Презентация "Орнамент в народном костюме"
презентация к уроку по теме

Вивдич Ольга Николаевна

В данной презентации собран и обобщен материал из истории народного костюма.Ткани, цвет, значение орнамента в народном костюме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ornament_v_narodnom_kostyume.pptx768.21 КБ
Файл konspekt_v_gostyah_u_hozyayushki.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

о рнамент в народном костюме

Слайд 2

Ткани , цвет , о рнамент КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для рубах и покрывал СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА ) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки . В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды. ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту вырабатывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов. ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства.

Слайд 3

ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст ( кужельный , новина, усчина ), на будничную — более грубый ( изгребный ). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX века. ХРЯЩ — толстый, грубый холст домашнего изготовления. ШТОФ — шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками. В крестьянском быту использовалась для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов. ШЛЁНКА (ШЛЁНСКАЯ ШЕРСТЬ) — нитки и ткань из шерсти овцы шленской породы, появившейся в России в XVIII веке. Шленка (как сама ткань, так и пряжа) ценилась в русской деревне за мягкость, прочность. Использовалась для шитья праздничных сарафанов, изготовления бахромы, кистей, поясов.

Слайд 4

Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени.

Слайд 5

Знак Воды - волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, "хляби небесные" - горизонтальными. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Слайд 6

Дерево Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Дерево - законченный и совершенный образ мира.

Слайд 7

Треугольник - символ человека,.. Треугольник, обращенный вершиной вверх, являлся солнечным и имел символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия - воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник являлся лунным и имел символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия - земля).

Слайд 8

Женский образ - один из основных в русском орнаменте. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь , что означает "мать хорошего урожая". Часто в орнаменте присутствуют: - крылатые руки, - змеевидные / растениевидные / ноги, - ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб - древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни).

Слайд 9

Растительный орнамент самый распространенный в народном костюме. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости .

Слайд 10

Календарь, солнце

Слайд 11

Символ легкости и нежности

Слайд 14

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

детский сад комбинированного вида № 816


109444, г. Москва, улица Ташкентская дом 3 корпус  2, тел.ф.  377 – 08 – 65, 372-26-01

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

В гостях у хозяюшки

Подготовила:

ст. воспитатель Вивдич О.Н.

Москва 2012г.

Задачи:

Познание: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.  На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Труд и художественное творчество: научить работать с тканью при создании выразительных образов.

НОД поводится в музее народного быта, в окружении старинных вещей и предметов.

Воспитатель в группе сообщает детям, что их в гости ждет хозяюшка русской избы.

- Здравствуйте, мои дорогие, рассаживайтесь. Позвала я вас в гости, чтобы показать необычные игрушки. Скажите, есть у вас куклы?

-  Вот и я сделала для своего малыша кукол. Посмотрите.

Хозяюшка показывает кукол, дети рассматривают.

Воспитатель говорит:

- В старину в русской деревне каждая хозяйка в доме занималась рукоделием. А для забавы детей делали вот таких кукол.

Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Считалось, что кукла оберегала его от болезней. И называли этих кукол –оберегами.

 Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках. Мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

Кукла Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Для изготовления куклы используем лоскуты яркой разноцветной ткани и нитки-мулине.

Кукла - пеленашка или кукла-младенчик служила оберегом, т.е. оберегала младенца от всего плохого, злого. Так же давали куклу в ручку ребенка в качестве естественного массажера.

Сделать ее очень просто.

Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани.  А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Завязываем узел. Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем  скатку нитями, выделяя треть длины.

Повязываем платочек, запеленываем плотно в пеленку и обертываем ленточкой. Кукла готова.
           В конце занятия ребята играют со своими куклами, укачивая их под колыбельную (мелодия на магнитофоне):

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу...

Ай ду-ду ду-ду ду-ду
сидит ворон на дубу
сидит ворон на дубу
он играет во трубу
он играет во трубу
во серебряную
во серебряную
разрисованную
ворон-ворон, не дуди
нашу крошку не буди
а баю-баю-баю
сидит ворон на краю
сидит ворон на краю
и играет во трубу
звонко трубушка играет
сон и дрему нагоняет
петушок-петушок,
золотой гребешок
масляна головушка
шелкова бородушка
что ты рано встаешь
голосисто поешь
деткам спать не даешь
котик, брысь
котик, брысь
под кроватку спать ложись
положечек заверни
правой лапкой обойми
у кроватки не мурчи
нашу детку не буди
ой люли, ой люли
прилетели журавли
как они летели
все них глядели
журавли курдыкали
киски все мурлыкали
а качи-качи-качи
прилетели к нам грачи
сели на ворота
а ворот а скрип-скрип
а сыночек спит-спит
сиди котик на печи
понемножку лепечи
уж как я тебе коту
за работу заплачу
за работ у заплачу
дам на платьице парчу
ой ты котик серенький
не ходи по сеничкам
иди на полати
сына покачати
баю баю баю бай
ты собачка не лай
ты собачка не скули
нашего сына не буди
бай бай бай бай
не ходи в избу бабай
дитю в люльке не пугай
и в гудочек не гуди
дитя спит не разбуди
кач кач кач кач
привезет отец калача
матери сайку
сыну балалайку
станет сына качать
в балалечку играть
вот и люди спят
вот и звери спят
птицы спят на веточках
зайки спят на травушке
утки на муравушке
дети все по люлечкам
спят поспят
всему миру спать велят...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Рисование "Русский народный костюм"

Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»

  Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...

Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"

Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....


 

Комментарии