Экологический проект "Северное сияние"
проект (средняя группа)

Ульянова Людмила Сергеевна

https://cloud.mail.ru/public/9Drn/8hzSkXqnm презентация к проекту

Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы или на всём небосводе с востока на запад вспыхивает многоцветный пульсирующий занавес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proeksevernoe_siyanie.docx948.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

ПРОЕКТ

для детей средней группы «Звездочки»

Родные просторы

«Северное сияние»

 Автор проекта:   Пархоменко А.И.

                              Ульянова Л.С.

.                                  

                                                                                       

Воркута 2016г.

                             Паспорт проекта.  

Тема         Красота родной природы

Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы и их родители

Возраст воспитанников: 3,5 – 4года

Вид проекта:

  • по доминирующему методу: практико-ориентированный;
  • по характеру содержания: ребенок и окружающий мир;
  • по характеру участия ребенка в проекте:  исполнитель;
  • по характеру контактов: осуществление как внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей; на уровне ДОУ.
  • по количеству участников: групповой;
  • по продолжительности: краткосрочный, двухнедельный.

Цель:. : Воспитание у детей дошкольного возраста любви к природе родного края.

Основные задачи: 


Образовательная:
Дать детям элементарные представления о красоте такого природного явления, как северное сияние.
Развивающая:
Развивать у детей чувство прекрасного.
Воспитывающая: 
Воспитывать любовь к родной природе, к поэзии.

Принципы и способы организации работы

  • Принцип добровольного участия во всех  типах деятельности.
  • Принцип открытости. Участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения работы.

Работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время.

Воспитанники работают под руководством воспитателя.

Методы проекта:

  • Познавательно – игровые занятия.
  • Беседы, консультации.
  • Художественно - продуктивная деятельность.
  • Индивидуальная работа.

Стратегия  осуществления проектной деятельности.
Данный проект  осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ    «Детский сад № 63»
с детьми – в различных видах деятельности, с родителями – с совместной деятельности

Предполагаемые продукты проекта:

Продукты деятельности педагогов:

-перспективное планирование:

- игры – занятия по данной теме:

- пособия –игрушки, картинки по теме, музыкальные диски, видеозаписи, презентация, диафильмы

- антеты для родителей «Знаете ли вы!»,

Результат деятельности детей и родителей.

- Представление детей  о поэзии

- Разучивание стихов вместе с детьми

 Сплочение коллектива – родитель – воспитатель – дети.

Продукты деятельности детей.

Конкурс  на лучший рисунок северного сияния..

Продукты деятельности воспитателей.

Изготовление книги «Сказки и легенды про северное сияние»

Актуальность:

 

Проблема: Несколько дней в Воркуте появлялось северное сияние, ребята приходили в сад и спрашивали. А что это, а почему не было видно летом. У детей был большой интерес к этому явлению и мы взрослые решили показать красоту северной природы.

Этапы работы над проектом:

Механизм реализации программы.

1. Подготовительный этап

Подготовительные мероприятия: подбор методической литературы, разработка планов  развивающая среда в группе.

2. Основной этап

 Работа педагогического коллектива по следующим направлениям: познавательно- воспитательное; здоровьесберегающее; творческое; коммуникативное;

Информационно - познавательная составляющая проекта .

 Способы и методы

1.Буклеты с кратким описанием Северного края (население, флора, фауна Северного края, журналы, газеты).

2.Просмотр видеофильмов.

4.Проведение тематических викторин, сюжетно-ролевых игр..

5.Приглашение библиотекаря выставка книг, карт и атласов Северного края, выдача книг для пользования.

Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (альбомы о севере, стенгазеты, изготовление  северного сияния

3.Сценарии «Легенда о северном сиянии» .

1.    Презентационно - завершающий 

- Конкурс чтецов «Знаем, любим, читаем наизусть»;  
- Оценка реализации проекта (подведение итогов проекта, награждение активных участников).
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.

Пояснительная записка

Я знаю, в сердце никогда

Любовь к Северу не угаснет

Здесь закалили нас года

На верность, дружбу, честность, счастье

И мы, уверены в себе

Пойдем по жизни гордо дальше

По длинной тропочке судьбе

Без подлости, обмана, фальши!

Мы родились и живём в городе Воркуте, который находится в Коми Республике. Это район сурового Заполярья. Из всех времён года, которые мы встречаем и провожаем в нашем городе, я больше всего люблю зиму с её снегом, метелями и вьюгами, позёмками и сильными морозами. Кто-то может удивиться: «Живёт на Севере, да ещё и зима – любимое время года!» Во всём есть свои плюсы и минусы. Но только у нас на Севере и только зимой можно увидеть одно из самых красивых природных явлений – северное сияние. Его красоту невозможно передать словами! Это надо видеть. Небо вдруг озаряется и вспыхивает миллионами огней. Иногда оно похоже на морской прибой, который раз за разом набегает на берег. Иногда на небесную симфонию, пусть и неслышную никому, которую исполняет невидимый оркестр. А иногда это просто самая настоящая огненная феерия! Вот после одного такого просмотра и появилось это стихотворение.

Немного о северном сиянии.

Северное сияние.

Выйдешь на улицу, глянешь на небо,
Ярко зелёная полоса
Перечеркнула от края до края
Эти тёмные небеса.
То замрёт, то помчится игриво,
Набирая цвет на бегу,
То уйдёт, то назад возвратится,
Говоря: “Без тебя не могу”.
Я иду и она со мной рядом,
Улыбнусь, а она подмигнёт,
Засмеюсь и, как-будто награда,
Надо мной цветок расцветёт.
А пойду я домой – попрощаюсь
И она стоит, словно ждёт.
Я уйду, а она вдруг растает. 
Друг о друге мы помним весь год

Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы или на всём небосводе с востока на запад вспыхивает многоцветный пульсирующий занавес.
Давным-давно люди верили в то, что игра красок на небесах ничто иное как танец богов. Некоторые племена видели в этом явлении недоброжелательность, и даже брали оружие для защиты, если им приходилось выходить на улицу. У нас на Руси сияния прозвали пазорями или сполохами – от слова «зоря» и от слов «полошить», «тревожить».
Интересно, что на Севере и Юге эти явления случаются практически всегда одновременно и становятся зеркальным отражением друг друга – это кольца диаметром около 4 тысяч километров вокруг каждого полюса. При этом сияние не стоит на месте, оно движется, меняя свою форму и местоположение.
Северное сияние всегда интересно. Но подобные чудеса природы доступны не для всех жителей Земли. В России северное сияние можно увидеть почти во всех регионах, расположенных вблизи Полярного круга, начиная от Мурманска и заканчивая Чукоткой. В общей сложности жители Заполярья могут наблюдать это уникальное явление до двухсот ночей в году.
Во время полярного сияния за короткое время выделяется огромное количество энергии. Некоторые вспышки сравнимы с потреблением энергии всей Россией за день!
И всё же, пока, учёные не нашли способа предсказать появление полярного сияния. А среди эскимосов распространен миф, что полярное сияние может быть вызвано свистом, в то время, как хлопок в ладоши заставит его погаснуть.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

п/п

Мероприятие

Цель

1 этап - Подготовительный

1

Анкетирование

Выявить уровень знания родителей о творчестве А.Барто

2

«Круглый стол»

Обсудить цели и задачи проекта, создание условий для реализации проекта; сформировать интерес у детей.

3

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеку группы книгами о севере.

4

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к природе Крайнего Севера

5

Оформление родительского уголка

Просвещать родителей: размещать статьи, рекомендации по реализации проекта

6

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек,

Создать условия для реализации проекта

2 этап - Основной

8

Рассматривание книг, иллюстраций, по данной теме

Развить у детей интерес к неживой природе

9

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта.

10

Рассказывание легенды «Как появилось Северное сияние»

Вызвать интерес детей к легендам и сказкам народов Севера.

11

Рассматривание иллюстраций в книге «Наша природа»    

Дать детям обобщенное представление об особенностях жизнедеятельности северных животныхНаучить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

12

Мультимедийная презентация « Северное сияние»

Вызвать интерес к поэзии, любви к своей Родине к своему Краю.

14

НОД по развитию речи ЗКР звуки «с» «з»

Правильность речи.

15

НОД по изодеятльности

Развивать у детей логическое мышление Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела, творчество.

16

В гостях у Дуняши

Вызвать интерес к новому.

17

Инсценировка сказки «Северная сказка»

Развитие связной речи и артистических способностей

18

19

20

Опыты

Чтение стихов и сказок

Культпоход в библиотеку

   

Умение наблюдать и делать умозаключения

Умение внимательно слушать и пересказывать содержание произведений.

Сетевая паутинка

       

                                                                                                                                                     

                           

Консультация для родителей «Путешествие в волшебный мир природы».


Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. Многое, конечно, забылось, но то, что связано с природой, навсегда осталось в памяти.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить дошкольника с самого детства понимать красоту родной природы.

Мир огромен, а ребенок еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, сначала с близкими и доступными его пониманию явлениями, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы у ребенка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно вести ребенка за город. И в городе, во дворах, в скверах и парках можно знакомить детей с родной природой.

Во время прогулок в природу можно всесторонне развивать дошкольника, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Прежде всего, на прогулке ребенок закаляется. Чем больше он бывает на воздухе, тем он крепче становится физически. Движение во время игр и труда на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют его нервную систему.

Ребенок должен получить первоначальные данные о природе, отражающие действительность. Он должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними.

Будет ли развиваться любознательность дошкольника, будут ли формироваться у него правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Иногда родители, боясь показаться несведущими или, желая отделаться от вопросов ребенка, дают ему неправильные ответы. Тогда он получает неправильные представления о природе, которые потом очень трудно искоренить. Если вы не можете сразу ответить на вопрос ребенка, скажите ему, что вы ответите на него в следующий раз, когда прочтете об этом в книге. Обязательно выполните свое обещание, не оставляйте любознательность малыша неудовлетворительной.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», - советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.

В общении с родной природой у дошкольника воспитывается любовь к родному краю. Нужно стараться всеми силами приблизить малыша к живой природе (растениям и животным, воспитывать доброту и отзывчивость. Каждый ребенок должен знать правила общения с живой природой. Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной («не рвать»«не ломать»«не топтать», а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Общение с природой воспитывает у дошкольника чувство прекрасного. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.

Все, что видит ребенок, он лучше воспринимает в действии, поэтому постарайтесь привлекать его к посильному труду в природе. Чем чаще дошкольник видит, как трудятся его родители и сам по мере своих сил помогает им, тем глубже закладывается у него правильное отношение к труду.

Многие дети посещают детские сады, где опытные воспитатели приобщают их к природе, но и в этом случае положительных результатов можно достичь, если в семье будет поддержана работа детского сада. Вечером, в выходные дни, гуляя с детьми, родители могут продолжить их знакомство с родной природой. Эти прогулки важны еще тем, что они сближают родителей с детьми, способствуют созданию между ними дружеских отношений, взаимопонимания.

Помогая ребенку осознать красоту окружающего мира, приоткрывая завесу над природными тайнами, вы, уважаемые родители, сможете привить маленькому человеку бережное отношение и любовь ко всему живому, к красоте родной природы




Непосредственно-образовательная деятельность по ИЗО

Работа в мини-лаборатории:

Ребята, а вы хотите научиться делать сами северное сияние? Тогда нам самое время посетить нашу передвижную лабораторию. Сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Надевайте костюмы исследователя и занимайте места. Для работы нам понадобятся: белый картон, гуашь (цветная и чёрная), парафин (любая свечка) и зубочистка.

Начинаем.

 Заполняем лист картона разноцветными мазками. Чем ярче они будут, тем лучше.

   

Даём высохнуть.

2. Покрываем парафином получившийся шедевр.

            

           

3. Парафин покрываем чёрной гуашью (она должна быть консистенции густой сметаны). Кисточку не мочить                           !

4. Последний этап работы - зубочисткой процарапываем до показавшегося пёстрого слоя, создавая эффект северного сияния.

5.  А чтобы нашему северному сиянию было для кого светить нужно на рисунок кого-нибудь поселить. Дополним работу аппликацией. Кто живёт на Северном полюсе? Нам на помощь опять приходит загадка.

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые... (медведи) 

(дети предлагают поселить белого медведя: по трафарету обвести, вырезать, нарисовать глаза и нос и приклеить на свою работу)

                                                                                                                       

                     

НОД по ознакомлению с художественной литературой

Тема: образовательная игровая ситуации. « В гости к Северному сиянию.»

Программные задачи: способствовать развитию познавательного интереса детей к окружающему миру создать композицию «Северное сияние», развивать познавательную сферу детей, воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Предварительная работа: чтение сказок народов Севера, просмотр мультфильмов «Умка», «В чуме горит огонь», знакомство с легендами о северном сиянии,

Ход игровой образовательной ситуации.

Организационный момент:

(воспитатель ставит на стол вымпел «Эколята». Дети обращают внимание на вымпел и делают предположение, что их сегодня ждет еще одно увлекательное путешествие).

- Почему вы решили, что нас ждет путешествие? (Потому что появился вымпел, а когда он появляется в нашей группе мы всегда отправляемся в путешествие мы уже ходили в тундру с вымпелом). Мы с вами кто? (Мы эколята, потому что посещаем разные места на нашей Земле, а еще мы – исследователи, потому что мы не просто смотрим, а изучаем, исследуем новые объекты: природные явления). Куда же мы сегодня отправимся?

А куда же мы отправимся сегодня? (на Северный полюс, изучать северное сияние) Вы знаете, что такое северное сияние? Где его можно наблюдать? Когда? (ответы детей)

Чтобы мы скорее оказались на Северном полюсе, что нам нужно сделать? (сказать волшебные слова)

По дорожке мы шагали

И совсем мы не устали,

Смело мы идем вперед,

Где северное сияние нас в гости ждет.

Когда в гости мы придем,

Новые знания мы там найдем.

Работа по презентации:

Слайд 1: ребята, отгадайте загадку

Полюс Северный снега

Полюбили навсегда.

Даже летом снег не тает -

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеяние? -

Это -... (северное сияние)

В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем.

Слайд 2: Это явление называют северным сиянием, потому что оно наблюдается не у нас на севере. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ученые называют сияние полярным.

                             

Слайд 3: северное сияние – это природное явление. Кто из вас помнит легенду о северном сиянии?

                             

                           

Слайд 4: С чем его можно сравнить? В народе этому явлению давным-давно придумали меткие определения. Называют сполохи, потому что все небо вспыхивает и играет лучистыми дугами; пазори – вроде бы и зори, но полярные.

                           

Слайд 5: говорить о северном сиянии – то же самое, что пытаться словами описать музыку. С чем его только не сравнивали! Людям казалось, что они видят на небе извивающихся змей и гигантские птичьи крылья, огненные купола и короны, экзотические веера и занавеси, снопы и пучки разноцветных лучей, дуги, спирали, исполинские огненные столбы. Кстати, полярное сияние может петь, только звуки, издаваемые им не слышны человеческому уху. Чтобы услышать пение северного сияния нужны специальные приборы.

Слайд 6: полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток, так как днем его затмевает солнечный свет.

Слайд7: полярное сияние можно увидеть таких городах, как Воркута, Якутск, Мурманск, также на Таймыре, в Салехарде.

Слайд 8: а вот так полярное сияние выглядит из космоса. Это сияние над Северным полюсом.

                               

       

Конспект занятия по ИЗО «Северное сияние»

Тема: «Северное сияние».

Цель занятия: Воспитывать любовь к природе. Сформировать представление о природном явлении-северном сиянии, учить рисовать его, развивать у детей чувство гармонии и красоты, интерес к выполнению задания. Закрепить умение работать в технике «по сырому».

Материал для занятия: лист акварельной бумаги А4,гуашь, кисти№5.

ТСО: магнитофон,  ноубук

Ход занятия: Ребята, вы знаете, кто самый лучший волшебник?

(Версии детей)

я могу вам подсказать и даже показать фокусы этого могучего мага.

Демонстрация рисунков: «Радуга», «Град», «Гроза», «снегопад», «вулкан», «туман».

-Теперь вы догадываетесь?

(Дети называют природа)

А хотите, я покажу вам самый таинственный фокус природы?

(Педагог показывает видео с изображением «северного сияния»)

Как вы думаете, что это может быть? (Версии детей)

Это - северное сияние. А у нас бывает такое? Почему?

(ответы детей)

Да, ребята, у нас это возможно увидеть, потому что мы живём на севере, а «северное сияние» бывает исключительно на севере. Небо в такие минуты выглядит захватывающе, как будто волшебница природа плеснула на небо разноцветные краски, а они вдруг ожили там, стали двигаться, передвигаться с одного места на другое и пульсировать то, увеличиваясь, то уменьшаясь. Послушайте, как описал это чудо поэт Максим Дудин:

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной

Ему наверно по натуре

Холодной страсти красота

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета.

Здорово! А хотите, чтобы и у нас было «Северное сияние»? Тогда на

придется самим стать маленькими волшебниками, как природа, и нарисовать его только не на небе, а на бумаге. Готовы? Вот только разомнемся!

Физкультминутка.

«Дети любят рисовать»

Вот мы взяли краски в руки, Кисти рук сжать в кулаки,

И не стало в доме скуки, вращательные движения по кругу.

Что бы было веселей, Хлопки в ладоши.

Яркой краски не жалей!

Это правда! Встали, рывки руками перед грудью.

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать! Повороты туловища влево — вправо,

На бумаге, на асфальте, на стене руки на поясе. Садятся на свои места.

И в маршрутке на окне!

Э. Успенский

Нам понадобится большая кисть №5 и простая чистая вода. Первым делом мы проведем мокрой кистью линию горизонта. Теперь станем набирать по очереди разные краски и ставить яркие пятна на небе так, чтобы расползаясь, одно пятно касалось другого. Затем возьмем синюю краску — цвет вечернего неба и закрасим все пространство вокруг «сияния», не забыв подчеркнуть линию горизонта. Северное небо готово, только не хватает звезд.

Звезды нам поможет нарисовать наша старая подружка — зубная щетка, и ее любимая белая краска. Помните, как с ней работать? Нужно обмокнуть краешек щетки в белую гуашь, затем «причесать» щеточку вниз о край дощечки.

(Дети по мере готовности, по одному выполняют эту операцию под присмотром педагога)

Дорогие ребята волшебство получилось, вы все видите «северное сияние» у нас здесь, но мы с вами на этом не остановимся! Сейчас мы оставим на столе просыхать наши работы, а на следующем занятии мы поговорим о северных животных, и о людях живущих там. И обязательно нарисуем их.

                       

               

Легенда о северном сиянии

На самом берегу Белого моря в маленькой деревне жил мальчик. Его родители рано умерли и он жил с дедушкой. Холодными зимними вечерами дедушка рассказывал внуку разные истории и легенды о своем народе. Однажды вечером мальчик увидел на небе северное сияние и спросил:

- Почему зимой бывает северное сияние?

Дедушка улыбнулся и начал свой рассказ.

- Легенда гласит, что где-то далеко в тундре живет царь всех оленей. Он похож на других оленей, но ни у кого нет таких ветвистых огромных рогов, как у него. Олень и его рога обладают необыкновенной силой в зимнее время. Олень может скакать по небу. Когда он скачет над тундрой, то гордо вскидывает голову, а его рога задевают небо и оставляют на нём разноцветные всполохи. Люди называют это чудо северным сиянием.

- А зачем он это делает? – спросил мальчик.

- Зимой, темной и долгой полярной ночью звери, птицы, люди скучают по солнцу, ходят в печали. А когда на небе появляется такая необыкновенная красота, то все улыбаются и радуются. Олень очень любит приносить всем радость, потому, что у него доброе сердце.

На следующий день мальчик пошел в лес за хворостом. Вдруг он заметил, что за кустом кто-то шевелится. Сначала мальчик испугался, но потом подошел ближе. Это оказался олень. Он попал в капкан и не мог из него выбраться. Мальчику стало жалко зверя. Он освободил ногу оленя, перевязал рану. И тут обратил внимание, что олень очень внимательно смотрит на него. Потом мальчик посмотрел на его рога. Рога показались слишком большими. Вдруг олень сказал ему человеческим голосом:

- Спасибо, человек, за мое освобождение. Что я могу сделать для тебя?

Тут мальчик догадался, кого он спас. Это же был тот самый царь всех оленей из дедушкиной легенды! Мальчик набрался смелости и быстро сказал:

- Я хочу увидеть, как ты «зажигаешь» небо.

- Тогда садись ко мне на спину и держись покрепче за мою шею.

Мальчик вскарабкался на оленя и олень побежал. Он бежал все быстрее, быстрее и вдруг оторвался от земли и стал бежать по воздуху. Когда они поднялись выше, то олень вскинул голову и стал трясти своими рогами. Мальчик увидел со всех сторон красные, зеленые, синие ленты. Вскоре всё небо переливалось разными цветами. Когда олень и мальчик вернулись на землю, то сияние прекратилось. Мальчик поблагодарил оленя за такое прекрасное представление и побежал домой. Он рассказал дедушке о своей встрече. Дедушка не поверил внуку, потому что думал, что это только сказка. Но все, кто в тот вечер смотрел на небо, говорили, что такого красивого северного сияния еще никогда не было!  

         

ДЕВУШКА – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ

 

Давным-давно в тундре, на берегу озера Имандра, жил саам с женой и дочкой, которую в переводе с коми звали Сияние. Саам ходил на охоту и рыбалку, а жена с дочкой занимались хозяйством. Как-то заболела у старика жена и умерла. Остались они с дочкой вдвоём.

Шло время, девочка выросла и превратилась в красивую девушку. Характер у неё был весёлый, озорной, все в деревне её любили. Она помогала старикам, нянчилась с малышами, ходила в лес за дровами и ягодами, а вечером пела с подругами красивые саамские песни.

Летом в тундре Солнце целых два месяца по небу ходит, за горы не прячется. Заприметило оно красавицу и стало замуж за себя звать. Согласилась девушка, да только жалко ей было старого отца одного оставлять. «Пойду, – говорит Сияние, – с отцом прощусь».

Отец обрадовался, что у дочери жених – Солнце. А жители той деревни не захотели девушку отпускать, очень уж они к ней привязались. Заманили они Сияние в сарай, да и заперли там.

Разозлилось Солнце и сказало людям: «Раз уж вы не хотите моего счастья, уйду я от вас».

Спряталось Солнце за сопки, и началась в северном крае полярная ночь. Накрыла землю темнота, затрещали морозы, завыли метели.

Испугались тогда саамы, выпустили девушку и пошли прощение у Солнца просить. Только сильно рассердилось оно на северных жителей и не согласилось согревать их землю круглый год.

«Не горюйте, – говорит тогда Сияние. – Солнышко будет с вами до зимы, а я буду в полярную ночь за вами приглядывать».

Так и повелось с той поры: Солнце по небу ходит весь полярный день, а когда приходит зима и наступает полярная ночь, на небе переливается разными красками Северное Сияние. Жители в эту пору смотрят на небо и вспоминают прекрасную и добрую девушку Сияние.

           

                                                             

Экспериментальная деятельность

Опыт. Что тяжелее лед или снег.

Перед детьми стоят емкости с водой, снег и лед.

- Ребята возьмите ложкой снег и положите его в тарелку с водой.

- Что произошло со снегом?

Ответы детей: снег постепенно тает и тонет.

Воспитатель: правильно, значит, какой вывод можно сделать?

Дети: снег это вода, он превратился в воду и он тяжелее воды.

Воспитатель: а сейчас положите в воду лед. Что с ним происходит?

Дети: лед постепенно тает, но не тонет.

Воспитатель: смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а ещё у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.  

Опыт № 2 «Северное сияние»

- Мы много с вами читали о севере. И всем вам больше всего понравилось северное сияние. Но мало кто знает, что северное сияние можно получить в домашних условия. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние.

Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.

Воспитатель: молодцы ребята, у вас на столе стоят емкости с пищевым красителем, но фиолетовый краситель я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет?

Рассуждения детей.

Воспитатель: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью пипетки те цвета, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.

- Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета?

Ответы детей: красный и синий.

- Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно пипеткой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии

- И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня.

Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.

Далее идет наблюдение детей за реакцией.

Итог занятия: Дети высказывают свои мысли, свои эмоции, подходят к друг другу смотрят, что получилось у других детей. Делаю вывод, что все северные сияния разные, не похожи друг на друга.

                         

Игровая деятельность

Упражнение «Назови действие»

- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать снежок, и говорить предложение, а вы должны назвать как можно - больше слов - действий.

Зимой метель что делает? (метет)

Из снежной тучи снежинки что делают? (падают, летят, кружатся)

Мороз щёки и нос...

Зимой снег всё вокруг...

Иней на ветвях деревьев...

- Молодцы, вы все хорошо справились.

- А теперь мы с вами поиграем в игру «Льдинки, ветер и мороз»

Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, а другой - вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь - динь!» по моему сигналу «Ветер!» все разбегаются в рассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построится в круг вокруг своей снежинки, и взяться за руки.

Развивающая игра:

«Северное сияние».

Ребята, северное сияние очень хочет с нами поиграть. А вы? Смотрите, мы выкладываем полоски в ряд в произвольном порядке и количестве. Вам дается 20 секунд, чтобы запомнить полоски. Затем убираем 1 полоску из ряда, а вам нужно отгадать, какая полоска исчезла из северного сияния. (в дальнейшем, когда дети захотят еще сыграть в такую игру, можно убирать по две или три полоски).

                                                                                   

 ФОТООТЧЕТ ПРОЕКТА

   

 

 

Продукт деятельности детей

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект региональной программы "Сияние Севера"

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,...

Конспект занятия по аппликации "Северное сияние"

Конспект занятия по аппликации  из крупы "Северное сияние"...

"Путешествие к северному сиянию"

этот досуг позволяет провести интересную зимнюю прогулку...

Программа по дополнительному образованию культурологической и экологической направленности «Сияние Севера» для детей 5-7 лет как способ развития познавательных способностей старших дошкольников.

Статья освещает совместную работу эколога и психолога по развитию познавательных способностей старших дошкольников на культурологическом материале, с экологической направленностью....

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Презентация экологического проекта "Есть в свете чудо - Северное сияние".

Экологический проект для дошкольников с опытно-экспериментальной деятельностью....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ КОМИ КРАЯ И РАЗВИТИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Загадки северного сияния»

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментировании. Проектная деятельность ос...