Нод о труде горняков.
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия «Славим мы горняков отважных»
для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Бурундукова Вера Михайловна, воспитатель МБДОУ «ДС № 25 «Серебряное копытце», Красноярский край, г. Норильск, район Талнах
Программное содержание: закреплять знания детей о профессиях людей, живущих в нашем городе; познакомить с распространёнными профессиями: металлург, горняк; довести до сознания детей как важен, труд человека, развивать мышление; воспитывать уважение к людям труда, стремление самим трудиться.
Обогащение словаря: железная руда, горняк, металлург.
Предварительная работа: беседа о труде родителей, рассматривание иллюстраций о разных профессиях, дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
Оборудование: кусочки железной руды, лупа, магнит, видеопрезентация.
Методические приёмы: игровой персонаж Никелька, художественное слово, игра «Кто без чего не может жить», рассказ воспитателя о металлургах и горняках, опыты по выявлению свойств железной руды, задание: «Обведи ладошки».
Ход занятия.
Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в особый «Каменный мир». Почему каменный? Да потому, что разговор наш будет о природных камнях и о предметах, которые можно сделать из этих камней. И путешествовать с нами будет гномик «Никелька».
Никелька: Здравствуйте ребята! Узнали меня? Меня зовут Никелька. Я живу в глубине талнахских гор.
«Я веселый умный гном
С каждым камнем я знаком,
В камнях – радужные краски,
Тайны в них живут и сказки.
На их тайны и секреты
Вместе мы найдем ответы!»
Никелька: Я рад, что попал к вам в гости. Наш суровый край носит красивое имя – Таймыр, что означает «богатый, щедрый». Богат наш край реками с прозрачной водой, многочисленными водопадами, бездонными озерами, ягодами, грибами, ценной рыбой. Огромные стада диких северных оленей пасутся на Таймыре. Но главные природные богатства долго были скрыты в глубине таймырской земли. Это руды, которые являются самым настоящим сокровищем, так как содержат необходимые людям металлы – никель, медь, кобальт, золото, платину и многие другие.
Нелегко было найти руду. Сделали это геологи – люди необыкновенно интересной профессии, знающие, где искать бесценные кладовые природы. После долгих поисков, среди бескрайней тундры, нашли они большие запасы богатых руд. Благодаря этой находке и появился город Норильск, а затем Талнах, были построены заводы, фабрики, рудники.
День и ночь на рудниках трудятся горняки, добывают руду. Профессия горняка в Талнахе – самая главная, уважаемая, ведь пока горняки добывают руду, будут работать и рудники, и фабрики, и заводы. А значит, будет жить наш город.
Никелька: Сегодня я пришел с вами поговорить о профессии «Шахтера». Скажите мне, пожалуйста, у кого папа шахтер? А что делает шахтер? Кто еще трудится под землей?
Я не раз бывал под землей на наших рудниках и сфотографировал, как трудятся наши шахтеры.
(просмотр видеослайдов)
Слайд № 1
На далёкой северной земле, где мы с вами живём, геологи нашли самую богатую в мире руду, которая содержит много разных металлов. Залегает руда глубоко под землей и для того, чтобы освоить природные богатства и проникнуть в недра земли, в эти края после геологов приехали люди разных профессий.
Слайд № 2
Я знаю, что геологи ищут то место на земле, где по законам природы может быть руда. На месте где залегает руда, строители строят шахты, а горняки добывают руду. Чтобы из руды получился металл, трудятся люди разных профессий: машинисты электровоза, водители грузовиков везут руду с рудников на металлургический завод, а металлурги из руды выплавляют металл
Готовый металл отправляют на грузовых кораблях. Грузовым кораблям расчищают путь по северному морскому пути ледоколы. Наш норильский металл ждут разные заводы и фабрики нашей страны и некоторых стран мира.
Слайд №3
Я - Никелька и я знаю, что делают из норильского металла! Металлы помогают людям летать, ездить, собирать урожай, защищать родину. Это – детали для компьютера и другой электронной техники, механизм для часов, различные технические инструменты и даже музыкальные, посуда, трубы.
Помогают добывать руду машины. Некоторые машины ты знаешь, а какие-то тебе совсем незнакомы. Помогает горнякам добывать руду различный транспорт.
Слайд № 4
Автобусы везут рабочих до места работы. Это наземный пассажирский транспорт.
Слайд №5
К месту работы шахтёры едут на электричке. Электричка развозит рабочих на разные участки шахты.
Слайд № 6
Есть специальные автобусы. Это подземный пассажирский транспорт. Автобус может увезти сразу двадцать человек. Только вагончики подземной электрички и автобусы очень маленькие, потому что подземные тоннели, которые называются - горные выработки невысокие и узкие!
Слайд № 7
Шахтёры идут пешком к дальним забоям. Забой – это окончание тоннеля, там, где добывают руду, это место где работают буровые машины
Я знаю, где спят подземные машины?
Слайд № 8
Весь горный транспорт находится в подземном гараже. Там машины ремонтируют и заправляют топливом.
Слайд № 9
Чтобы руду добыть, ее надо отколоть от скалы (горы) и измельчить на более мелкие камни. Крепкую горную породу разбивают на мелкие кусочки с помощью взрывчатки, а взрывчатку закладывают в глубокие отверстия, которые бурят буровые машины.
Буровая машина может бурить отверстия не только в горизонтальную, но и в вертикальную поверхность, т. е. в потолок и даже в бок.
Слайд № 10
Перевозят руду в погрузо - доставочной машине. Она похожа на экскаватор. У машины есть ковш, он умеет подниматься вверх и высыпать груз в кузов самосвала. Подземный самосвал везет горную породу к грузовому подземному электровозу.
Слайд № 11
Вот так выглядит самосвал – это мощная умная машина ловко объезжает все сложные повороты шахты, везёт руду до железной дороги.
Слайд № 12
Железная дорога - это рельсы, по которым едет поезд. Электровоз везёт тяжелые вагоны с рудой.
Слайд № 13
Вагоны с рудой везут электровозы на поверхность, или как говорят горняки - на гора!
Слайд № 14
Эта специальная шахтная машина, которая выравнивает стены и потолок.
Слайд № 15
Всем горнякам мы желаем крепкой кровли над головой! Кровля это потолок выработки! И от того насколько кровля крепкая зависит здоровье и жизнь шахтеров!
Эта специальная шахтная машина наносит цементный раствор на стены и потолок, чтобы не было обрушений.
Слайд № 16
В нашем городе стало хорошей традицией проводить выставку подземной горной техники в день Шахтёра.
Физминутка: «Отгадай, а мы покажем». (Водящий должен отгадать, какие профессии изображают дети с помощью пантомимы).
Никелька: Я принес вам из шахты кусочки железной руды, раздает детям кусочки железной руды. Наша Талнахская земля богата залежами железной руды. Давайте, определим её свойства. (У каждого ребёнка на столе камешек, лупа, магнит). Посмотрите на руду, какого она цвета? (тёмно-коричневого) Возьмите в одну руку камешек, а в другую – кусочек железной руды. Что тяжелее? (железная руда тяжелее, она тяжелее гранита) Поднесите магнит к небольшим кусочкам железной руды. Что вы наблюдаете? Почему? А теперь возьмите лупу и рассмотрите кусочек железной руды, (она состоит из мелких зёрен, плотно соединённых между собой). Посмотрите, если я стукну по железной руде молотком, что произойдёт? Она не расколется, так как прочная.
Железная руда залегает глубоко под землей. Люди, которые добывают руду, называются горняками. Если железную руду расплавить в железной печи, то можно получить много железа. А без металлов в наши дни никуда! Что делают из металла? (ножницы, иголки, рельсы, детали для машин…). Люди, которые получают из руды металл, называются металлурги. Горняк и металлург – профессии мужские, тяжёлые и опасные, но очень нужные людям.
Все профессии нужны, все профессии важны. Чтобы иметь профессию, нужно выбрать себе дело по душе и специально обучаться. В каждом таком деле есть специальные инструменты.
Игра с мячом «Кто без чего не может жить».
Портной (без иголки)
Скрипач (без смычка)
Рыбак (без удочки)
Плотник (без молотка)
Столяр (без рубанка)
Художник (без кисти)
Шахтер (без каски и отбойного молотка)…
Мы все, ребята, знать должны, всему должны учиться
Ведь надо взрослым помогать, чтобы потом трудится.
И что такое в шахте труд ребятам знать не худо.
Откуда уголь достают и мебель и посуду
Как строят дом, одежду шьют
Чтоб мы не думали, что вещи на чудо дереве растут
Конечно, вещи не растут, чтоб сделать вещи нужен труд!
Детям предлагается на листочках обвести свои ладошки и нарисовать в них, что они умеют делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа
Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...
Проект "Весёлые прищепки" Автор: Кобзаренко Светлана Григорьевна- воспитатель МБДОУ «детский сад «Звёздочка» г. Горняк, Локтевский район, Алтайский край
ldquo;Источники способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли”В.А. Сухомлинский...
Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.
Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....
Презентация о труде горняков
Презентация о труде горняков...
Проект по легоконструированию "Дворец культуры Горняк"
Даннный проект представлялся на конкурс "Легозвездочка 2022"...
Растим горняков с детского сада
В рамках муниципального проекта «Академия профессий» для детей подготовительной группы № 2 «Неваляшки» было проведено образовательное мероприятие, целью ко...
профориентация в детском саду - Кладовая солнца. «Знакомство с профессией шахтёр, горняк»
Познакомить детей с профессией горняк и шахтер. Показать какие полезные вещи делают из каменной смолы.Воспитывать уважение к людям труда, поддерживать познавательный интерес. Вызвать желание больше уз...