КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЯ БУРЯТИЯ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карнакова Светлана Николаевна

Расширить знания детей о родном крае, коренных народах нашей республики (русские, буряты), растительном и животном мире:

Формировать и закреплять представления детей о гимне и символике республики Бурятия, их значении:

Пополнять и расширять словарный запас детей:

Воспитывать в детях духовно-нравственные ценности; толерантность, уважение к людям других национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  «МОЯ БУРЯТИЯ»

Задачи:

  • Закрепить знания детей о том, что они живут в Бурятии.
  •  Развивать интерес к истории Сибири. Закреплять знания детей о жизни, обычаях, национальном костюме, культурой бурят, животных.

Активизация словаря: Бурятия, Сибирь, исполины, дэли, бэхэ, гутал, дэнзэ.

Обогащение словаря: буряты, юрта, очаг, моринхур.

Материал: карта Бурятии, флажок, кегли 10 штук, «лошадки» на палочке 2 штуки, иллюстрации: слайды бурятской национальной одежды, юрта; запись бурятской музыки, детали бурятской шапочки.

Расширить знания детей о родном крае, коренных народах нашей республики (русские, буряты), растительном и животном мире:

Формировать и закреплять представления детей о гимне и символике республики Бурятия, их значении:

Пополнять и расширять словарный запас детей:

Воспитывать в детях духовно-нравственные ценности; толерантность, уважение к людям других национальностей.

Предварительная работа: Беседы о символике Бурятии, о городе Улан-Удэ и городах республики, о национальностях проживающих в городе и республике. Рассмотрение национальных костюмов (русского и бурятского).

Рассматривание иллюстраций и животных, птицах и растениях нашего края, заучивание пословиц о Родине, стихов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети встают полукругом у карты Бурятии

- посмотрите на карту Бурятии.

- Что вы увидели на карте? (реки, озеро Байкал, города, леса )

- Как называется столица нашей республики? (Улан-Удэ)

- Как называют людей живущих в Улан-Удэ? (Улан-Удэнцы)

- Ребята, мы в каком городе живём? Бабушкин

- Как называют наш таежный край? (Сибирь)

- Жителей Сибири? (сибиряками)

- Сибирь - это тайга, лес – деревья, верхушки которых, кажется, касаются неба. (показать деревья)

Физминутка: Покажите, какие высокие деревья растут в тайге.

(дети тянутся вверх)

Подул сильный ветер – закачались деревья – исполины.

(плавные наклоны в стороны)

Молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле.

(наклоны вперед с касанием руками пола)

В Бурятии у Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, русские, эвенки, якуты, и многие другие.

Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские, казаки, белорусы, украинцы, поляки и остались здесь жить.

Сейчас я расскажу вам о жизни, обычаях народа БУРЯТИИ.

Я покажу вам наши достопримечательности, богатства нашей республики.

Буряты живут в разных районах, говорят на бурятском языке.

- САЙН БАЙНА – обозначает по бурятски здравствуйте.

Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.

- Посмотрите на фото бурят в национальных костюмах.

- Буряты занимаются разведением баранов, лошадей.

Им часто приходилось переезжать в разные места, на новые пастбища. Жильем для бурят служила ЮРТА, которую можно легко разобрать и перевести на новое место.

- ЮРТА – состояла из длинных деревянных жердей – палок, которые покрывали войлоком, материал из шерсти. Посередине юрты был очаг – огонь . который обогревал юрту.

Буряты почитают, уважают огонь, при переезде не бросали огонь на старом месте, а переносили огонь на новое место.

Священное животное у бурят - КОНЬ – Это друг, оружие, богатство, гордость, радость. Многие вещи у бурят имеют изображения коня, его копыт.

С детства обучают маленьких детей ухаживать за конем, запрягать, распрягать, скакать на коне.(Слайды коней)

- Давайте поиграем в игру «Ловкие наездники».

Бег вокруг кеглей на «лошади» (палочка), не уронив кегли.

Бурятская национальная одежда очень красива, давайте посмотрим национальные костюмы бурят.

- Верхняя одежда бурят называется ДЭЛИ

- Посмотрите , на что она похожа? (ответы детей)

ДЭЛИ –похожа на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами.

Нарядные ДЭЛИ шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от холода, рукава были удлиненные, украшали мехом.

- Как вы думаете для чего? (были, как рукавицы)

- Мужское ДЭЛИ подпоясывалось длинным кушаком – БЭХЭ.(слайд мужского костюма).

Атрибутами мужского костюма были нож в ножнах и огниво.

- Как вы думаете, для чего они нужны? (разводить огонь, отрезать пищу, для безопасности).

Бурятская обувь называется - ГУТАЛ, шили из кожи. Носки сапог загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю.(слады мужской обуви).

Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание - обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - ДЭНЗЭ, изготовленное из золота, серебра или коралла - символизирует солнце, освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.(слайд бурятских шапок).

Предлагаю вам распределиться по двое и собрать из частей бурятскую шапочку. Выполняют на фланелеграфе.

- Какие красивые получились шапочки.

Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год).

У бурят Новый год называется САГААЛГАН или ПРИХОД БЕЛОГО МЕСЯЦА.(слайд)

На праздник готовят разнообразную молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы. Проходят состязания всадников, борьба, стрельба по мишеням из лука.

- О какой национальность мы сегодня говорили? (о Бурятах)

Давайте попрощаемся. Дети по - русские: а теперь, воспитатель по- бурятски: БАЯРТАЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по НРК "Край мой -Бурятия моя"

Тема: «КРАЙ МОЙ -БУРЯТИЯ МОЯ!»(для детей старшей группы )Подготовила :  Пантелеева Анна Николаевна...

Конспект занятия «Традиции Бурятии»

Конспект занятия «Традиции Бурятии»...

Конспект занятия "Викторина "Моя Бурятия"

Викторина для старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Народы России. Буряты."

Знакомство детей с традициями и обычаями бурятского народа. Воспитание уважения к людям других народов, обогащение словаря детей....

Конспект занятия в старшей группе «Буряты – коренные жители Забайкальского края»

Цель: знакомство детей с культурой и обычаям бурятского народа.Задачи:- Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.- Воспитывать уважение к людям других народов.- Обогатить ...