В краю ста тысяч вышивок
план-конспект занятия (старшая группа)

Иванова Марина Рудолфьовна

Знаете ли вы страну такую

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют –

Словно песней сердце околдуют,

Где коль праздник - от души ликуют,

Коль работа – гору дай любую!

Знаете ли вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен,

И сто тысяч вышивок цветет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._v_krayu_sta_tysyach_vyshivok.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

 «В краю ста тысяч вышивок»

Автор – Иванова Марина Рудольфовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №122» г.Чебоксары

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

• Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым.

• Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

• Развивать познавательные умения, выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров, интерес к национальному чувашскому искусству.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

• Продолжать учить составлять по образцу узор по мотивам чувашской вышивки (из треугольников и квадратов, разместив их на полоске бумаги в определённом цветовом сочетании).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.

• Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.

• Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Образовательная область «Речевое развитие»:

• Активизировать слова: Пиçиххи, сурпан, тухья.

Образовательная область «Физическое развитие»:

• Развивать быстроту реакции и ловкость.

Материалы и оборудование: Карточки с рисунками узоров и их образов-символов, Д/И «Подбери узор к образу-символу», Салфетки с чувашской вышивкой, чувашская музыка, сурпан, тухья, масмак, пояс, чувашский костюм для воспитателя. Материал для аппликации: полоски красного цвета 6х23, квадраты жёлтого, зелёного, чёрного цвета 3х3, ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Предшествующая работа:

• Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.

• Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

• Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы:

1 часть. Открытие выставки (разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия)

1. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров;

2. Рассматривание картинок с рисунками узоров и их образов-символов;

3. Презентация о чувашском народном прикладном искусстве;

2 часть. Аппликация «Украсим поясок»

1. Нацеливание на работу;

2. Показ и рассматривание образца;

3. Объяснение хода работы;

4. Самостоятельная работа детей;

5. Анализ детских работ.

6. Чувашская народная игра «Пиçиххи».

Ход образовательной деятельности:

(Звучит чувашская народная мелодия. Дети входят в комнату).

- Дети, сегодня мы с вами продолжим знакомство с нашей Республикой, с работами чувашских мастеров, а именно с работой вышивальщиц. Чтобы лучше и больше узнать, давайте мы с вами посетим выставку, которая посвящена национальной вышивке.

Знаете ли вы страну такую

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют –

Словно песней сердце околдуют,

Где коль праздник - от души ликуют,

Коль работа – гору дай любую!

Знаете ли вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен,

И сто тысяч вышивок цветет?

- Ырă сунса кěтетпěр сире! Добро пожаловать на выставку!

- Чуваши – прекрасные умельцы С древних времён славиться Чувашия своими талантливыми вышивальщицами. Чувашская вышивка красива, её знают и любят не только в нашей республике, но и в других республиках и странах. (Предложить детям самим посмотреть изделия).

- Чувашские женщины украшали вышивкой одежду и предметы бытового убранства. Особенно яркими узорами чувашские мастерицы украшали праздничную одежду, поясные украшения, головные повязки. Вышивка в старину всегда что-то означала. Недаром в народе говорят«Чăваш тěрри çыруллă», т. е. в ней что-то написано и можно прочитать её.

- Дети, какие цвета в основном вы видите на этих изделиях? (Ответы детей)

- Да, правильно. Чувашские мастерицы больше пользовались красным, чёрным, зелёным, синим, жёлтым цветами. В основном вышивали на белом фоне. (Рассматривание альбома «Чувашские узоры»).

- Красный цвет означал радость, счастье. Чёрный цвет – символ добра и Земли. Для заполнения рисунков использовали зелёный, синий, жёлтые цвета.

- (Рассматривание альбома «Элементы чувашской вышивки»).

- В чувашской вышивке основными элементами узоров являются геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круги, овалы, трапеции, полосы, линии. Они сочетаются с фигурами людей, птиц, деревьев, растений.

- Посмотрели, познакомились мы с вами с чувашской вышивкой, а теперь пора и своё мастерство показать. (Дети занимают рабочие места, в группе звучат чувашские мелодии).

- Мы с вами сегодня украсим пояс, и я возьму ваши работы на выставку к другим ребятам из другого детского сада. Вот такой пояс мы будем сегодня делать (показываю образец). Какие цвета вы здесь видите? Из каких геометрических фигур выполнен пояс? Как расположены квадраты? Посмотрите, а вас на тарелках (подносах) есть ли треугольники? Нет, только чёрные квадратики? А что нужно сделать, чтобы получился треугольник? Правильно. Сложим квадрат по диагонали (показываю, как складывается).

- А теперь давайте без клея на полоску выложим узор. Затем приклеим их. Работаем внимательно, аккуратно.

- Вот и получились пояса. А теперь все ваши работы посмотрим вместе. Аккуратно ли они выполнены, правильно ли расположены, аккуратно ли вырезаны треугольники. Миша, чья работа тебе больше всего понравилась? Почему?

- А теперь соберём ваши украшенные пояса и поиграем с вами в чувашскую народную игру «Пиçиххи» («Пояс»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сто тысяч почему живут на белом свете…

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.Активизация речи детей дошкольного возраста....

День чувашской песни - «В краю ста тысяч песен».

Чувашию образно называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок.Чувашский народ пел и трудился, пел и отдыхал. 23 апреля в Чувашской республике отмечается День чувашской  песни. В этот день мы...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК…» Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской выш...

Статья "В краю ста тысяч слов"

          Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека. "Где бы ни жил ребенок он должен с раннего детства впитыват...

«Чувашия край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок»

laquo;Чувашия край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок»  cценарий досугапо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе...

В стране ста тысяч вышивок

Конспект занятия по приобщению детей к культуре чувашского народа...

Конспект занятия по региональному компоненту «Алтайский край – край тысячи озер»

Цель: Знакомство с озерами Алтайского края (Кулундинское озеро, Малиновое озеро).Задачи:Образовательные:Дать представления о природе родного края и ее богатствах;Создавать условия для формирования у в...