Проект "Говорим, говорим, всех вокруг перескороговорим"
проект (подготовительная группа)
Краткосрочный проект «Говорим, говорим, всех вокруг перескороговорим» в подготовительной группе
Кайсина Т.В.
Вид проекта: коррекционно-познавательный, детский с участием родителей.
Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности; человек не должен быть «Иваном, родства не помнящим».
Цель: развивать коммуникативные способности детей с речевыми дефектами, воспитывать уважение к великому культурному наследию России;
Задачи:
1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.
- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;
- продолжать работу по формированию выразительности речи;
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать артистические способности;
2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развивать умение детей работать в группе.
Интеграция ОО «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели
Участники проекта: учитель-логопед, дети и воспитатели , родители.
Актуальность темы:
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.
В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_t.v.1.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект «Говорим, говорим, всех вокруг перескороговорим» в подготовительной группе
Кайсина Т.В.
Вид проекта: коррекционно-познавательный, детский с участием родителей.
Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности; человек не должен быть «Иваном, родства не помнящим».
Цель: развивать коммуникативные способности детей с речевыми дефектами, воспитывать уважение к великому культурному наследию России;
Задачи:
1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.
- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;
- продолжать работу по формированию выразительности речи;
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать артистические способности;
2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развивать умение детей работать в группе.
Интеграция ОО «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели
Участники проекта: учитель-логопед, дети и воспитатели , родители.
Актуальность темы:
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.
В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.
В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.
Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.
В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказывается на его эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
- опрос детей;
- анкета для родителей «Скороговорка в жизни ребёнка?»
Беседы с родителями об актуальности создания проекта
2 этап: пути решения проблемы и обсуждение идей реализации:
- внутригрупповые конкурсы «Лучший чтец скороговорки», «Нарисуй иллюстрацию к любимой скороговорке»;
-совместно детско-родительский конкурс на придумывание скороговорки с определенным звуком;
- мастер – класс для родителей «Веселые скороговорки»;
- подборка скороговорок для родителей;
- информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки»;
- картотека скороговорок для педагогов;
- оформление библиотеки «Семейное чтение»;
3 этап: реализация проекта
Формы работы с детьми: беседа о видах устного народного творчества, заучивание скороговорок, посещение и обсуждение книг в групповой библиотеки, оформление мини книг «Любимые скороговорки», проведение коррекционных интегрированных занятий по теме, логоритмика «Покажем скороговорку», викторина, разгадывание кроссвордов, придумывание рассказов по скороговорке, сочинение скороговорок.
4 этап: заключительный
Организация выставки-поделок «Скороговорка на варежке».
Игра-развлечение «Говорим, говорим, всех вокруг перескороговорим»
Ожидаемый результат проекта:
- улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству.
- повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей в нравственном воспитании дошкольников базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.
Продукты проекта
• библиотека «Семейное чтение»;
• памятка для педагогов «Как работать со скороговорками»;
• поделки-варежки, перчатками с героями скороговорок
• информационный лист для родителей;
• анкета для родителей «Скороговорка в жизни ребёнка»
(См.приложение )
Литература:
1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.
3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007.
5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.
7. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
8. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2005.
9. Семеренко Н. В., Семеренко И. Г. Программа развития и обучения дошкольника. – М. 2007 г.
Приложение
Анкета для родителей «Скороговорка в жизни ребнка»
Уважаемые родители!
Все мы знаем, что речь, важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморазвитию, построению своей личности. построение диалога с другими личностями. Какое же значение скороговорка имеет для развитие речи детей? Просим Вас ответить на следующие вопросы:
- Что такое скороговорка?
2. Надо ли учить детей произносить скороговорки?
3. Зачем?
4. Напишите скороговорки, какие Вы знаете?
5. Какие скороговорки знает ваш ребенок?
6. Как часто Вы их используете?
Спасибо за сотрудничество! Желаем Вам успехов в дальнейшей работе по развитию речи Вашего ребенка!
Памятка для педагогов «Как работать со скороговоркой»
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Скороговорки - своеобразный тренажёр речи, а игровые задания - своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.
Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Как работать со скороговорками?
- Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.
- Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
- Предложите ребенку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
- Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите ребенка проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
- Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
- Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] - [З], [С'] - [З']
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
Идёт с козой косой козёл. Косой козёл идёт с козой.
Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] - [Ж]
Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.
У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?
По меже шагает ёж: ты его рукой не трожь!
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ч] - [Щ]
Чёрный плащ надет на плечи, без плаща мне было легче.
Волки в роще рыщут, рыщут, пищу в роще волки ищут.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Взяли щетинку у чушки, отдали щучке
Скороговорки на автоматизацию звуков Л, ЛЬ.
Стул около стола, стол около стула.
Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.
Петя был мал и мяту мял.
Увидала мать – не велела мять.
Скороговорки на автоматизацию звуков Р, РЬ.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Занимайтесь чаще, и через некоторое время ребенок сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.
Картотека скороговорок
Б Бык, бык, белый бок, У бабы бобы, у деда дубы Белые бараны били в барабаны Все бобры для своих бобрят добры | В Волк вальсировал с волчицей: Проворонила ворона воронёнка Водовоз вёз воду из-под водопровода. Волки pыщут - пищу ищут Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку. |
Г Голубь в голубой горжетке Галка села на забор До города дорога в гору, | Д Дом в деревне делал Даня Дима дарит Дине дыни, Дятел дуб долбил, да не додолбил |
Е Еле-еле ель Егор | Ё Ёжик желтой сыроежке |
Ж Жаба, журавль и желтый жучок У ежа - ежата, у ужа - ужата. Жаба в лужице сидела, У крошки матрешки пропали сережки. | З Зил зеленый папу злил, Зоиного зайку зовут Зазнайка. Зимним утром от мороза |
И Ишь, ты - Иртышь, | Й В Йошкарлу летели йоги |
К Кумыс в Китай повез киргиз. Сшит колпак, да не по-колпаковски, Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон | Л Лера с Лорой и Лариса |
М Мало мыло мылилось, Мама Милу мыла с мылом. Мышки сушек насушили, Кот молоко лакал, | Н Нитки иволга несет - |
О Остренькие рожки | П Пыль, пар, топот, лом. У пеньков опять пять опят стоят |
Р Расскажите про покупки про покупочки мои На горе Арарат растет крупный виноград. Редька редко росла на грядке, На дворе трава, на траве дрова, Ф Федя филина боится - | С Серый зайка, зубки спрячь: У маленького Сани сани едут сами. У Сони и Сани в сетях сом с усами. Носит Сеня в сени сено, Х Хитр хорек, быстр хорек, |
Т Тетерев на току толкнул тетерева, Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. От топота копыт пыль по полю летит. Три сороки-тараторки тараторили на горке | У Удит рыбу удочкой |
Ц Циркач циркачке Зиночке Цыплята и курица пьют чай на улице
Из соседнего колодца Скворцы и синицы - веселые птицы. | Ч Четверть часа чиж чижихе Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж. Были галчата в гостях у волчат. Течет речка, печет печка. |
Ш Суши шубу Саша, Шла Саша по шоссе и сосала сушку Шашки на столе Шесть мышат в камышах шуршат На окошке крошку-мошку | Щ За щекой у щуки щетки. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке Щуку я тащу, тащу, Мама, нас ты не ищи, Щебетал щегол и щелкал, |
Ы Мыши- грызуны. Сыр грызут. | Э Ели две Эли |
Ю Утка - юннатка | Я Яша с Пашей ели кашу, |
А Астроном, адвокат и один альпинист, У Аграфены и Арины растут георгины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»
Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у ...
Конспект интегрированного занятия. ( вторая младшая группа) «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг»
Совместная деятельность по ознакомлению с ложкой, как музыкальным инструментом и предметом посуды....
С Новым годом всех, всех, всех!
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе детского сада...
Сценарий новогоднего развлечения для детей 2 младшей группы "С новым счастьем всех, всех,всех!"
Программа развлечения наполнена музыкальными играми и танцами для малышей, главный гость мероприятия - Снеговик....
Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Актуальность темы: Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи. В тоже время в каждом возрастном периоде у детей им...
Всех скороговорок не перескороговоришь
Рекомендации для родителей по использованию скороговорок в работе по автоматизации звуков у детей с нарушениями звукопроизношения....
Краткосрочный проект по развитию речи «Всех скороговорок не перескороговоришь»
Краткосрочный проект по развитию речи «Всех скороговорок не перескороговоришь» в подготовительной группе Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характ...