Конспект "Знакомство с историей появления кубанского казачества"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs.docx | 22.83 КБ |
prezentatsiya_istoriya_kazachestva.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 7
муниципального образования Усть - Лабинский район
Конспект в подготовительной к школе группе «Знакомство с историей появления кубанского казачества» с применением ИКТ (слайд- презентация «История появления казачества»).
Подготовил:
воспитатель
Чернова М. Ю.
2019 г.
Цель:
-Дать знания детям о родном крае, об истории возникновения, ознакомить с именами тех, кто прославил край;
-воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному краю, к казакам; интерес к прошлому и настоящему.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев.
Развивающие:
Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к старшему поколению.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани».
Материалы: диск с записью кубанской песни, слайды «История появления казачества», иллюстрации, колесо, макеты крепости, хаты, шапки- кубанки.
Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, здоровье.
Ход:
1. Введение в проблемную ситуации:
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть малая Родина, где он родился и живет. Как называется край, в котором вы живете?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: Правильно, мы живем в Краснодарском крае. Краснодарский край ласково называют Кубанью. Это название произошло от главной реки – Кубань. Сегодня я хочу рассказать вам об истории возникновения Кубани, а для этого мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.
Звучит кубанская народная песня.
2. Рассматривание:
Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, иллюстрации.
3. Актуализация знаний:
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто еще поет казачьи песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо, это не просто колесо, а колесо времени. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад. Скажите, а вы знаете что означает слово «казак»?
Дети: «Казак» – означает «вольный человек».
4. Сообщение новых знаний:
Воспитатель: Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.
После войны с Турцией река Кубань стала границей, и вся правобережная часть кубанского края вошла в состав России.
Слайд 2, 3
Для того чтобы обеспечить надежную охрану южной границы русского государства, было решено поселить на правом берегу Кубани черноморских казаков. Войсковому судье Головатому удалось получить высочайшую Жалованную грамоту Императрицы Екатерины II. о пожаловании Черноморскому казачьему войску «в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне Кубани, от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная».
Воспитатель: А какое знакомое название города вы сейчас услышали?
Дети: Усть-Лабинск.
Воспитатель: Верно. Когда- то Усть-Лабинск был крепостью с хорошими укреплениями для защиты границы от врагов. В наше время от неё остались только руины (показ иллюстраций). Как вы думаете, почему и для чего царица подарила казакам землю?
Слайд 4, 5, 6
Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Слайд 7, 8
Воспитатель: А возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения новых земель Атаман Захария Чепега. (показ портрета) И сказал Атаман казакам «Здесь граду быть». Слово «град» означает город. Так казаки начали строить город. Они начертили план города и преступили к строительству города. Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота. На высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления. Город назвали Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам. Так и стали обживаться казаки на Кубани.
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, как теперь называется этот город?
Дети: Краснодар.
Воспитатель: Как казаки начали строить город?
Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).
5. Чтение художественной литературы:
Воспитатель: Послушайте стихотворения, которые написал И.Варавва
- «Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое неповторимое сказанье:
Размашистые станы синих гор,
Седая даль желтеющей Кубани.
Под камышовой крышей вырос я,
Собрав пути ушедших поколений.
И нет мне в жизни этой забытья,
От дум твоих, от песен и волнений»
- «Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я прочитала вам стихотворения Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не собирались отсюда уходить, это была их земля, их дом, их Родина.
Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Как вы думаете, из какого материала строили хаты?
Слайд 9
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не падал, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.
Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Слайд 10
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель: Но самым главным занятием для казаков было все таки охранять южные границы России от врагов. Казаки были людьми смелыми, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру
Игра «Кубанка – шапка казака»
Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.
Воспитатель: У нас ребята все ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
Слайд 11
Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур.
Воспитатель: Эти дворы назывались подворьем. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы.А как вы думаете на месте нашей станицы мог стоять курень?
Дети: Да мог, со временем он превратился в красивую, большую станицу Ладожскую.
Воспитатель: Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.
6. Рефлексия:
Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, уважали своих предков и еще больше стремились познать историю своего народа и любили свою Родину еще сильнее. Что было самым интересным для вас? Какие трудности возникали? Что запомнили?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дар Екатерины
После царского подарка началось переселение казаков на кубанскую землю.
Всё впереди!
Казаки- черноморцы, переселившись на Кубань, не только осваивали новые земли, но и охраняли их от закубанских горцев. Вдоль оборонительной линии вырастали новые станицы.
Атаманы возглавившие казаков- переселенцев
Освоение новых земель Казачье подворье
Дети с детства учились военному искусству Будни казаков в спокойное время Одежда казаков
Семья казака
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Быт и традиции Кубанского казачества"
Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...
"Традиции и быт кубанского казачества"
Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работа: глэчик, м...
ПЛАН мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и бытом Кубанского казачества 2010-2011 учебный год
Вашему вниманию предлагается план по ознакомлению с историей и бытом кубанского казачества....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Данная статья посвящена проблемекоррекции речи детей с нарушениямизрения при использовании материала по ознакомлению детей с бытом иисторией кубанского казачества.Недоразвитие речи у ...
Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.
Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....
«Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»
laquo;Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»...