Реализация программы С.Н.Николаевой "Юный эколог".
рабочая программа (старшая группа)

Галаева Ольга Владимировна

В данной работе представлен отчет по реализации задач программы "Юный эколог" за один учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. описана проведенная работа и возникшие трудности. предложены пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.odt40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».

(отчет)

составила Галаева О.В.

 С начала учебного года в педагогический процесс была включена парциальная программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Реализация целей  данной программы, поставила перед нами ряд задач. Во-первых, было необходимо правильно организовать деятельность, учитывая общие задачи развития детей плюс коррекционную работу. Во-вторых, встала задача в повышении собственной квалификации. В-третьих - учет ресурсных возможностей сада.

Свою работу мы начинали с построения предметно-развивающей среды в группе, с подбора литературы. Для ознакомления  с природой  в группе переоборудовали и  дополнили уголок природы: оформили календари наблюдений за погодой, за птицами, за ростом растений, подготовили тематические папки, сделали макеты по экосистемам и подобрали комнатные растения,  познавательный материал (дидактические игры и пособия, предметные и сюжетные картинки).  В групповом уголке имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок. На территории - небольшой огород, цветник.

В течение года постоянно пополняли предметно-развивающую среду, тем не менее, постоянно чувствовалась нехватка материала: оборудования для экспериментирования, сюжетных картин, дидактических пособий.

Практическая деятельность в природе имеет ключевое значение. Контакты с природой, систематическое общение с ней, важнейшее средство и условие формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к её объектам и явлениям. Размещение живого уголка в детском саду, на наш взгляд, носило только эстетический характер. Дети с удовольствием наблюдали за происходящим в живом уголке, но осуществлять какую-либо практическую деятельность в нем, было проблематично. Для того, чтобы дети в полной мере смогли удовлетворить свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, мы считаем, нужно подобрать другое пространство для живого уголка. Работу с детьми по экологическому воспитанию в детском саду целесообразней проводить в  специально оборудованном помещении, где дошкольники имели бы возможность понаблюдать и поухаживать за растениями и животными, провести опытно-исследовательскую работу.

Оформленная в детском саду мини-лаборатория, к сожалению, не пользовалась большим успехом по разным причинам. Наличие в саду нескольких одинаковы по возрасту групп привело к несогласованности в работе (одновременное использование одного и того же материала и оборудования); скудность представленного материала и оборудования - необходимо, чтобы на занятиях каждый из детей, имел всё необходимое для проведения работы (то, что ребенок "пропустил через свои руки",запоминается более надежно, экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, а нашим детям, по большей мере, приходилось быть лишь созерцателями). Поэтому было решено оборудовать лабораторию в группе.

 Для повышение собственной квалификации возникла потребности в экологическом образовании и самообразовании. Для освоения содержания, форм и методов экологического воспитания детей, освоения конкретных технологий экологического воспитания детей, мы посещали проводимые в саду консультации, семинары-практикумы по этим вопросам, участвовали в обсуждение  познавательных открытых занятий, изучали специальную литературу. Считаем необходимым продолжить данную работу.

Правильно организовать деятельность по экологическому воспитанию было самым трудным.  Образовательная деятельность по данному направлению осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности, разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной). Предложенный перспективный план, было необходимо пересмотреть в связи со спецификой группы. Приоритет коррекционной работы в нашей группе не позволил осуществлять образовательную деятельность по экологии в процессе НОД. Большинство знаний приходилось давать детям в процессе бесед. Но для прочного усвоения дошкольниками содержания  знаний, экологическое образование и воспитание не могут ограничиться отдельными беседами. Беседы, игры, наблюдения, экскурсии  носят прикладной характер, служат для усвоения  комплекса знаний. Одно дело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу “плохо”. И совсем другое, когда ребёнок знает, сколько животных и растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костёр, а можно объяснить, что почва – живая земля, в которой обитает множество живых организмов, корни растений, и многие из них гибнут из-за разведения костров. Поэтому, считаем необходимым, продолжить поиск оптимальных форм работы. В этом году нам помог интегрированный подход. Элементы экологических знаний дети  получили  на занятиях по ФЭМП, ФЦКМ, музыке, развитию речи, лепке и рисованию.                                   За год провели циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью - за хомяком, зимой - за птицей, весной - за рыбами в аквариуме, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Одну неделю в месяц наблюдали сезонные явления природы, вели календарь нового типа. Заполняли символические календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородных культур. Ввели новую форму работы - природоохранные акции. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние  на сознание детей. Литературный стержень составили произведения Виталия Бианки. Особое значение имели комплексные занятия. С их помощью удавалось углублять и обобщать с детьми знакомый  материал.

Исходя из опыта этого года, пришли к выводу, что работа по экологическому воспитанию  должна строиться на принципах взаимодействия, взаимного сотрудничества. В результате несогласованности  с музыкальным руководителем не провели ряд праздников и развлечений.  Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду в рамках экологического образования, имело небольшой объем. Родители принимали активное участие в конкурсах поделок из природного материала, а также оказывали нам помощь в проведении природоохранных акций, направленных на сохранение объектов природы, таких как «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Зеленая елочка – живая иголочка», уборка территории.  Для того, чтобы родители стали полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса необходимо использовать различные формы работы с родителями.

Работа по экологии детей старшего дошкольного возраста базируется на ранее полученных знаниях. В этом возрасте идет усложнение содержания экологического воспитания, а нашим детям пришлось получить эти знания здесь и сейчас. Сформировать человека с новым, экологическим типом мышления можно только с раннего детства.  Необходимо, чтобы знания по экологической тематике  составляли единую систему, в которой начальные, более простые этапы обучения являются базой для последующих, более сложных, обобщающих.  Работа эта большая, и чтобы видеть результат своей работы, мы проводили с детьми диагностические исследования.

На начало учебного годы общий уровень сформированности начал экологической культуры имел следующие показатели: 30% детей имели низкий уровень, 70% - средний уровень. В конце года 7 детей из 10, т.е. 70% воспитанников имеют высокий уровень, а 30% - средний. По результатам исследования видна положительная динамика развития детей.

И подводя итоги за год хочется отметь то, что работая над этой темой мы действительно видим наших воспитанников любознательными, общительными,  более самостоятельными. Постепенно  формируется осознанно-правильное отношение к природе.

Сентябрь.

Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка.

Дети осмотрели участки, познакомились с названиями цветущих растений, определения их строения. Сравнивали  растения по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. Определяли назначение всех частей растения, стадии рост. Собирали семена, выясняли нужно ли собирать семена дикорастущих растений.

Чтение  книги В. Бианки «Мышонок Пик».

Знакомились с портретом автора, рассматривали иллюстрации, рисовали, делали книжки-самоделки.

Беседа о здоровье.

Обсуждали, что вредит нашему здоровью, что делает его крепче.

Работа с календарем природы.

Учились заполнять календарь природы, познакомились с условными обозначениями, выбрали дерево для наблюдений.

Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». «Летом».

Рисовали березы.

Занятие «Овощи и фрукты на нашем столе».

Уточнили представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов,  о способах их употребления в пищу; закрепили представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учились готовить салат.

Октябрь.

Цикл наблюдений за хомяком.

Познакомились с новым обитателем живого уголка,выявили его характерные особенности, условия жизни, кормили. Наблюдали за тем ка хомяк ест, отдыхает, передвигается,  ухаживает за собой.

Занятие «Растения в нашем уголке природы».

Уточнили представления детей о растениях уголка природы, о необходимых для них условиях жизни, расширили представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях, учились распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры и ухаживать за ними.

Чтение рассказов В. Бианки.

Прочитали рассказы«Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме». Коллективно изготовили самодельные книжки.

Работа с календарем природы.

Помогали детям заполнять календарь, учили рисовать по трафаретам значки, выявляли перемены в погоде, учились сравнивать ее и отражать изменения в рисунках.

Занятие «Корова и коза – домашние животные».

 Познакомили с особенностями внешнего вида этих животных, узнали где живут, какую приносят пользу; как человек заботится о них, создает все условия для жизни.

Беседа «Для чего животным хвосты?»

Уточнили представления детей  о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; слушали чтение книги В. Бианки «Хвосты», инсценировали ее, делали выводы.

Ноябрь.

Организация зимней подкормки птиц.

Повесили обновленную кормушку, подготовили корм, определили место его хранения. Познакомили с календарем наблюдений за птицами. Учили детей собирать крошки хлеба, сухой каши в специально отведенную для этого посуду, смешивать их с зерном.

Беседа «Жизнь хомяка в природе».

 Познакомили  детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, уточнили представление о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек. Сделали модель маскировки.

Занятие «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме».

 Дали детям представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, о том, как белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год, расширили представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме.

Чтение рассказов  В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…».

Организовали изготовление книжек-самоделок.

Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». «Осенью».

Рисовали осенние березы.

Беседа «Лошадь и овца – домашние животные».

 Расширили представление о домашних животных, как  используются в хозяйстве, как  человек заботится о них, создает все условия для их жизни.

Комплексное занятие «Уходит золотая осень.

Уточнили представления детей об осени. Рассмотрели календарь природы за осенние месяцы, вспомнили какая была погода, как выглядели растительность, покров земли, какие встречались насекомые, птицы. Обсудили осенние изменений в жизни животных. Рассмотрели картины художников, вспомнили произведения В Бианки, стихотворения об осени. Нарисовали картины на осеннюю тему.

Декабрь.

Акция «Зеленая елочка – живая иголочка»

 В акцию входят такие мероприятия: цикл наблюдений за елью, изготовление и распространение плакатов о сохранении елей, новогодние праздники  на улице вокруг живого дерева.

Цикл наблюдений за елью.

Объектом наблюдения стала ель, растущая на территории сада. Дети познакомились с  характерными особенности ее строения, признаками, отличающие ее от других деревьев.  Выяснили, что нашей ели примерно 20 лет,  что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели и как этого избежать. В свободное время прочитали  сказку С. Михалкова «Елочка» и нарисовали иллюстрации к ней. Беседуя с ребятами по прочитанному, выяснили, что дети  сочувствовали маленькой

елочке,  переживали за нее.

Продуктивная деятельность «Письма заболевшим детям».

В день проведения этого занятия в группе было несколько отсутствующих. Выяснив причины, было установлено, что двое детей болеют, к тому же у одного из них день рождения. Одной из задач данного занятия было воспитание внимательного и заботливого отношения к близким людям. Дети с радостью откликнулись на предложение отправить больным детям послания. Мы сфотографировали их плакаты и рисунки, и отправили по интернету.

Чтение рассказа В. Бианки «Приспособился».

Желающие нарисовали к рассказу иллюстрации и сделали  самодельную книгу.

Беседа «Станем юными защитниками природы».

Данная беседа была проведена вместо занятия, но основная задача была выполнена. Дети могут  отличать   хорошие, добрые поступки от иных. Дети вспомнили, какие хорошие поступки они совершали, кому было хорошо от того или другого поступка. Проанализировали последствия плохих поступков. Пришли к общему мнению, что всегда надо думать, прежде чем совершать те или другие поступки.

Работа с календарем природы. 

Дети самостоятельно заполняли календарь природы. В рисунках отображали состояние живой природы. Но процедура измерения глубины снега снегомером не была введена. Толщина снежного покрова отображалась приблизительно. На следующий год планируем заранее подготовить специальны 1,5-метровым деревянный шест, расчерченный на условные деления.

Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер».

Данное стихотворение было изначально запланировано нами только для чтения, т. к. особенности детей, посещающих нашу группу не позволяют рассчитывать на запоминание и воспроизведение такого объема речевого материала.

Гербарий.

Изготовление зимнего гербария мы отложили на следующий год, т.к.в группе сохранился материал прошлых лет. Мы совместно с детьми пришли к выводу не срезать новых веток, не наносить вред деревьям и кустарникам.

Занятие «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу».

Дети получили представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время года. Для проведения данного занятия были использованы картины «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога». К сожалению не все картины имеются в наличии, пришлось обойтись просмотром их на мониторе ноутбука.

Цикл наблюдений за свойствами снега, льда, воды.

Дети познакомились со свойствами снега, рассматривали и рисовали снежинки.

Подкормка птиц.

Продолжалась ежедневная подкормка птиц. Дети без напоминания собирали остатки от завтрака в специальный контейнер, подготавливали и брали корм  на прогулку. С энтузиазмом сыпали корм в кормушки, с надеждой ожидая пернатых. Увидеть птиц в своей столовой, находясь на территории участка было практически невозможно. Поэтому  наблюдать за кормящимися птицами приходилось издалека, на кормушках соседних участков. Но исчезновение корма в своих кормушках, свидетельствовали о том, что и они пользовались популярностью у птиц.

Январь.

Цикл наблюдений за свойствами снега, льда, воды.

Дети опытническим путем продолжали знакомиться со свойствами веществ. Замораживали воду, растапливали снег, раскрашивали льдинки. Познакомились с паром и инеем Увлекательные превращения вызывали удивление детей, активизировали мыслительные способности.

Подкормка птиц.

Дети продолжали фиксировать в календаре птиц, прилетающих к кормушкам, искали на снегу и определяли следы птиц, замечали особенности их передвижения по земле, способность маскироваться, выучили стихотворения Е. Ильиной «Синица» и «Снегирь».

 Чтение рассказа Е. Чарушина «Что за зверь!».

Комплексное занятие не удалось включить в план, поэтому пришлось реализовать поставленные в нем задачи в следующих формах работы: чтение и продуктивная деятельность в вечернее время. Слушали познавательный рассказ, обдумывали его содержание, рисовали рисунки.

Работа с календарем природы. 

В этом месяце в группе появилась игрушечная птичка Зинька, которая стала важным объектом в жизни детей. Дети брали ее на прогулки, делились своими впечатлениями о погоде, с ней читали книжку В. Бианки «Синичкин календарь», делали модель года.

Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза» – «Зимой».

Продолжили знакомство с данным произведением, на прогулки дети окапывали березы снегом, чтобы не замерзли, не смотря на то, что березы на нашем участке уже далеко не молоды. Любовались красотой заснеженных берез, фотографировали  их понарошку, а вечером делали рисунки-фотографии.

Дежурство по уголку природы.

Дети самостоятельно мыли клетки, поилки и кормушки, внимательно наблюдали за питомцами, отмечая особенности их поведения. В группе сеяли овес, для зеленой подкормки.

Цикл наблюдений за птицей в клетке.

Дети рассматривали попугая, выделяли характерные особенности  внешнего вида, сравнивали с хорошо знакомыми птицами и находить признаки различия в их строении и поведении.

Беседа «Лес – это дом для многих жильцов».

Данная беседа включила в себя основную задачу комплексного занятия: дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории, где жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Дети в ходе беседы поделились своими знаниями о том что растет в лесу, кто в нем живет и чем питаются.

Февраль.

Цикл наблюдений за птицей в клетке.

Дети определяли условия жизни попугая в неволе. Пришли к мнению, что, как бы мы не старались, птичке в клетке тесно и скучно...

«Огород на окне».

Дети с энтузиазмом принялись за организацию огорода на окне. Родители поддержали нашу с детьми задумку сделать небольшую деревню: купили необходимые горшки и семена, рассказали детям о способах их посадки и необходимых условиях для роста. Дети из предоставленных материалов воплотили идею в жизнь.

Цикл наблюдений за луком. 

В 4 стеклянные банки посадили луковицы с дидактической целью : показать значимость отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. Дети регулярно наблюдали за прорастанием лука и еженедельно фиксировали результаты с помощью рисунков в календаре.

Беседа «Как люди помогают лесным обитателям».

Используя картины «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных» выяснили и пополнили представления детей о трудностях жизни лесных обитателей в зимнее время о работе лесника. Двое из присутствующих детей высказали свое желание быть лесником.

«Праздник В. Бианки».

Оформили в группе уголок В. Бианки: портрет писателя, выставка его книг и книг — самоделок детей,  панно леса, где разместили изображения птиц и героев произведений автора. Познакомили с биографией В. Бианки, посмотрели инсценировку сказки «Хвосты», театральную постановку сказки «Сова», поучаствовали в блиц-олимпиаде по произведениям автора.

Работа с календарем природы.

Чтение рассказа В. Бианки «Февраль» из «Синичкиного календаря», обсуждение февральских событий, самостоятельное фиксирование наблюдений.

 Беседа «Прошла зима холодная».

Уточнили характерные особенности зимы, побеседовали о птицах (по календарям наблюдений), высказали свои впечатления от природы, рассмотрели произведения художников, вспомнили стихотворения о зиме.

Март.

Цикл наблюдений за луком. 

Дети самостоятельно рассказывали Зиньке о результатах наблюдений, делали выводы об изменениях в росте растений, связывали эти изменения с условиями, в которых они находились.

«Панорама добрых дел».

Мы побуждали детей к хорошим поступкам в детском саду и дома, дети  стремились получить значок за какое-либо дело.

Беседа «Наши четвероногие друзья».

Используя картины «Собака со щенками», «Дрессировочная площадка», «Охрана границы», «Собачья упряжка», «Овцы на пастбище»,  иллюстрации с изображениями собак разных пород выявили представления детей о собаках как умных, преданных, дружелюбных животных.

Чтение сказки Н. Носова «Бобик и гостях у Барбоса».

Комплексное занятие «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке».

Дети с радостью готовили подарки для своих близких людей.

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками.

Познакомили детей с аквариумом и  его обитателями: рыбками разных видов, цветов и размеров; растениями, улитками. Сравнивали рыб, наблюдали за их поведением, кормили и расширили представления о различных  кормах для рыб.

Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной».

Уточнили и дополнили представления детей о о человеческом теле, о функциях отдельных его частей и органов, о способах сохранения и укрепления их здоровья.

Чтение рассказа «Март» из «Синичкиного календаря» В. Бианки.

 После чтения дети нарисовали иллюстрации и сделали самодельную книжку.

Цикл наблюдений за мать-и-мачехой.

На территории детского сада нашли место произрастания этого первоцвета, выявили необходимые условия для его роста; рассмотрели его строение, отметили особенности

Беседа «Сравним кошку с собакой»

Уточнили представления детей о кошке как домашнем животном, ее внешних особенностях, поведении. Дети поделились рассказами о своих  питомцах. К данной беседе возвращались не раз на прогулке, когда на участок забредали гуляющие кошки.

Апрель.

Цикл наблюдений за божьей коровкой.

Уточнили представления о внешних особенностях жучка , выяснили что их следует искать

на освещаемых солнцем местах. Наблюдали как божьи коровки передвигаются, что едят

Занятие «Весна в жизни лесных зверей».

Уточнили  и расширили представления детей о том, как весна влияет на жизнь леса и его обитателей. В ходе занятия прочитали рассказ И. Акимушкина «Жил-был медведь», рассмотрели  картины «Медвежья берлога», «Медведи весной», прочитали стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь проснулся». Картины «Белки строят гнезда», «Семья волков

летом»,  «Семья ежей» помогли познакомить детей с переменами в жизни других лесных обитателей.

Беседа «Береги деревянные предметы».

Дети рассматривали, описывали деревянные предметы. Выявляли свойства и выяснили где берут дерево-материал и что из него делают.

«День Земли».

Накануне этого праздника  мы побеседовали с детьми о своей планете, о ее проблемах и совместно решили помочь ей доступными способами: навели порядок в группе, привели в порядок территорию участка, дали обещание не мусорить в лесу, возле рек, на улице.

Беседа  «Бережно относимся к бумаге».

Познакомили детей с разными видами бумаги, ее свойствами  и  назначением; объяснили, что бумагу делают из древесины, что надо бережно относится к бумаге и изделиям из нее.

Май.

Цикл наблюдений за одуванчиком.

Дети научились находить цветок по листьям, выделять его характерные особенности, сравнивать с цветком мать-и-мачехи.

Экскурсия в лес.

Экскурсию дети смогли совершить только виртуально. Просмотрев подготовленную презентацию, дети закрепили знания о том, что лес – это сообщество, в котором на разных

«этажах» живет много растений и животных, которые нужны друг другу,  о правилах поведения в лесу. Прочитали рассказ М. Пришвина «Этажи леса», полученные впечатления дети отразили в рисунках.

Экскурсия на пруд.

Экскурсия на пруд проводилась аналогично предыдущей- виртуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация  ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО  и предметно-...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

Перспективное планирование реализации Региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей» в средней группе

Перспективное планирование реализации Региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей»....

Отчет по реализации программ "Растим патриотов России","Юный эколог",Цветные ладошки"

Отчет о реализации программы средней группы №3«колокольчики» Н.В. Нищева«Растим патриотов России» Отчет о реализации программы средней группы №3 «колокольчики»...

Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидактического материала (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)

Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с использованием современного дидак...

Опыт работы "Реализация программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой"

Реализация программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой...