Путешествие «Урал — наш край родной» с детьми средней группы
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Мы живём на Южном Урале. Поэтому цель данного мероприятия: систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале и о Челябинской области. Познакомить детей с городами Челябинской области. Развивать познавательный интерес к родному краю, к его истории. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_ural-nash_kray_rodnoy.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Родничок» г. Куса»
Путешествие «Урал — наш край родной»
с детьми средней группы
(Базовая площадка: «Достижение целевых ориентиров
через реализацию регионального компонента.
Программа «Наш дом – Южный Урал»
от 21.11.2018г.)
Воспитатели: Чекалина, Людмила Николаевна
Белугина Елена Николаевна
г. Куса, 2018г.
Цель: систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале и о Челябинской области.
Задачи.
- Познакомить детей с городами Челябинской области.
- Развивать познавательный интерес к родному краю, к его истории.
- Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.
Виды деятельности:
Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Методы и приём:
- словесный (рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация);
- использование ТСО;
- практический (игра).
Оборудование:
- костюмы русские народные (на каждого ребенка), костюм Хозяйки медной горы, ТСО.
1. Вводная часть.
Звучит русская народная мелодия, взявшись за руки, в зал входят дети, одетые в костюмы, вместе с Хозяйкой медной горы (воспитатель):
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званые, желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость.
Для них и место готово.
Красному гостю – красное место.
2. Основная часть.
- Давайте знакомиться. Я – Медной горы хозяйка. Интересно, а добрые ли люди ко мне сегодня пожаловали? Проверим. Давайте передадим друг другу частичку радости от нашей встречи. «Я рада, что мы вместе …» (поворачивается к ребенку справа, называет его по имени и пожимает руку, затем предлагает передать рукопожатие по кругу).
- Как приятно, что в гости ко мне пожаловали настоящие друзья. Ребята, а называют меня Хозяйкой так потому, что я много-много всего интересного знаю об уральском крае. Люблю книги читать, люблю карты изучать. Хотите, и вас этому научу. Посмотрите на экран (слайд: карта России)
«На карте мира не найдешь,
Дом, в котором ты живешь.
Даже улицы родной,
Не найдешь на карте той.
Зато всегда на ней найдешь,
Свою страну, свой общий дом»
- Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем?
- Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть и леса, и моря , и реки.
- Скажите, пожалуйста, что на карте обозначено синим цветом?
- А что обозначено зеленым цветом?
- Как вы думаете, что обозначено коричневым цветом?
- В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом».
- Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Посмотрите на карту, как растянулся Урал – пояс с севера на юг.
Справа от Уральских гор, там всегда встает солнышко. А слева - это запад, туда солнышко спать ложится – западает за горы.
- Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Его не зря называют жемчужиной природы.
- Посмотрите, ребята, вот горка самоцветная. Видно Хозяйка Медной горы нам место заветное показывает (на слайде).
Откуда этот камень — самоцвет.
То розовый, то красный. то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной‘?
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как звук летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
- Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где мы можем встретить камни? Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (слайд). Я приглашаю всех в хоровод. «Уральский хоровод»
- А кто знает, как называется область, в которой мы живем? (ответы детей).
- Правильно, Челябинская. И главный город нашей области – Челябинск.
- Смотрите какой герб интересный. Что на нем нарисовано? (верблюд). Что же это значит? Неужели у нас в Челябинской области верблюды живут?
Когда-то караваны здесь прошли,
А верблюжонок маленький остался.
И где-то - в серединочке Земли,
Он чуть было, совсем не затерялся.
Нашли его, помыли, причесали,
И в городе навечно прописали.
-В давние, давние времена, когда не было еще ни машин, ни поездов, ни самолетов все товары везли на лошадях и верблюдах. И дорога эта проходила как раз через Челябинск. И поэтому с тех пор на гербе Челябинской области и города гордо шагает верблюд. Вот такой он – герб Челябинской области и города.
– Кто знает, чем знаменит город Челябинск.
-Правильно, в городе есть Тракторный завод, где делают трактора. А в годы войны, здесь изготовляли для фронта танки, а город называли Танкоград.
стихотворение о Танкограде.
И вышел из цеха, и ехал по тракту
На поле сражений первый наш трактор.
Он сделался танком – так Родине надо!
И город назвали тогда Тангоградом.
- Назовите,пожалуйста, какие города Челябинской области (Озерск, Снежинск, Магнитогорск, Златоуст, Касли).
Златоуст - старейший город, расположен на границе Европы и Азии, на берегах реки Ай. На весь мир известен мастерами гравюры на стали. В этом городе были отлиты первые русские стальные пушки и собраны первые морские ракеты.
Касли. На берегах озера Большие Касли находится литейный завод. На этом заводе выпускают художественное литьё, которое знаменито в других странах.
Южноуральск –славится заводом по изготовлению фарфора, фарфоровой посуды, статуэток.
В городе Миассе, есть ракетный центр имени академика Макеева, в этом городе во Дворце спорта ЧТЗ создана хоккейная команда «Трактор».
Челябинск - в нем много заводов и фабрик, он очень красивый и интересный. Там есть главная площадь города - площадь Революции, где проходят городские праздники. Зимой там наряжают главную ёлку города, строят горки и ледяные фигуры, дети и даже взрослые очень любят там гулять.
В Челябинске много интересных мест для детей. Главная улица Челябинска - Арбат. Там можно увидеть столько много интересного!
- Послушайте стихи о Родине, об Урале
Ты посмотри: какие горы,
Какие здесь стоят леса!
И эти дивные просторы
Собой украсила Куса.
Урал-это значит земля золотая.
Урал-это рек полноводных простор,
Это чащи, леса, что, как волчьи
стаи,
Кольцом окружили подножия гор
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Для России наш город- частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем
На склонах Урала,
Я знаю немало,
Красивых селений,
И их голоса.
Но в сердце запала,
И милою стала.
Без всяких сомнений,
Родная Куса.
3. Заключительная часть.
- Ну что ж, пришла пора прощаться. Я хочу каждого из вас поблагодарить за то, что вы были очень внимательными и активными. Скажите, пожалуйста, а что нового вы узнали о Южном крае?
Используемая литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2 –е изд., испр. и доп. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
- Бабунова Е.С. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал». Магнитогорск. 2004.3
- В. Степанов. Учебник для малышей «Моя родина – Россия», ООО Издательство «Фламинго», 2006г.
- «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт. – сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель. 2008.
- «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой М. ; Педагогическое общество России, 2005.
- Интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по знакомству с историей и традициями родного края «Кубановедение» для детей средней группы НОД «Кубановедение»
Познакомить детей с историей Краснодарского края, кубанскими традициями.Расширить представление детей о мучных изделиях, выпекаемых на Кубани.Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспи...
Конспект педагогического мероприятия с детьми средней группы "Путешествие по родному краю".
Приобщение детей к народной культуре предполагает развитие у детей эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурной социализации....
Проект «Люблю свой край родной» для детей средней группы.
У людей живущих в современном мире общества, множества проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группыОтчёт по программе дополнительного образования "Люблю тебя, мой край родной" ...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию "Люблю тебя, мой край родной" для детей средней группы...
занятие с детьми средней группы «Край родной, всегда любимый»
Развивать у детей чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине....
Педагогический проект «Мамочка моя родная» с детьми средней группы
Много мам на белом свете. Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя. Автор: Василий Руссу...