Мастер-класс "Алтайские орнаменты"
методическая разработка

Чичиекова Анастасия Александровна

Мастер-класс для педагогов по созданию дидактических игр по ознакомлению с алтайскими орнаментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ornamenty.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Канский детский сад»

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр из вискозных и губчатых салфеток по теме «Знакомимся с алтайскими орнаментами»

Воспитатель: Чичиекова А.А.

2017

Педагог: Чичиекова Анастасия Александровна, филиал МБДОУ «Усть-Канский детский сад»

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр из вискозных и губчатых салфеток по теме «Знакомимся с алтайскими орнаментами».

Цель: ознакомление участников мастер-класса с опытом изготовления дидактических игр из вискозных и губчатых салфеток.

Задачи:

  1. представить свой опыт работы и его применение на практике
  2. создать условия для активного погружения педагогов в практическую деятельность
  3. способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов

Ожидаемые результаты:

  1. повышение креативности педагогов
  2. рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности
  3. практическое освоение участниками мастер-класса способов изготовления дидактических игр из вискозных и губчатых салфеток

Оборудование: Проектор, аудиопроигрыватель; губчатые салфетки, карандаши, линейки для разметки,  канцелярские ножи 6 штук, ножницы 6 штук, доски для лепки, шаблоны орнаментов для вырезания, фланелеграф из вискозных салфеток, орнаменты из вискозных салфеток; инструкции по работе с ножницами и канцелярскими ножами, обереги-орнаменты, буклеты по теме мастер-класса; фишки для приглашения участников; ручки и листы бумаги для сочинения стихов.

Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть (на экране отображаются цели и задачи мастер-класса)

-Добрый день, дорогие друзья! В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является учет этнокультурной ситуации развития детей. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.

Немаловажную роль играет также организация соответствующей предметно- пространственной среды - а именно, создание центра краеведения, где подбираются художественно-дидактические пособия, материалы и технические средства обучения по патриотическому воспитанию.

И сегодня, я хочу вам показать, какие дидактические игры по краеведению вы можете сделать сами из вискозных и губчатых салфеток для кухни и уборки. Данные дидактические игры ознакомят детей с алтайским национальным орнаментом, с его значением; разовьют творческие способности детей, умение составлять красивые композиции из орнаментов; будут способствовать развитию интереса к искусству алтайского народа и любви к родному краю.

  1. Основная демонстрационная часть

Давайте посмотрим, какие дидактические игры по патриотическому воспитанию  вы можете с легкостью сделать сами из вискозных и губчатых салфеток (демонстрация на экране).

  1. Дидактическая игра «Рамки-вкладыши». Цель игры: вложить орнамент в соответствующую рамку, подобрав по размеру.
  2. Дидактическая игра «Собери по цвету». Цель: дифференцировать орнаменты по цвету.
  3. Дидактическая игра «Собери по форме». Цель: группировать орнаменты по форме.
  4. Дидактическая игра «Собери паззл». Цель: сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину.
  5. Дидактическая игра «Укрась ичиги». Цель: составлять красивую композицию из алтайских орнаментов.
  6. Дидактическая игра «Нарисуй картину». Цель: дифференцировать алтайские орнаменты по значению.

Приглашение на мастер-класс в форме викторины

А сейчас давайте проверим, насколько хороши ваши знания об алтайских орнаментах (на экране вопросы). Кто ответит правильно - получает фишку.

  1. Что символизируют данные орнаменты? (рога диких и домашних животных)
  2. Какой орнамент используется для изображения шкур животных?
  3. Этот орнамент символизирует летящую птицу или тажуур?
  4. Что символизируют следующие орнаменты? (священные горы Алтая)
  5. Какие орнаменты используются для изображения бурных рек Алтая?
  6. Растительные мотивы символизируют орнаменты …?

А сейчас я приглашаю 6 человек, у которых есть фишки за правильные ответы, в свою творческую мастерскую, чтобы вы научились создавать дидактические игры по алтайским орнаментам.

  1. Комментирующая часть

Для продуктивной работы нам следует разделиться на три подгруппы. Давайте определимся с последовательностью работ для каждой подгруппы. Первая подгруппа изготавливает дидактическую игру «Рамки-вкладыши». Для создания этой игры нужно нарисовать орнаменты на салфетке при помощи готовых шаблонов, и вырезать по контуру канцелярским ножом или ножницами.

Вторая подгруппа изготавливает дидактические игры «Собери по цвету и форме». Для этого на салфетках при помощи шаблонов изображаются орнаменты, и также по контуру вырезаются канцелярским ножом или ножницами.

Третья подгруппа будет создавать дидактическую игру «Собери паззл», для этого необходимо вырезать нарисованный орнамент на салфетке и разрезать его на составные части.

4.Практическая часть

Дорогие коллеги, не забывайте соблюдать технику безопасности во время мастер-класса. На ваших столах лежат инструкции по безопасной работе с ножницами и канцелярским ножом. Будьте осторожны. Можете приступать к работе.

Пока участники мастер-класса изготавливают дидактические игры, я предлагаю остальным  украсить ковер алтайскими орнаментами («Укрась ковер алтайскими орнаментами»). Перед вами ковер, давайте украсим его  на ваше усмотрение. Таким образом, мы видим, что такую игру тоже можно легко  сделать своими руками из вискозных салфеток.  Как вариант данной игры можно украшать ичиги, платье, подушку и другие предметы орнаментами.

5.Рефлексия

Посмотрите, какие функциональные дидактические игры у нас получились. Данный материал можно использовать не только в качестве дидактической игры, но и как раздаточный материал, трафареты для рисования, атрибуты для сюжетных игр «Мастерская», «Ателье», а также использовать для оформления пространства группы.

Сейчас я предлагаю всем участникам мастер-класса попробовать нарисовать картину, используя лишь алтайские орнаменты. Для этого вам предоставлены фланелеграф и орнаменты из вискозных салфеток. Придумайте вместе сюжет и нарисуйте картину. Для презентации полученной картины сочините стихотворение или художественную историю, сказку.

Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась, расскажите, что же на ней изображено. Как вариант, детям можно предложить готовые нарисованные картины, которые нужно отобразить при помощи орнаментов. Или использовать в качестве атрибутов для театра на фланелеграфе.

Дорогие участники, был ли вам полезен опыт моей работы? Сможете ли вы теперь без моей помощи изготовить такие пособия своими руками? Чтобы вы не забыли последовательность изготовления этих игр, я дарю вам буклеты. И маленькие обереги-орнаменты с благопожеланиями, в благодарность за ваше участие. Спасибо вам, проходите на свои места.

Таким образом, мы пришли к выводу, что увлекательное, многофункциональное игровое пособие можно изготовить из подручных средств. Данные дидактические игры по ознакомлению детей  с алтайским орнаментом помогут педагогу успешно решать задачи по патриотическому воспитанию.

Закончить свое выступление я хотела бы словами ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация "Орнамент в народном костюме"

В данной презентации собран и обобщен материал из истории народного костюма.Ткани, цвет, значение орнамента в народном костюме....

Методические рекомендации по ознакомлению с хакасским орнаментом.

Как знакомить детей дошкольного возраста с хакасским орнаментом? На этой страничке вы найдете методические рекомендации по данному разделу....

Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...