Путешествие в тайгу к мудрецам
план-конспект занятия (старшая группа)

интегрированное занятие для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе:

 «Путешествие в тайгу к мудрецам».

Цель: познакомить детей с Тоджинской Тайгой-это лес, где растут много деревьев, кустарников; где в реках и озёрах много рыбы, дать детям представление о красоте таёжной природы при этом осуществляя экологическое, эстетическое, нравственное воспитание.

 Задачи:

- формировать обобщенные представления о животном и растительном мире тайги;

- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь, пополнять словарный запас слов;

- воспитать любовь к природе таёжного края, учить детей бережному отношению к природе, любить и понимать ее.

Словарная работа:

- знакомство: Чум, жемчуг;

- закрепление: Тайга, олень, Тоджа.

Методы и приёмы: игры, художественное слово, беседа, наблюдение, музыка-терапия, ритмика, релаксация.

Оборудование и материалы: ТСО, макет озеро «Азас», макет Чума, макет оленья, макет горы, наборы геометрических фигур, альбомные листы, клей-карандаши, куклы, игрушки, клубок пряжи, маленький сундук, письмо-приглашение, карточки с загадками, цветные восковые карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент: здравствуйте, дети, посмотрите у меня в руке волшебный цветок лилия – цветок чистоты и вечности. Это цветок «Знакомства и тепла». С помощью этого волшебного цветка мы с вами познакомимся. Меня зовут Анджела Анай-ооловна. Я к вам приехала из детского сада «Ромашка» села Тоора-Хем Тоджинского района. Я передаю свое тепло и цветок для знакомства дальше (каждый ребёнок берёт в руки и представит себя).

  Воспитатель: вот и мы познакомились, спасибо тебе волшебный цветок лилия, теперь мы знаем друг друга по ближе и нам будет легче работать на занятии. Наше занятие будет не обычное. Мы сегодня с вами будем путешествовать по Тоджинской тайге. Вы, наверное слышали, что Тоджа – это красивый уголок Тувы, там очень много озёр, рек, где плавает очень много рыбы, большая тайга – где растут много разных деревьев; и там живут много диких животных.

          Ребята, я приехала к вам с не пустыми руками, у меня для вас письмо с приглашением на путешествие по тайге. От кого это сейчас мы узнаем: (читается письмо: слайд №1- письмо)

       - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эрес. Мне 5 лет. Я живу с бабушкой в тайге далеко-далеко от вас. Моя бабушка очень добрая, умная и мудрая женщина. Она учит меня ко всему: быть вежливым, добрым, любить все живое, уважать старших, не обижать малышей. И жители тайги считают её самым мудрым и пожилым человеком, поэтому все уважают и преклоняются ей. Однажды она сказала, что далёком в городе Кызыле живут очень умные и весёлые дети, которые ходят в садик и учатся всему хорошему. Я и моя бабушка хотим с вами встретиться. И приглашаем вас к нам гости, но тайга наша очень большая и красивая, по дороге могут встречаться трудности, и я думаю, что вы справитесь. До встречи, ребята! Мальчик Эрес.

           Ребята, мальчик Эрес со своей бабушкой ждут нас в гости. Туда пойдут только храбрые, умные, весёлые ребята! Думаю, вы точно такие! Вы готовы к путешествию в тайгу? Тогда узнаем что за это тайга (под музыку открывается фильм про Тоджу, а воспитатель тихо и выразительно прочтёт

Пусть тучи здесь те же,

Пусть ветер здесь тот же,

Здесь тот же и запах травы.

Но Тоджа есть Тоджа

Кто не был на Тодже

Он, значит не видел Тувы.

Куда не посмотришь,

Все горы да горы,

Повсюду тайга-то тайга.

По дебрям раскинувшись реки, озера

В гранитных шумят берега.

Живут здесь два брата:

Тувинец и русский

Промысловики, мастера.

Привычны им тропы, подъемы и спуски,

Привычен ночлег у костра.

Но Тоджа есть Тоджа,

Кто не был на Тодже

Он значит не видел Тувы.

      В: Поэтому Тоджу называют «Жемчужиной Тувы». Почему Жемчужиной?!, потому что Жемчуг – это дорогой и красивый драгоценный камень. Поэтому красоту Тоджи сравнивают с камнем жемчугом. Тайга, реки, озера, находятся на территории ее, олени и все другие животные живут в ней.

       Какая красота! А воздух, какой здесь чистый, как здесь легко, дышится этим воздухом, чувствуется запах Артыша – лекарственного растения. Давайте подышим этим воздухом глубоко-глубоко.(Дыхательная гимнастика).

       А сейчас отправимся в путь. Дорога предстоит трудная и длинная. Вы готовы?

      Вместе с письмом есть карта, и эта карта покажет нам дорогу. Перед трудной дорогой давайте вспомним правила поведения в тайге:

- не говорить громко, если рядом гнездо птиц;

- нельзя рвать много цветов;

- ходить по тропинкам;

- нельзя бросать мусор;

- не брать животных и птиц из привычных условий.

     - Молодцы, ребята! Хорошо знаете правила. Сейчас, давайте все вместе посмотрим карту: здесь цифра 1 – здесь нарисовано болото, как мы перейдем его? Как вы думаете? С помощью этих следов. Наступаем на следы животных, потому что животные очень умные и хитрые, они знают как перейти через болото. (Следы разных животных, и дети наступают на следы, перешагивая болото).

       Вот и мы перешли болото. Посмотрите, дети! Это озеро «Азас» (макет озера). Внимательно посмотрите, что вы здесь видите? (солнце, облако, цветы, рыбы, камни, листья, бабочка, утка). Всё ли на своем месте находится? На карте загадана загадка:

- кто на себе свой дом носит?

Теремок ползет, на себе его везет.

Хозяюшка богатая, рогатая.

Кто это, дети?

Д: - Улитка!

В: - молодцы, это улитка.

Улитка: - здравствуйте, дети. Очень рада вас видеть, но на кануне здесь был сильный ветер и все он разбросал и получился беспорядок. Вы поможете мне навести здесь порядок и каждому найти свое место?

В: - поможем дети?

Д: - Да.

В: - Действительно здесь беспорядок. Посмотрите, разве камень летает?

Д: - Нет. Камень лежит в воде или на земле.

В: - Молодцы. Вы внимательно посмотрите, и поставьте всё это на нужные места. А потом мы дальше пойдем, (под тихую музыку дети приводят в порядок).

У: - Молодцы, ребята! Спасибо вам! Дальше путь открыт для вас. До свидания!.

В: - Ребята, на карте цифра 2 – олень. (на слайде - олень). Вот и олень.

Здравствуй, олень. Нас пригласили в тайгу мудрая бабушка и её внук Эрес. И мы идем к ним. На нашей карте мы должны были встретится с вами.

Олень: - Да, ребята! Я вас ждал. Дальше пешком идти трудно, поэтому я пришёл помочь вам и показать дорогу, но вас много, а я один не могу вас довезти.

В: - Верно, что на одного оленя мы не сядем. Что нам теперь делать?

(на слайде появляются разные геометрические фигуры, и они по одному присоединяются, и получается из этих фигур - олень). Да, и мы будем делать каждый себе своего оленя. Вот здесь на столе лежат нужные материалы. Смотрите на образец, сначала выкладывайте все фигуры на лист бумаги, чтобы получился олень, а затем приклейте их. И на этих оленях каждый поедет к Тоджинской горе.

      - Ребята, на какую геометрическую фигуру похоже туловище оленя? И какого цвета?

  - Какого цвета глаза и рога оленя?

  - На какую геометрическую фигуру похожи глаза оленя, а рога?

  - Сколько ног у оленя?

  - Какой формы они?

Олень: - Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Теперь можем все вместе отправимся в путь.

(На дороге встречается макет горы)

Олень: - Ребята, теперь мы вам больше не нужны. Эрес скоро сам встретит вас. А мы здесь на этой горе и останемся. (Ребята оставляют своих оленей на макет горы).

В: - Теперь по дороге немножко отдохнем на поляне (игра имитирование на внимание) и проверим, хорошо ли вы умеете слушать и выполнять следующие упражнения.

Утром пчёлка – трудяга проснулась,

Улыбнулась, подтянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – согнулась и присела,

На четыре – улетела,

Танцевала и – на пять,

Шесть – согнула,

Семь – присела,

И на восемь – хлоп-хлоп!

И на девять топ-топ!

И на десять – улетела!

В: - Ребята, наконец-то у нас на карте появился сам Эрес. (На слайде мальчик в национальном тоджинском одежде).

Эрес: - Здравствуйте, ребята! Наконец-то мы с вами встретились. Я очень беспокоился и вышел навстречу вам. Я нарисовал для вас каждому свой портрет, но по дороге шёл дождь. И намочил мои портреты, на них исчезли некоторые части тела. Я очень переживаю, что не могу вам подарить свой портрет.

В: - Ребята, давайте поможем восстановить части тела. Мы дорисуем их (каждому дается недорисованный рисунок, и ребёнок подбирает цвет карандаша по цвету портрета и дорисовывает).

Эрес: - Как я рад! Какие красивые портреты мои получились, даже ещё лучше. Мне очень понравились ваши работы. Спасибо!

В: - Я тоже рада, что помогли Эресу. (Подходят к чуму, там ждет бабушка).

Ребята, посмотрите, это чум – жилище тоджинцев. Похоже на конуса. Сделана из длинных палок и войлока, чтобы было тепло зимой. А вот и наша бабушка.

(Воспитатель быстро надевает платок и превращается в бабушку).

Бабушка: - Здравствуйте мои хорошие! Я так вас долго ждала, так переживала за вас. Ведь дорога в Тоджинскую тайгу очень длинная и трудная, но вы не испугались всех трудностей? Да, я отправила вам на помощь моих животных: улитку, оленя и внука Эреса. Они вам помогли преодолеть этот путь. Скажите, вам понравилось Тоджинская красивая тайга? Какие трудности вам встретились по дороге?

        Вижу, что вы умные, смелые, сообразительные. Вырастите добрыми, вежливыми, чуткими людьми. Я приготовила волшебный сундучок, в нем находятся подарки для каждого из вас.

(Бабушка открывает сундучок, но он не открывается)

Б: - Дети, надо сказать волшебные слова.

В: - Ребята, а какие волшебные слова вы знаете?

Д: - Спасибо, пожалуйста…

(И сундучок откроется, и бабушка обратно превращается в воспитателя).

В: - Молодцы, ребята, как вы думаете, чьи ответы, и рисунки вам больше понравились? А мне вы все понравились. Все вы умные, смелые, весёлые ребята. За эта я очень благодарна вам. За вашу активность, сообразительность, за умные знания и выдаю вам следующие сувениры. и чтобы продолжить нашу дружбу давайте все вместе потанцуем «Если весело живется».

(Звучит фонограмма песни).

        Я думаю, это было не последнее наше путешествие. До новых встреч, ребята! До свидания!

.

   

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"

Тема: «Путешествие в тайгу».   Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, ...

Конспект физкультурно-логопедического занятия "Путешествие по тайге"

Интегрированное занятие совместно с учителем-логопедом...

Путешествие в тайгу

Интегрированное занятие....

конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа

конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром через региональный компонент по теме "Путешествие по тайге"

Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии....

Конспект занятия : «Путешествие в тайгу. Знакомство с кедром»

Знакомство детей второй  младшей группы с сибирским кедром.Познакомить детей с природой и животным миром Прибайкалья....

Игра-занятие «Путешествие по тайге»

На этом занятии дети попадают в тайгу. В которой они, опираясь на свои знания об окружающем мире, на правила выживания, проходят курс молодого путешественника....