Конспект совместной деятельности "В гостях у нас кукла Костромичка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект совместной деятельности "В гостях у нас кукла Костромичка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_konkurs_1.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности
(подготовительная к школе группа)
«В гостях у нас кукла «Костромичка»
Цель: Знакомство детей с народным женским костюмом Костромской губернии.
Задачи:
- продолжать способствовать пониманию детьми категории «Традиции дела»
- знакомить детей с историей костромского костюма
- знакомить с устаревшими словами «почелок», «душегрея»
- развивать интерес к истории и культуре родного края
- развивать интерес и желание играть в народные игры Костромской губернии
- развивать творческие способности детей через самостоятельную продуктивную деятельность
Предварительная работа:
Экскурсия в музей русского быта, знакомство с разными видами тканей, рисование различных орнаментов на занятиях по изобразительной деятельности, разучивание русской народной игры «Кострома».
Материалы и оборудование:
Кукла в летнем костюме Костромской губернии (можно использовать бумажный вариант куклы (Приложение 1, рис.1, 2), заготовки кукол на каждого ребенка (примерный вариант в Приложении 1, рис.3), фломастеры, цветные карандаши, можно использовать наклейки с деталями цветов и растений.
Ход деятельности:
1. Сюрпризный момент.
- Ребята, у меня для вас сюрприз. В гости к нам пришла кукла «Костромичка». Посмотрите, какая красавица. И наряд у нее необычный. В такой одежде щеголяли костромские девушки в давние-давние времена.
- Ребята, что вы можете сказать о костюме нашей гостьи? Какой он? (Яркий, красивый, разноцветный).
- Да, наряд костромской красавицы завораживал красотой, богатством отделки, дорогими тканями. Заезжие иностранные купцы говорили, что в Костроме каждая девица из-за роскошного наряда – царица.
- Давайте внимательно рассмотрим, из чего состоял наряд костромских красавиц.
2.Разбор костюма.
- Набор одежды костромских девушек, в которых они появлялись на улице, состоял из рубахи, сарафана, душегреи. Голову девушки украшали лентой. В старину говорили: «Хороша алая лента, когда на молодую надета», а в праздничные дни девушки надевали почелок – широкую повязку, спереди украшенную плетеной сеткой, сзади – широким бантом. Слова «почелок» - устаревшее. Чело – означает лоб, повязка располагалась по лбу, или по челу, вот отсюда и появилось слово «почелок».
- Давайте попробуем произнести это слово.
- Рубахи шились из льняных тканей. Праздничные рубахи обычно украшались вышивкой, многоцветной или белоснежной, рукава - шитьем, тесьмой. Вышивая узоры, мастерица не только украшала одежду. В народе считалось, что вышитые узоры приносят счастье и удачу, оберегают здоровье и достаток в доме, кроме того считалось, что вышитый орнамент защищает человека от злых духов.
- Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебренными и позолоченными пуговицами вдоль шва, бисером, вышивкой. Такие сарафаны носили с белыми рубахами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли.
- Душегрея – короткая кофта на лямках. Спереди душегрея застегивалась на крючки. Слово- то, какое необычное, тоже устаревшее. «Душегрея», как будто душу греет.
- Давайте произнесем это слово.
- В некоторых селах душегрея заменялась передником, который закреплялся на груди.
3.Беседа.
- Что вам показалось необычным в костюме куклы? Что удивило? Что особенно понравилось? (Ответы детей)
-Какие устаревшие слова вы запомнили? А давайте подумаем, почему слова «почелок», «душегрея» устарели? Почему в наше время, никто так не говорит? (Ответы детей)
- Да. Примерно в таких нарядах, как наша «Костромичка», ходили в давние времена костромские девушки.
- Наденут свои праздничные наряды и пойдут на гулянья. Ни одно гулянье без игр не обходилось.
-Давайте и мы с вами поиграем.
4.Русская народная игра "Кострома"
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
- Дома Кострома?
-Дома!
- Что делаешь?
- Поработала – пообедаю!
(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
- Легла, да уснула….
(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как- будто спят)
(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
- Дома Кострома?
-Дома!
- Что делаешь?
- Проснулась – попрыгаю!
(Дети прыгают)
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
- Дома Кострома?
-Дома!
- Что делаешь?
- Сейчас догонять вас буду!
(Дети разбегаются)
- Славно поиграли, но еще в старину люди говорили «Делу время, а потехе час». «Костромские» всегда трудолюбием и умением славились. Не случайно за товаром, который производили в Костромской губернии со всей матушки-России, да из разных стран купцы съезжались. А мы ведь с вами тоже «Костромские», пора и нам за дело приниматься.
5. Практическая часть.
а) Подготовка к самостоятельной работе.
- Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз – куклы, одетые так же, как и наша «Костромичка», но их наряд не так красив, как у неё. Посмотрите, чего не хватает в нарядах кукол? (Нет узоров, украшений)
Я предлагаю вам украсить наряды куколок.
- Для украшения костюма у вас есть фломастеры, цветные карандаши, наклейки.
- Как можно украсить рукава рубахи? (нарисовать узор, использовать наклейки)
- Чем украшены сарафан и душегрейка? (Узорами, тесьмой)
- Тесьму можно изобразить волнистой линией.
- А почелок куклы украшен геометрическим орнаментом. Его легко изобразить с помощью ломаных линий. (Показать вариант рисования геометрического орнамента)
- Чтобы наряды кукол получились красивыми, надо очень постараться. Не зря в старину говорили «Около чего постараешься, тому и порадуешься»
б) Самостоятельная работа детей.
(По необходимости оказать индивидуальную помощь детям).
6. Рефлексия.
-Рассматривание готовых кукол, высказывания детей о своей работе.
- Мне нравится, как вы украсили своих кукол. Наряды получились просто «царские».
- Какие чувства вы испытали во время работы?
- Давайте, мы куколок поместим в альбомы «Мои Истоки», вы возьмете их домой, и расскажете своим родным то, что узнали о женском костюме наших предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Кукла-закрутка»
Методическая разработка занятия по ручному труду....
Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей четвертого года жизни "День рожденья куклы Оли".
Сюжетно-ролевая игра с целью развития игровых и коммуникативных навыков детей второй младшей группы детского сада. Соответствует ФГОС....
Конспект совместной деятельности взрослых и детей в группе раннего возраста "Угощение для куклы Кати"
Конспект совместной деятельности взрослых и детей в группе раннего возраста "Угощение для куклы Кати"...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми "Кукла-закрутка"
Цель: совершенствовать умение изготавливать кукол; учить работать с материалом и бережно относиться к готовой работе; знакомить с малыми формами фольклёра....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста по ФИЗО " В гости к кукле Маше"
В конспекте предоставлены материалы по физическому развитию даетей раннего возраста в иговой форме....