет всегда на охоте

Тундры открытой вечный жилец.

 

2. Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

3.Белой тундрой целый день

Ходит северный олень.

Разгребает снег копытом,

Сладкий ягель ест досыта.

4. Как проворные дельфины  

Плавают в воде пингвины!

А как вылезут на сушу,

Ходят очень неуклюже.

5. Чем известен полюс Южный?

Тем, что полюс южный – вьюжный.

Там, в холодном океане,

 Леопард морской живёт.

И меж льдин, в седом тумане,

Полосатый кит плывёт 

В белой тундре, где снега,

Он растит свои рога-

Гордый северный олень!

Царь всех северных зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осеннее развлечение" подготовительная группа

Осеннее развлечение. Подготовительная группа...

План развлечений подготовительной группы.

1. Координация деятельности  ДОУ и родителей с целью повышения качества образовательного процесса в подготовительной группе.2. Создание условий для оптимального удовлетворения и развития познават...

спортивно – экологического зимнего развлечения на прогулке «В гостях у госпожи метелицы»

Цель: укрепление здоровья детей.Задачи: ·        создать эмоциональное настроение, способствующее воспринимать образ метелицы;·...

сценарий спортивно-экологического праздника в старшей группе "Зов джунглей"

Цель: сплотить детский коллектив; в совместной деятельности привить любовь к активному отдыху; здоровому образу жизни.Задачи: развивать силу, быстроту, ловкость, внимание; учить дружно, сообща выполня...

Конспект спортивного развлечения подготовительной группы по патриотическому исследовательскому проекту «Игры народов севера»

Конспект спортивного   развлечения  подготовительной группы  по патриотическому  исследовательскому проекту «Игры народов севера»...