семинар для педагогов "Духовно - нравственное воспитание дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
статья
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Академик Д. С. Лихачев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК»
Выступление на педагогическом часе
воспитателей группы общеразвивающей направленности для детей
в возрасте от 1 до 3 лет «Капелька»
Кузнецовой Надежды Ильиничны
Ибрагимовой Патимат Шапиевны
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»»
пгт. Высокий, 2022
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле». Академик Д. С. Лихачев
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
Неоценимую помощь в духовно - нравственном воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помогает в воспитании культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка. Музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Создание музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею.
В ДОУ внедрение музейной педагогики ведется через создание мини-музеев. Что такое мини-музей? Это музей, ориентированный на детскую аудиторию, занимающий небольшое пространство. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музей способствует решению следующих задач:
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представлений о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование активной жизненной позиции.
Материалы, размещенные в уголке, освещают основные направления по патриотическому воспитанию, включают в себя направления:
Моя семья – семейные фотоальбомы.
Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).
Родная страна – карта России, символика (герб, флаг, гимн-аудиозапись), портрет президента.
Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Предметы старины»; предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме, создание мини-музеев.
Художественная литература по фольклору: сказки, прибаутки, потешки др.
Особенности работы с детьми в уголке
Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию, мы делим материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина - Россия», «Животный и растительный мир России» и т. д. Каждая тема изучается с использованием бесед, видео презентаций, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок, оформлением фотоальбомов, мини-музеев. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад).
Мини-музеи в дошкольной организации актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Создавая мини - музей, дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Дети постарше могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, с ними можно играть и, при большом желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Дети с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. Мини-музей постоянно можно пополнять. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Таким образом, обогащение ребенка духовной культурой происходит для него ненасильственно, если знание поступают как практическая созидательная деятельность. Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков. Активное приобщение детей к сохранению народной культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности, способствует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения - главной цели современного дошкольного образовательного учреждения, выполняющего социальный заказ общества.
Литература:
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
- Тихонова М.В. Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом и музеем детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способству...
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики.
Музейная педагогика в детском саду делает образовательную деятельность наиболее насыщенной и интересной для детей. Каждый ребенок совершает путешествие по миру искусства, познает всю красоту и величие...

Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ
Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Статья о роли создания мини-музея в детском саду для развития и воспитания патриотических чувств дошкольников....
Патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Из опыта работы по патриотическому воспитатнию детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "Воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
Данная статья будет интересна практикующим педагогам дошкольных учреждений, родителям дошкольников....
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...