Знакомство с национальной шапкой бурят
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цели занятия:
- Познакомить детей с новым лексическим материалом: буряад хубсаhан, малгай, дэнзэ, залаа;
- Тренировать в аудировании, говорении, употреблении лексических единиц до уровня предложений;
- Закрепить знания о национальном празднике Сагаалган (приветствие, календарь литэ); счет до 10;
- Воспитывать у детей духовно-нравственные ценности, расширить кругозор детей на языковом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_natsionalnoy_shapkoy_buryat.docx | 45.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с национальной шапкой бурят
Цель:
- Познакомить детей с новым лексическим материалом: буряад хубсаhан, малгай, дэнзэ, залаа;
- Тренировать в аудировании, говорении, употреблении лексических единиц до уровня предложений;
- Закрепить знания о национальном празднике Сагаалган (приветствие, календарь литэ); счет до 10;
- Воспитывать у детей духовно-нравственные ценности, расширить кругозор детей на языковом материале.
Предварительная работа: беседа о празднике Сагаалган, знакомство с календарем литэ, просмотр мультфильма «Сагаалган», закрепление темы «Счет» и «Цвет».
Материалы к занятию: национальные шапки, записи с бурятскими мелодиями.
- Дети, сегодня у нас на занятии гости. Поздоровайтесь с гостями. «Сайн байна».
- Дети, мы с вами встретили Новый год по лунному календарю. Но не все гости были у нас на празднике. Им очень хочется узнать побольше про этот национальный праздник. Предлагаю вместе рассказать про него.
Давайте начнем с приветствия в дни Сагаалгана. Он называется «золголго».
Младший по возрасту протягивает руки ладонями вверх, а старший кладет руки ладонями вниз. Это обозначает: старший готов передать свои знания и опыт, а младший готов быть опорой и перенять все знания от старшего по возрасту человека.
Дети делятся парами, показывают приветствие «золголго».
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, гости узнали про приветствие, и теперь им интересно узнать про животных лунного календаря.
- Как называется лунный календарь? (литэ)
- Сколько животных в лунном календаре? (12)
- Какое животное начинает календарь? (мышь)
- Какой год мы проводили? (год собаки)
- Какой год встретили? (год свиньи)
- Предлагаю назвать животных лунного календаря на русском и бурятском языках.
Мышь | Хулгана |
Бык | Yхэр |
Тигр | Бар |
Кролик | Туулай |
Дракон | Луу |
Змея | Могой |
Лошадь | Морин |
Овца | Хонин |
Обезьяна | Бишэн |
Курица | Тахяа |
Собака | Нохой |
Свинья | Гахай |
- Давайте посчитаем на бурятском языке (нэгэн, хоёр, гурбан, дyрбэн, табан, зургаан, долоон, найман, юhэн, арбан, арбан нэгэ, арбан хоёр).
По очереди дети считают животных.
Предлагаю карточки с цифрами «Угадай цифру».
Физкультминутка.
- Дети, сегодня у нас выставка шапок. Шапок не обычных, а национальных. Посмотрите, какой формы шапки? Правильно. Шапки имеют треугольную форму. С чем можно сравнить? С вершиной горы.
Дэнзэ - солнце | |
Залаа - лучи солнца | |
Тэнгэри - небо | |
Газар - земля |
- Дети, давайте рассмотрим шапку.
- Энэ залаа. Это кисточки
- Залаа ямар yнгэтэйб? Какого цвета?
- Залаа улан. Красного цвета.
- Энэ юун бэ? Это навершие.
- Дэнзэ. Называется дэнзэ.
- Давайте составим предложения.
- Моя шапка. Минии малгай.
- Твоя шапка. Шинии малгай.
- Красивая шапка. Гоё малгай.
Шапку надеваем на голову, она находится наверху, так же, как небо.
Нельзя бросать шапку куда попало, а надо положить повыше на полку.
Раньше по обычаю не принято было ходить без шапки на людях, а также запрещалось дарить шапку.
- А какие шапки носят другие национальности?
Тюбетейка, папаха, сомбреро, чалма.
- Правильно.
- Ребята. В дни Сагаалгана принято дарить подарки. Давайте подарим нашим гостям песню «Рукавичка» на бурятском языке.
Подведение итогов. Угощение.
Комитет по образованию
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Д/с №84 «Снегурочка»
присмотра и оздоровления г.Улан-Удэ
Конспект занятия
Тема: Знакомство с национальной шапкой бурят
Подготовила:
Учитель бурятского языка
Шойжонимаева
Сэсэгма Дабасамбуевна
Февраль 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "«Знакомство с национальными видами спорта и ненецкими национальными играми дошкольников 4-5 лет»
АктуальностьИгра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.Велико значение игр в воспитании ненецких детей....
интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованием «Знакомство с национальной одеждой бурят»
Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа....
национальные игры бурят
национальные игры бурят...
Национальная кухня бурят
Национальная бурятская кухня – это кухня вольных кочевников, натуральная, сытная и самобытная. Так было во времена самого Чингисхана и так остаётся по сей день....
Консультация на тему "Национальные игры бурят "Сурхарбан""
Что это за праздник – Сурхарбан? В настоящее время это праздник, который объединил традиции и культуру народа. Это бурятский праздник спорта и воспевания природы....
Технологическая карта занятия в подготовительной группе "Буузы - национальное блюдо бурят".
Технологическая карта занятия в подготовительной группе "Буузы - национальное блюдо бурят"....
Конспект занятия "Знакомство дошкольников с национальной одеждой бурят"
Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, игра...