Ознакомление с эпосом олонхо в современных условиях через игры
методическая разработка (средняя группа)
Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения
материала. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память,
воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_eposom_olonho_v_sovremennyh_usloviyah_cherez_igry.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с эпосом олонхо в современных условиях через игры
Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:
- развитие речи;
- изобразительная деятельность;
- музыкальное воспитание;
- игровая деятельность;
-физическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- трудовая деятельность;
- работа с родителями;
Все виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом.
Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоив свои отрывки, перехоят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой работы.
Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо.. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.
Олонхо и изодеятельность.
Ознакомление с эпосом - олонхо в детском саду тесно связано с изодеятельностью. Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников. Она тесно связана с ознакомлением детей с окружающим, развитием речи, фольклором.
Для ознакомления детей с олонхо мы сделали макет – панораму «Три мира олонхо», где отражены Верхний, Средний, Нижний миры.
Древние якуты представляли устройство Вселенной по-другому. По их понятиям, существовало три мира – Верхний, Средний и Нижний.
Верхний мир, небо, разделен на несколько ярусов, по количеству доходящих до девяти. На этих разных ярусах живут якутские божества, внешне похожие на людей, но отличающиеся особым могуществом, мудростью и красотой.
Средний мир – это земля людей, первыми племенами были древние предки якутов, названные в эпосе «айыы айма5а».
Под средним миром расположены подземные страны Нижнего мира. Это страшный, губительный мир, в нем царит вечный мрак, светит ущербные солнце и луна. Живут в нем племена абаасы, страшные чудовища, причиняющие людям зло и вечно враждующие с н ими.
Действие олонхо обычно разыгрывается в этих трех мирах.
Распределяются отрывки из олонхо, описывающие природу, место проживания главных героев, образы человека “айыы”, “Аал-Луук мас” - священное дерево, живую природу, образы трех миров, птицы и утки населяющие средний мир. Через слова олонхо ознакомить детей с водоплавающими птицами, рассматривая картинки , рассуждаем об отличии птиц, по внешнему виду, чем питаются, откуда прилетели и по ее содержанию дети рисуют Образы героев олонхо добрые и злые мы можем обозначить красками, цветом. Часто дети добрые образы, красавиц айыы аймахтара, изображают теплыми светлыми красками, а девушку адьарай темными, холодными. Рассматривая иллюстрации, внимание обращаем на цвет произведения, монументальность богатырей и их коней. Раскрываю значение “Аал-Луук” мас – священное дерево, где живет Аан Алахчын хотун у которой богатыри просят помощи, силы, совета
Дети старшей и подготовительной группы начинают учиться передавать образ олонхо в рисунке. Для детей старшей группы провожу занятия на темы: «Аал – Луук масс», «Якутские узоры», «Утварь страны олонхо», «Богатырь», «Жилище богатыря», «Одежда и украшения Куо», «Природа олонхо», а для подготовительной группы: «Айыылар», «Богатырь олонхо», «Конь богатыря», «Светлые и темные силы», «Красавица Туйаарыма Куо», «Моя родина – страна олонхо», «Ысыах».Обучение передаче образов олонхо в рисунке несет познавательную, воспитательную, эстетическую функции. Дети достигают определенного уровня знаний об олонхо, о главных героях, дети запоминают, узнают знакомые иллюстрации картины, с помощью изобразительных средств создают образ в рисунке. Развиваются их задатки, фантазия, образное мышление, происходит формирование эмоционального, нравственного мира, эстетического восприятия, удовлетворяется любознательность, возрастает интерес детей к олонхо.
Знакомство детей с олонхо показала, что знания детей о духовоной культуре Якутии повысились, дети имеют представления о трех мирах, дают характеристику положительным и отрицательным героям, умеют передать свои впечатления от олонхо через рисование и лепку.
Знакомя детей с олонхо раскрывем картину окружающего мира предков: природу, одежду, жилье, быт, утварь и посуду предков, нравы, обычаи и характер в различных ситуациях. Детям преподносится богатство и образность родного языка. Работая над рисунком, ребенок учится трудиться, уважать труд других людей, учится усидчивости, аккуратности.
Олонхо и музыкальное воспитание.
Как изодеятельность, музыка имеет огромное значение для ознакомления с эпосом, олонхо. Народные песни якутов о родной природе, о жизни, о красивой девушке, о храбром молодце навевают на детей чувство родины. В старину каждый якут становится певцом, если сядет на быка или лошадь как гласит народная мудрость. К приходу олонхосута в гости готовятся заранее, в этот вечер быстро управляются с домашними делами, сытно ужинают и всю ночь слушают на олонхо. Их мечты летят за образами, создающими сюжет олонхо, наслаждаясь красотою стихосложения восклицают “Но!”. В песне “дьээ-буо” они слышат образы человека айыы, адьарай, их сражения, родную природу, трех миров, перевоплощения ит.д. На занятиях дети слушают отрывки из олонхо в исполнении Г.Г. Колесова и других певцов. Образ героев через музыку, пение “дьээ-буо” передает детям прекрасную музыку стихосложения. Обучение пению “дьээ-буо” основывается на правильном дыхании, четком звукопроизношении гласных, согласных звуков, дифтонгов, которые существуют в якутской речи: ыа, уе,уо, иэ. Работа на формирование “Кылы'ах” проводится 1 раз в неделю.
Например:
1 – работа на самомассаж лица, шеи, груди, языка, губ.
2 – работа на дыхание глубокий вдох задержка дыхания и выдох через рот.
3 – работа на дыхание со звукопроизношением: а-а-а, ы-ы-ы, и-и-и, у-у-у, --.
4 – после слоги: аа-аа, аа-'а, аа'ы, ооу ит.д
5 – звуки: дьээ-дь, -дь, после дьээ-дьээ-дьээ дьээ-'э, дьээ-'э, буо, буо, буо.
6 – слова распределяем на слоги: дьээ-'ээ, буо-'оо, дьээ-'ээ буо, буо, буо.
Конец слова поющий растягивает и делает ударение
Работа над “кылыьахом” с детьми - очень кропотливая работа. Это работа опирается на методиках народных певцов и работников культуры Г.Г. Федоровой. Все упражнения проходят в игровой форме. Например:
1. Просыпание и зевание –аа, аа, аа;
2. “Позови друга” - ау, ау, ау.
3. “Смешинки” - 'и 'и, 'и 'и, 'и 'и…
4. Разные эмоциональные состояния (радость, гнев, плач ит.д.)
5. “Крики” - оо-'оо! Ээ-'ээ. (эхо).
Пение “дьээ-буо” в олонхо занимает огромное значение. Каждый образ имеет свои своеобразные мелодии, темп. Например: пение мальчика Сорук Боллура, который быстрее всех доводит просьбы людям айыы айма5а, поется в быстром темпе.
О'у-маата2!
О'у-маата2!
И тут же быстро исчезает. Песня туйаарыма Куо звучит очень грустно, немного протяжно ит.д. дети улавливают разницу звучания песен олонхо и стремятся передать состояние героев.
Игры основанные на эпосе-олонхо.
У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала. У нашего якутского народа имеются игрушки, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. У девочек были куклы, но без лица. В детстве наши предки играли этими игрушками, развивались в соответствии с природой.
В.Л. Серошевский в книге “Якуты” пишет: “Игрушек у якутских детей чрезвычайно мало… Характерно, что у якутских детей я видел иногда изображения птиц, рыб, гусей, уток, разных зверей вроде зайца, но изображения лошадей я встречал как редкие исключения, равно как изображения медведя, волка и прочее, никогда не видел такжедетей, играющих изображением орла. Девочки играют куклами, более взрослые мальчики стреляют из луков или строят из палочек юрты и урасы…”. особенно летом дети играли в разные игры, мальчики играли в игру “Сонордьут” угадывая след, таким образом готовили себя к охоте, а стрельба из лука меткости. Все игры детей отражают заботу о домашних животных, об охоте подготавливая к экстремальным условиям, к труду. Богатыри олонхо тоже с детства играли в разные игры, но в основном стреляли из лука, о чем могут рассказать их имена, например: “Сильный стрелок Эрчимэн”, Меткий стрелок Дьирибинэ и т.д.
В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и иргушек очень велик, детские классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры основанные на эпосе- сделаны именно опираясь на них. Это игры – путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, и тд.
Одна отличительная сторона наших занятий – это использование элементов народной культуры, традиций якутов в выполнении упражнений
Главной целью традиционного воспитания детей у якутов являлось последовательное включение детей в реальную жизнь семьи, взрослых, при этом главными элементами были:
- забота о физическом воспитании. В процессе занятий физическими упражнениями решаются как общие задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания, так и специфические задачи, направленные на формирование культуры физического здоровья, культуры движений.
В современном обществе перед общеобразовательными учреждениями стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учетом этнокультурного характера среды. Успешная социализация в такого рода среды включает знания основ культуры своего народа, иначе говоря – этнокультурную осведомленность и уважение к различным ее проявлениям.
Упражнения выполняют, движения наших предков в быту, во время охоты, схожи движениями охотника подкрадывающегося к дичи, округленными движениями рук рыбака закручивающего бечевки невода или рыболовного сака, гармоничными движениями предков в жизни и в быту, в танце «Осуохай».
Олонхо-спектакль.
Олонхо в дошкольных учреждениях можно и нужно показывать как спектакль. Это очень хорошая методика приобщения детей к искусству перевоплощения. Олонхо считают театром одного человека, где исполнитель всех ролей олонхосут. По сценарию олонхо “Эрчимэн Бэргэн” С. Васильева, где герой в детстве идет играть и исчезает. Долго старики ищут сына, но не находят, однажды услышали стук копыт, вышли из юрты и видят богатыря. В нем они узнают своего сына. На радостях они созывают на ысыах всех, где сын говорит о том, что, однажды играя, он зашел во внутрь священного дерева испить желтой влаги и его отпарвляют в горы, где кузнецы его закаляют, дают одежду из серебра, коня отправляют домой. Он соорудил себе “урасу” и спит…
Распределяются роли, дети учат слова из реплик, разучиваются танцы, готовятся декорации, костюмы, атрибуты. На протяжении спектакля несколько детей исполняют отрывки из олонхо, где по ходу просматривается сценическая часть. Можно показать спектакли по сюжетам олонхо “Эрчимэн Бэргэн”, “Батастаан Баатыр» .Каждое поколение детей раскрывает свой талант, играя образы героев, вживаются в них. После постановок дети это переносят в свои сюжетные игры, декламируя отрывок. Таким образом, дети впитывают в себя красоту олонхо.
Трудовое воспитание и олонхо.
Отражение сюжета и темы олонхо развивает у детей традиционное использование материала, расширяет кругозор, чувство бережливости к природе. Через олонхо дети узнают об охоте, лесных зверях и покровителя всех зверей и птиц баай Байанай. У Байанайя просят хорошей охоты и богатыри, например Ньургун Боотур:
Уо-уо
Уруй-айхал!
Пущи темный дух
Со щедрой рукой, с гривой густой,
Со счастливой судьбой
Несметно богатый
Дед Байанай,
Обернись ко мне, улыбнись…
Из урочищ глухих.
Гони ко мне
Охотничью мне удачу пошли!
Таким образом, отрывки из олонхо воспитывают в мальчиках чувство бережного отношения к природе, прежде чем идти на охоту совершают алгыс и благодарны природе. Прежде чем что-либо брать у природы нужно совершать обряд, который обязателен для якутов.
Нравственное воспитание и олонхо.
Все дети хотят быть похожими в чем-то на героев олонхо. Например:
“…Ты, избранный среди нас
Могучий брат-исполин,
Владеющий вороным конем,
Стоя рожденным
На грани небес,
Стремительный Ньургун Боотур!
Наше заклятье, наш завет
Запомни прежде всего:
Защити людей уранхай саха
Добросердечных, с открытым лицом!...
А ты не имеющий равных себе,
Никогда не обижай,
Никогда им горя не причиняй!
Если ты людям зло принесешь,
Далеко отзовется оно,
На потомство твое
Подорим падет,
Укором правнуков будет твоих,
Бедой обернется им.
Брата младшего и сестру
Блюди, сбереги воспитай!
Предназначено им судьбой
Эту землю обжить, заселить”.
Этот отрывок из олонхо говорит о нравственном воспитании у народа саха: не бахваляйся силою, защити обиженных, не обижай никого, брата и сестру береги. Этот положительный образ богатыря влияет на детей, как он себя закаляет, как охотится, как защищая сражается с адьарай аймаа, как строит себе жилище и продолжает жизнь. Образ Туйаарыма Куо воспитывает такие нравственные качества у девочек: красота, скормность, отношение к своим родителям, другим людям. Помогает советом, чистоплотная, любящая, готовая к жертвам ради жизни на земле, не теряет надежды на освобождение от злого адьарая Уот Уьутаакы. Отрицательные образы в олонхо: Уот Уьутаакы, Кыыс Кыскыйдаан, их внешний вид:
“…Его единственный глаз
Землисто-мутно глядел…
Разинув широкий рот
Высунул он раздвоенный свой
Зелено-синий язык
Как змею в семь сажен длиной…”.
“Прыгая на разветвленной ноге,
Пронзительно закричав,
Хвост дымовой,
Падал вихровой,
Плечи-ножницы,
Пальцы-клещи,
Черный огнепышущий нос,
Чертова дочь
Кыыскыйдаан Куо…”
Один внешний вид, их характер, готовность силой вырывать хорошее, прекрасное из айыы, рвать, разрушать жизнь людей все это, в детях воспитывает отрицательное отношение к таким проявлениям.
Таким образом, олонхо имеет огромную воспитательную силу.
Семья и олонхо.
Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения.
Для семьи, родителям, проводятся консультации, недели олонхо с целью повышения знаний об эпосе. При опросе родителей незначительная часть семей имеет, понятие об олонхо, а теперь большинство родителей с интересом относятся к проводимым мероприятиям.
Неделя олонхо проводится в год один раз, где педагоги и родители принимают участие.
- подвижные якутские игры-олонхо;
- спектакль силами педагогов;
- шитье и изготовление кукол-персонажей;
- ледовые фигуры во дворе;
- вечер олонхо;
С Комитетом родителей следующем году планируем слепить ледовых фигур, из персонажа олонхо таким образом наши родители доставляют радость своим детям.
Тема олонхо очень кропотливая работа, требующая внимательного отношения, помощи, со стороны родителей и педагога.
В старину, когда слышали олонхо в исполнении одного человека, дети, не дослушав, спали и, что интересно, такие дети быстрее впитывают сюжет и слова олонхо. Вырастая, они становились носителями эпоса. В современных семьях таких вечеров вокруг очага нет, но в будущем и это войдет в нашу жизнь.
Эпос-олонхо через классические игры, игры-путешествия, через изобразительную, музыкальную трудовую деятельность детей, может глубоко проникнуть в кут (душу) ребенка и иметь значительное влияние на воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по теме «Якутский эпос ОЛОНХО»
Внедрение олонхо в образовательные программы, создание системы обучения детей сказительскому искусству - одна из основных задач республиканской целевой программы по сохранению, изучению и распро...
Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...
Сюжетные занятия по физической культуре для детей дошкольного возраста по мотивам якутского эпоса олонхо
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. В народном понимании здоров...
Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».
Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....
Приобщение детей к эпосу Олонхо
Совместная работа ДОУ с музеями как средство прибщения старших дошкольников с народным эпосом Олонхо...
Якутский народный героический эпос «ОЛОНХО»
Цель: Узнать о значении "Олонхо" в нашем обществеЗадачи: Ознакомить с древним Якутским Эпосом "Олонхо";Ознакомить с миропониманием Якутского Народа;Рассмотреть персонажи Якутс...
презентация "Ознакомление детей дошкольного возраста с героями Олонхо через игру"
Разработка предназначена педагогам дошкольных учреждений и родителям Игра – «Мир олонхо» несет в себе не только ознакомительный характер, но и развивающий. Так, игра поможет раз...