Опыт работы по теме: "Региональный компонент"
материал (старшая группа)
С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Поэтому стараюсь привить своим воспитанникам чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
В дошкольном учреждении педагогическим коллективом в соответст-вии с ФГОС ДО, разработана образовательная программа дошкольного образования, важное место в которой занимает региональный компонент
Начиная работу по региональному компоненту, я познакомилась с культурными, историческими, природными, этнографическими особенностями нашего региона.
Подобрала материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой, животным и растительным миром Амурской области.
В своей работе реализую деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, то есть предоставляю возможность выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность). Привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Калядки, День города и др.), знакомлю с жителями города – носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.
В образовательной деятельности систематически расширяю знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирую целостное восприятие народной культуры; развиваю творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитываю черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.
В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности, способствую всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомлю с элементами актерского мастерства; с народными сказками, потешками; развиваю социальные навыки общения; воспитываю чувство уверенности в себе. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей, поэтому в воспитательно-образовательной работе стараюсь использовать все виды фольклора.
Знания о родном городе способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Использую как традиционные формы работы с родителями (законными представителями), так и нетрадиционные.
Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона. Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
С родителями провожу индивидуальные беседы, консультации, разъясняю, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей создали мини – музей в группе. Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений: Осенины, проводы Масленицы, Калядки, и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что образовательная цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.
Задачи регионального компонента:
- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
- формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению
Региональный компонент включает в себя направления:
- знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края,
- развитие первоначальных представлений об истории и самобытности русского народа на примере Амурской области.
- Знакомство с символикой, достопримечательностями области и города,
- Знакомство с промышленными объектами, экологической ситуацией;
- знакомство с историей происхождения города;
- формирование знаний о многонациональном населении нашей области, воспитание толерантного отношения к различным культурам
- формирование знаний о флоре и фауне Амурской области;
- Знакомство с художниками, поэтами г.Райчихинска и области,
Для реализации поставленных задач был разработан перспективный план по патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: « Региональный компонент» «Север – моя родина»
проведена предворительная работа: проведены целевые прогулки по городу.проведен конкурс на лучший рисунок.оформлены презентацииобогащать и закреплять знания детей о городе (объектах, город...
Дидактические игры по теме "Региональный компонент для детей ДОУ"
vДидактические игры: «Найди нужный элемент росписи», «Найди отличия», «Укрась поднос», «Откуда пришел предмет?» (программа «Наш дом – ...
Педсовет. Тема:«Региональный компонент в содержании образования»
Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитыванию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных....
Выступление на семинаре для педагогов дошкольных учреждений ЗАТО Озерный На тему: Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.
Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравс...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: « Региональный компонент» «Север – моя родина»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Познание» Тема: « Региональный компонент»«Север – моя родина»...
Презентация на тему " Региональный компонент"-2022г
Презентация на тему " Региональный компонент" в старшей группе " Почемучки"....
Отчет по самообразованию на тему: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников» в подготовительной группе за 2022-2023г.
Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему:«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»в подготовительной группе...