КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЯ БУРЯТИЯ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Расширить знания детей о родном крае, коренных народах нашей республики (русские, буряты), растительном и животном мире:
Формировать и закреплять представления детей о гимне и символике республики Бурятия, их значении:
Пополнять и расширять словарный запас детей:
Воспитывать в детях духовно-нравственные ценности; толерантность, уважение к людям других национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЯ БУРЯТИЯ»
Задачи:
- Закрепить знания детей о том, что они живут в Бурятии.
- Развивать интерес к истории Сибири. Закреплять знания детей о жизни, обычаях, национальном костюме, культурой бурят, животных.
Активизация словаря: Бурятия, Сибирь, исполины, дэли, бэхэ, гутал, дэнзэ.
Обогащение словаря: буряты, юрта, очаг, моринхур.
Материал: карта Бурятии, флажок, кегли 10 штук, «лошадки» на палочке 2 штуки, иллюстрации: слайды бурятской национальной одежды, юрта; запись бурятской музыки, детали бурятской шапочки.
Расширить знания детей о родном крае, коренных народах нашей республики (русские, буряты), растительном и животном мире:
Формировать и закреплять представления детей о гимне и символике республики Бурятия, их значении:
Пополнять и расширять словарный запас детей:
Воспитывать в детях духовно-нравственные ценности; толерантность, уважение к людям других национальностей.
Предварительная работа: Беседы о символике Бурятии, о городе Улан-Удэ и городах республики, о национальностях проживающих в городе и республике. Рассмотрение национальных костюмов (русского и бурятского).
Рассматривание иллюстраций и животных, птицах и растениях нашего края, заучивание пословиц о Родине, стихов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети встают полукругом у карты Бурятии
- посмотрите на карту Бурятии.
- Что вы увидели на карте? (реки, озеро Байкал, города, леса )
- Как называется столица нашей республики? (Улан-Удэ)
- Как называют людей живущих в Улан-Удэ? (Улан-Удэнцы)
- Ребята, мы в каком городе живём? Бабушкин
- Как называют наш таежный край? (Сибирь)
- Жителей Сибири? (сибиряками)
- Сибирь - это тайга, лес – деревья, верхушки которых, кажется, касаются неба. (показать деревья)
Физминутка: Покажите, какие высокие деревья растут в тайге.
(дети тянутся вверх)
Подул сильный ветер – закачались деревья – исполины.
(плавные наклоны в стороны)
Молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле.
(наклоны вперед с касанием руками пола)
В Бурятии у Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, русские, эвенки, якуты, и многие другие.
Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские, казаки, белорусы, украинцы, поляки и остались здесь жить.
Сейчас я расскажу вам о жизни, обычаях народа БУРЯТИИ.
Я покажу вам наши достопримечательности, богатства нашей республики.
Буряты живут в разных районах, говорят на бурятском языке.
- САЙН БАЙНА – обозначает по бурятски здравствуйте.
Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.
- Посмотрите на фото бурят в национальных костюмах.
- Буряты занимаются разведением баранов, лошадей.
Им часто приходилось переезжать в разные места, на новые пастбища. Жильем для бурят служила ЮРТА, которую можно легко разобрать и перевести на новое место.
- ЮРТА – состояла из длинных деревянных жердей – палок, которые покрывали войлоком, материал из шерсти. Посередине юрты был очаг – огонь . который обогревал юрту.
Буряты почитают, уважают огонь, при переезде не бросали огонь на старом месте, а переносили огонь на новое место.
Священное животное у бурят - КОНЬ – Это друг, оружие, богатство, гордость, радость. Многие вещи у бурят имеют изображения коня, его копыт.
С детства обучают маленьких детей ухаживать за конем, запрягать, распрягать, скакать на коне.(Слайды коней)
- Давайте поиграем в игру «Ловкие наездники».
Бег вокруг кеглей на «лошади» (палочка), не уронив кегли.
Бурятская национальная одежда очень красива, давайте посмотрим национальные костюмы бурят.
- Верхняя одежда бурят называется ДЭЛИ
- Посмотрите , на что она похожа? (ответы детей)
ДЭЛИ –похожа на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами.
Нарядные ДЭЛИ шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от холода, рукава были удлиненные, украшали мехом.
- Как вы думаете для чего? (были, как рукавицы)
- Мужское ДЭЛИ подпоясывалось длинным кушаком – БЭХЭ.(слайд мужского костюма).
Атрибутами мужского костюма были нож в ножнах и огниво.
- Как вы думаете, для чего они нужны? (разводить огонь, отрезать пищу, для безопасности).
Бурятская обувь называется - ГУТАЛ, шили из кожи. Носки сапог загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю.(слады мужской обуви).
Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание - обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - ДЭНЗЭ, изготовленное из золота, серебра или коралла - символизирует солнце, освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.(слайд бурятских шапок).
Предлагаю вам распределиться по двое и собрать из частей бурятскую шапочку. Выполняют на фланелеграфе.
- Какие красивые получились шапочки.
Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год).
У бурят Новый год называется САГААЛГАН или ПРИХОД БЕЛОГО МЕСЯЦА.(слайд)
На праздник готовят разнообразную молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы. Проходят состязания всадников, борьба, стрельба по мишеням из лука.
- О какой национальность мы сегодня говорили? (о Бурятах)
Давайте попрощаемся. Дети по - русские: а теперь, воспитатель по- бурятски: БАЯРТАЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Мы живём в Бурятии"
Конспект занятия...
Конспект занятия по НРК "Край мой -Бурятия моя"
Тема: «КРАЙ МОЙ -БУРЯТИЯ МОЯ!»(для детей старшей группы )Подготовила : Пантелеева Анна Николаевна...
Конспект занятия «Традиции Бурятии»
Конспект занятия «Традиции Бурятии»...
Конспект занятия "Викторина "Моя Бурятия"
Викторина для старшего дошкольного возраста....
2 Конспект занятия " Государственная символика Республики Бурятия"
Технологическая карта...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Народы России. Буряты."
Знакомство детей с традициями и обычаями бурятского народа. Воспитание уважения к людям других народов, обогащение словаря детей....
Конспект занятия в старшей группе «Буряты – коренные жители Забайкальского края»
Цель: знакомство детей с культурой и обычаям бурятского народа.Задачи:- Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.- Воспитывать уважение к людям других народов.- Обогатить ...