Очарование Санкт-Петербурга
статья (старшая группа)
Мы часто ходим по одним и тем же маршрутам, но однажды ты останавливаешься и стоишь пораженным, увидев дивную птицу или необыкновенное украшение. И задаешь себе вопрос, а почему же я раньше этого не замечала?
Я с удовольствием изучаю историю города Санкт-Петербурга и стараюсь в доступной и интересной форме дать знания детям. Занимаюсь воспитанием юных петербуржцев уже много лет и наблюдаю, как эта тема нужна и интересна детям старшего дошкольного возраста!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spb.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Очарование Санкт-Петербурга (для детей дошкольного возраста)
Прекрасен и неповторим раскинувшийся на многочисленных островах загадочный город Санкт-Петербург. Здесь Пётр Великий открыл окно в Европу и заявил миру о сильной и могучей державе.
С тех пор прошло очень много лет. Город строился, развивался, хорошел. И сегодня Петербург нас восхищает прекрасными дворцами, парками, живописными ансамблями мостов, проспектами и площадями.
А знаем ли мы свой город?
В общем, знаем - а в деталях – нет.
Мы часто ходим по одним и тем же маршрутам, но однажды ты останавливаешься и стоишь пораженным, увидев дивную птицу или необыкновенное украшение. И задаешь себе вопрос, а почему же я раньше этого не замечала?
Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть, а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.
Я с удовольствием изучаю историю города Санкт-Петербурга и стараюсь в доступной и интересной форме дать знания детям. Занимаюсь воспитанием юных петербуржцев уже много лет и наблюдаю, как эта тема нужна и интересна детям старшего дошкольного возраста!
Ведь Санкт-Петербург - это воплощенная в камне история! Здесь жили, творили очень умные и талантливые люди. По аллеям парков, улицам, набережным прогуливались любимые нами поэты, писатели, композиторы, артисты...
Строили и украшали Санкт-Петербург великие мастера; мысли, чувства, фантазию, творчество которых помнят ограды, барельефы, скульптуры, памятники, великолепной красоты дворцы и соборы.
Какими же должны быть жители города Санкт-Петербурга?
Петербург всегда славился культурой и традициями, петербуржцев узнавали по речи и манерам. К большому сожалению, за последние годы очень многое было утрачено.
Сумеем ли мы возродить утраченную культуру жителей великого и неповторимого города Санкт-Петербурга?
Сумеем, но для этого необходимо привлекать родителей, обучать педагогов для более широкого внедрения темы в детские сады и школы.
Очарование Санкт-Петербурга складывается из многих составляющих. Это не только прославленные архитектурные ансамбли, но и отдельные детали украшений, декоративные элементы (лепные, каменные, металлические) на стенах домов, в решётках балконов, оградах и даже на крышах. Декоративные украшения не только приносят радость, но и создают художественный образ Петербурга, оживляют и украшают город.
Моя задача - научить детей не только смотреть, но и видеть детали украшений, которые обычно мало или совсем не замечаются.
Дать возможность ребёнку почувствовать себя частицей этого прекрасного огромного неизведанного мира по имени Санкт-Петербург и помочь ему сделать первые шаги, открывая для себя свой город.
Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал энергию города с детства, чтобы имена архитекторов и скульпторов, создававших свои бессмертные произведения, были для ребёнка не абстрактными, а непосредственно связаны с результатом их творения.
Что такое город для ребенка?
Для маленького человека город – это огромный мир, это открытие! И задача педагогов сделать это открытие ярким, интересным, доступным и запоминающимся. Потому что всё, что окрашено эмоциями, запоминается надолго.
Поэтому очень важна эмоциональная подача материала педагогом: смена темпа речи, игра тембром голоса, многозначительные паузы, интригующие вопросы к детям.
Здесь уместно вспомнить мудрую японскую пословицу, которая стала девизом в моей работе:
"Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать самому,
И я пойму!"
Поэтому я стараюсь использовать на занятиях самые разнообразные формы, чтобы ребёнок мог увидеть, потрогать, почувствовать и сделать сам. Очень важно не только ЧТО ребёнок узнал, но и КАК он это сделал.
Широко применяю исследовательские методы в обучении. Даю задание, во время целевой прогулки по городу с родителями, в зависимости от темы, найти заданный объект (например, герб).
Таким образом, гуляя по городу, дети учатся вглядываться, находить, замечать нужные детали и объекты. Затем дети приносят фотографии в группу, вместе мы рассматриваем изображения, сравниваем, обсуждаем, придумываем имена животным, высказываем своё мнение, оформляем выставку фотоснимков.
Дети обожают подобные задания, и родители гуляют с ними с большим удовольствием. Ведь подобные прогулки обогащают и родителей и детей, кроме того, чувствуется единение взрослого и ребёнка, что очень важно в нашем современном мире. После таких прогулок дети приходят в детский сад окрылёнными, наперебой, очень эмоционально рассказывают, где были, что видели, что почувствовали, и если впечатления оставили отпечаток в душе ребёнка, они имеют особую ценность.
Как я поддерживаю интерес детей?
- Чтение художественной литературы
- Заучивание стихов
- Музыкальное сопровождение во время бесед
- Мультимедийные презентации
- Моделирование улиц и площадей
- Конструирование с использованием палочек Киюзенера
- Конструирование из строительного материала
- Поощрение
И я стараюсь поддерживать интерес, используя художественную литературу, художественное слово, мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение, поощрение, моделирование улиц и площадей, зданий, а дети передают свои впечатления в лепке, рисовании, конструировании, раскрашивают раскраски по теме. Вместе мы придумываем этюды, сказки, показываем стихи руками, фантазируем. К примеру, предлагаю детям прочитать стихи не просто от себя, а от лица какого-либо персонажа. В завершении темы мы организуем игры-викторины, открытые занятия для родителей, вечера развлечений с музыкальным руководителем.
Стараюсь, чтобы в основе любой деятельности была игра или игровая ситуация, так как включаются эмоции, ненавязчиво для ребёнка закрепляется материал по теме, поддерживается комфортная и доброжелательная атмосфера в группе.
С успехом проходят у нас словесные игры, по-разному трансформируется и очень любима детьми игра "Да-Нетка".
У каждого ребёнка имеется портфолио "Я - петербуржец", где накапливаются фотографии, рисунки, раскраски детей по пройденным темам. Такие портфолио очень нужны, дети любят перелистывать страницы, самостоятельно повторяют стихи, сравнивают друг с другом рисунки, гордятся своими работами. Таким образом, не навязчиво происходит закрепление пройденного материала, и в дальнейшем, ребёнок сможет в любую минуту своей жизни вернуться к своим детским впечатлениям, перелистывая страницы петербургской папки-портфолио.
Хранятся детские портфолио в доступном и тематически оформленном месте группы, в уголке петербурговедения.
Начинать работу надо с семьи, потому что эта тема очень близка и понятна детям, и является очень важной и нужной.
Почему я считаю эту тему важной?
Так как за последнее время утрачена ценность семьи как таковая, вижу своей задачей привить детям понимание, что семья – это основа, крепость, тыл для каждого человека.
И, конечно же, нельзя представить историю города, без истории петербургской семьи.
Поскольку мы живем в городе с богатой историей, тема войны и блокады всем нам очень близка. Она объединяет старшее и младшее поколения, вызывает чувство уважения и гордости.
Мы рассматривали медали, подлинные документы принесённые детьми из дома, зачитывали рассказы о своих прабабушках и прадедушках, составленные вместе с родителями. Оформляли выставку "Мы гордимся Вами".
Эта работа вызвала очень сильный эмоциональный отклик у детей.
К теме "Семья" можно возвращаться несколько раз в году: День семьи, День пожилого человека, День защитника отечества, Женский день 8 Марта, День снятия блокады, День Победы.
После завершения темы "Семья" можно переходить к следующим темам.
СЕМЬЯ --- ДОМ -- ДЕТСКИЙ САД ----РАЙОН ----
ПЕРВЫЕ ПОСТРОЙКИ ГОРОДА ----
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
В моей деятельности все темы взаимосвязаны: одна тема плавно переходит в другую. Например, тема "Дивные животные" переходит в тему "Мосты", мосты - в "Ажурное кружево" и так далее.
Каждый педагог сам почувствует, в какой последовательности далее планировать и распределять темы по ознакомлению с родным городом.
Главное соблюдать принцип систематичности и последовательности. Необходимо давать материал от простого к сложному и, постепенно переходить от ближайшего окружения ребёнка, к историческому центру.
За долгие годы работы по данной теме накопилось много практического материала, которым хочется поделиться с коллегами, которые так же как и я учат детей дошкольного возраста знать и любить свой родной город.
Предлагаемый материал можно использовать частично, как часть занятия, можно давать целиком, всё зависит от уровня подготовленности детей.
Главное - творческий подход к работе и заинтересованность в получении результата.
Чтобы дети, которых мы воспитываем сегодня, повзрослев, гордо несли звание "петербуржец", знали и любили свой родной город и берегли его от разрушения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".
Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...
Конспект совместной деятельности "По музеям Санкт-Петербурга" в рамках проекта "Санкт-Петербург - мой город родной"
Дать представление о музеях Санкт-Петербурга....
Опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга
В презентации представлен опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Пет...
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург
Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург
Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....
Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"
«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1. Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2. Р...
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»
Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Пет...