Сто тысяч почему живут на белом свете…
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.
Активизация речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sto_tysyach_pochemu_zhivut_na_belom_svete.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сто тысяч «почему» живут на белом свете…»
Цель:
Активизация речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить детей регулировать речевое дыхание;
- Знакомить детей с произведениями детского народного творчества – «мирилками»;
- Учить детей рассуждать, раскрывая в своих рассуждениях причинно-следственные отношения;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к чужому мнению.
Оборудование и материалы:
Мультипликационный персонаж – кукла Маша; книга сказок; иллюстрации сказочных героев.
Предварительная работа:
Знакомство с «мирилками» (детский фольклор), слушание песни - Сто тысяч «почему», отгадывание, загадывание загадок.
Ход занятия.
Воспитатель: У нас в гостях Маша, пришла она за помощью, у нее очень много вопросов «почему?». Поможем девочке. (ответы детей)
Сначала мы с вами проведем разминку.
- Речевая разминка
- Игра – упражнение «Врасти в землю» на отработку позы уверенного в себе человека.
- Упражнения на отработку речевого дыхания путем проигрывания следующих ситуаций:
- Раздуть огонь в потухающем костре;
- Подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
(спросить детей, каким при этом будет выдох.)
- Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал…»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел» или «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».
- Вступительное слово воспитателя. (знакомство с мирилками)
Воспитатель: Дети, как вы миритесь после ссоры? (ответы детей) Издавна дети мирились друг с другом с помощью специальных слов – «мирилок». Свое название мирилки получили от слова «мир» - мириться. Это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
Давайте поиграем с Машей в мирилки:
Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись.
Чаю напьемся,
Опять подеремся.
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
И я больше не дерусь.
Ну а если подеруся,
В грязной луже окажуся.
(Маша и один ребенок, держатся за мизинцы и воспитанник произносит мирилку)
- Дидактическая игра «Почему и Потому».
Воспитатель: Жили – были два братца – Почему и Потому. Почему всегда задавал вопросы, а Потому думал и отвечал на них.
(педагог предлагает детям поиграть в эту игру, он берет на себя роль братца Почему, а дети выступают в роли братца Потому)
Вопросы братца Почему.
- Почему птицы могут летать?
- Почему летом идет дождь, а зимой – снег?
- Почему не падает муха с потолка?
- Почему я там в зеркале, когда я здесь?
- Почему медведь может всю зиму спать и не просыпаться? (и т.д.)
- Беседа – диалог «Сто тысяч «почему» живут на белом свете»
Сто тысяч «почему» живут на белом свете,
Сто тысяч «почему» гуляют по планете…
- Маша ты слышала такую песенку?
А вы, ребята, слышали эту песенку? Действительно, очень много вокруг «почему». Послушай Маша:
- Есть загадочные «почему»: почему рыбы живут в воде?
- Есть сердитые «почему»: почему ты не убрал игрушки?
- Есть внимательные «почему»: почему ты такой сегодня грустный?
- Есть и такие, которые вызывают на спор: почему ты думаешь, что я сказала неправду? (дети приводят свои примеры таких разных «почему»)
Вот какие разные «почему» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать – нелегко.
Педагог своими вопросами вызывает детей на активный диалог:
- Почему нелегко отвечать на вопросы?
- Почему в мире так много «почему»?
- Что произойдет с человеком, если он перестанет спрашивать: «Почему?»
Давайте вместе с Машей отдохнем.
Физкультминутка «Зарядка».
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
- «Путешествие по сказкам», или «В гостях у сказочных “почему”»
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным «почему». Именно в сказках живет так много «почему». Хотите в этом убедиться? Тогда отправляемся в путешествие по сказочной стране.
(Педагог открывает книгу сказок, называет знакомую сказку и задает детям вопрос. Дети думают, рассуждают, отвечают на вопросы.)
Вопрос Это «почему» пришло из сказки «Снегурочка»: почему Снегурочку так назвали? | Рассуждение Снегурочку так назвали потому, что дед и баба слепили ее из снега. |
Примерные вопросы для рассуждения детей:
- Почему Незнайку так назвали?
- Почему Дюймовочка убежала от старой мыши и крота?
- Как Коту в Сапогах удалось помочь своему хозяину?
- Почему в мультфильме «Ну, погоди!» большой и сильный Волк никак не может справиться с маленьким и слабым Зайцем?
- Почему Колобку не удалось уйти от Лисы?
Итог занятия.
Друзья мои, о чем мы сегодня говорили?
(ответы детей)
Для чего нужны слова «почему»?
Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе "Добрые дела живут на белом свете"
Конспект занятий в старшей группе по развитию речи *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание п...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Добрые дела живут на белом свете"
К сожалению,нравственное воспитание детей всё чаще в нашей жизни отодвигается на второй план, считается многими родителями неважным, даже в какой-то степени "несовременным". Поэтому наиважнейшей ...
«Добрые дела живут на белом свете.»
Развитие коммуникативных способностей детей.Формирование навыкрв общения друг с другом....
Конспект НОД в старшей логопедической группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»
Конспект НОД в старшей логопедической группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»Цель:1Воспитывать у детей духовно- нравственные качества: доброту, вежливость, уважение.2 Воспитывать дружески...
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Волшебные слова живут на белом свете»
В дошкольном возрасте многие дети не умеют правильно общаться со сверстниками и взрослыми, поэтому задача воспитетеля развивать в них эти навыки....
«Волшебные слова живут на белом свете»
Цель: привлечь детей к пониманию необходимости воспитания культуры речевого общения; продолжать знакомит их с миром «волшебных слов», которые очень помогают всем людям. Побуждать детей рас...