Программа кружка "Юные краеведы" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа кружка "Юные краеведы" предназначена для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с целью формирования нравственно-патриотических чувств детей с ЗПР через приобщение к культурно-историческим и природным ценностям родного края. Программа содержит пояснительную записку, в которой раскрываются цели, задачи, принципы, формы работы с детьми, периодичность проведения и ожидаетмые результаты, а так же перспективный план работы с детьми на два учебных года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmma_kruzhka_yunye_kraevedy.docx | 96.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Детский сад «Семицветик»
Программа кружка
«ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ»
Руководители кружка:
Учитель-дефектолог
Карева Елена Алексеевна,
Воспитатели
Корепанова Любовь Александровна,
Величко Альбина Николаевна
г. Нарьян-Мар
2018г
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
«Юные краеведы»
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине. Понимание величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
В.А. Сухомлинский
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” К.М. Симонов
Актуальность.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление ребёнка с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст-это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Дети с ограниченными возможностями здоровья иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нём зачастую некритично, инфантильно. У этих детей сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Зачастую, у детей с ЗПР снижен познавательный интерес. Особенности развития мышления, внимания, памяти, восприятия, затрудняют формирование таких абстрактных понятий, как «Родина, Отчизна, город, округ, страна» и т.д.
Первичная диагностика представлений детей с ЗПР об окружающем выявила следующие проблемы: практически все из них имеют ограниченные представления о родной земле, стране, городе, округе. Не знают свой домашний адрес, не знают названий улиц города, не могут назвать его достопримечательности, не имеют представлений о символике города, округа, не могут назвать коренное население округа, особенности культуры и быта ненцев.
В связи с этим проблема патриотического воспитания у этих детей приобретает особую актуальность.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Юные краеведы» рассчитана на детей 5- 7 лет с ЗПР.
Цель программы: Формирование нравственно-патриотических чувств детей с ЗПР через приобщение к культурно-историческим и природным ценностям родного края.
Задачи:
- сформировать у детей 5-7 лет элементарные представления о родном городе, округе
- познакомить детей с символами города, округа, значением символики (герб, флаг)
познакомить детей с коренным населением ненецкого округа, их культурой, бытом, основными промыслами; формировать толерантное отношение к представителям других национальностей;
- познакомить детей с природным миром родного края, воспитывать бережное отношение к природе
- развивать интерес к достопримечательностям родного города (улицы, здания, памятники и т.д.)
- закреплять полученные детьми знания о родном крае в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных народных играх, викторинах, продуктивной деятельности
-воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости по отношению к Родному краю
Принципы работы:
- Принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.
- Принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры
- Принцип наглядности.
- Принцип развивающего характера образования.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип единства с семьей.
Формы работы с детьми:
- познавательные занятия, посещения музея, библиотеки, ЭКЦ, целевые прогулки, продуктивные формы деятельности, чтение художественной литературы (прозы, поэзии, фольклора), разучивание стихов, игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры), работа в уголке патриотического воспитания, мини-музее «Росписи».
Периодичность проведения:
- Занятия кружка организуются с октября по апрель. В мае проводится 1 закрепляющее мероприятие (викторина).
- Периодичность проведения мероприятий 2 раза в месяц (среда, пятница). - Длительность мероприятия 25-30 минут.
Ответственные: программу кружка реализуют учитель-дефектолог Карева Е.А., воспитатели ГКН для детей с ЗПР «Теремок» Корепанова Л.А, Величко А.Н.
Ожидаемые итоги освоения программы.
- У ребенка появляется интерес и эмоционально-положительное отношение к малой Родине, он достаточно хорошо ориентируется в ближайших к детскому саду и дому зданиях, знает названия улиц, памятников.
- Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к истории родного края, особенностям жизни коренного населения.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
- Ребенок переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Организация взаимодействия с родителями.
Воспитание у дошкольников любви к своему краю, к своей родине зависит от позиции близких, а в первую очередь их родителей. Чтобы сделать процесс познания родного края творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви и гордости к родному краю, интереса к его традициям и культуре.
Формы работы с родителями:
- знакомство с особенностями организации работы кружка (его задачами, формами работы, периодичностью, перспективным планом)
- привлечение родителей к совместным походам в музей, этнокультурный центр, библиотеку, к целевым прогулкам по городу, знакомством с его улицами, зданиями, памятниками
- знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по ознакомлению с родным краем, закреплению этих знаний дома
- привлечение родителей к пополнению патриотического уголка в группе
- участие в проводимых праздниках, конкурсах, викторинах по плану кружка
Перспективный план работы на 2017-2018 уч.г.
месяц | Тема | Форма проведения |
Октябрь | Осень в гости приходила, все деревья нарядила… | Экскурсия по улицам города |
Октябрь | Что мы Родиной зовем? Край мой Ненецкий | Познавательное занятие |
Ноябрь | Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар. Улица Смидовича и ее достопримечательности | Целевая прогулка |
Ноябрь | Жизнь и быт ненцев | Экскурсия в музей |
Декабрь | Северный красавец - олень | Интегрированное занятие (познавательное + продуктивное) |
Декабрь | Носатые – хвостатые (животный мир тундры) | Экскурсия в музей |
Январь | Зимующие птицы округа | Экскурсия в музей |
Январь | Редкие животные НАО (по страницам Красной книги) | Занятие в библиотеке |
Февраль | Животный мир тундры в творчестве ненецких поэтов (А.Пичков) | Литературная гостиная |
Февраль | Забавы ненецких детей (игры и игрушки) | Игровой час |
Март | В гости к ненецкой семье | Экскурсия в музей |
Март | Укрась малицу (знакомство с ненецким орнаментом) | Продуктивное занятие |
Апрель | Тундровая аптека | Занятие-путешествие |
Апрель | Подвиги земляков в ВОВ (памятники посвященные ВОВ) | Экскурсия к памятникам |
Май | Лесная газета: северный олень | Проект |
Перспективный план работы на 2018-2019 уч.г.
месяц | Тема | Форма проведения |
Октябрь | Игра-викторина «То березка, то рябина…» | Экскурсия по улицам города |
Октябрь | Родина, Родина – тропы оленьи… | Познавательное занятие |
Ноябрь | Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар. Улица Выучейского и ее достопримечательности | Целевая прогулка |
Ноябрь | Жизнь и быт ненцев | Экскурсия в музей |
Декабрь | Тундровый хищник - песец | Интегрированное занятие (познавательное + продуктивное) |
Декабрь | Лесная братва (животные леса) | Экскурсия в музей |
Январь | В гости к куропатке | Познавательное занятие |
Январь | Красота тундры в творчестве ненецких поэтов (П.Явтысый) | Литературная гостиная |
Февраль | Поиграем в ненецкие игры | Интерактивное занятие в музее |
Февраль | Ненецкий детский фольклор | Экскурсия в музей |
Март | Наряд для Ели (Ненецкая одежда) | Продуктивное занятие |
Март | Это пуночка весною возвратилась в тундру к нам | Интегрированное занятие (познавательное + продуктивное) |
Апрель | Тундровая аптека | Занятие-путешествие |
Апрель | Подвиги земляков в ВОВ. Оленно-транспортный батальон. | Экскурсия к памятникам |
Май | Люби и знай родной свой край | Викторина |
Список используемой литературы
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 г.
- Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - УЦ Перспектива, Москва, 2008 год
- Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями - М., 2002 г.
- Коловангина М.М. Край, в котором я живу. Юным краеведам о Ненецком автономном округе – Архангельск: ООО «Типография №2», 2014.- 36с.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании.- М., «Мозаика – Синтез», 2012 г.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л.В.Руссакова.- М.: Просвещение, 1996.-400с
- Половникова Л.П., Стародумова Л.А., Казюк Н.В. Познавательный проект « Моя малая Родина» с. 124
- Пунушка. Детский журнал на русском и ненецком языках. ГБУК «Этнокультурный центр Ненецкого автономного округа»
- Рыжова Н.А. Путешествие с Тундровичком. Глобальный Экологический фонд. 2009г.
- Трапезникова О.А. Ребёнок в мире искусства родного края Воспитатель ДОУ №7/2008 с. 22
- Фольклор коми и ненцев Ненецкого автономного округа ( в записях Фольклорного фонда ИЯЛИ Коми НЦ УрО Ран 1996 – 1973г.г.)/ Сост. А.В. Панюков. – Сыктывкар, 2009. – 500
Сотрудничество с музеем и библиотекой (примерная тематика)
НЕНЕЦКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ДОШКОЛЬНИКАМ
Природа края:
- Носатые - хвостатые (животный мир тундры)*
- Лесная братва (животные леса)
- Секреты мышки - нарушки (грызуны Ненецкого округа)
- Пернатые соседи*
- Тундровая аптека (лекарственные растения тундры)
- Кладовая земли ненецкой (полезные ископаемые)
- Зимующие птицы округа
- Перелётные птицы
История края:
- Откуда мы узнаем о прошлом (исторические источники)
- Орудия труда древнего человека*
- Памятники города Нарьян-Мара
- Столица округа — город Нарьян-Мар
- Посылка на фронт*
- Памятники Великой Отечественной войны
- Вечная память героям (экскурсия к Вечному огню)
Культура народов, проживающих на территории округа:
- Жизнь и быт ненцев
- В гостях у ненецкой семьи*
- Игры и развлечения коми (на улице или в здании музея)*
- Большая история маленького мамонтёнка*
- Игрушки коми-народа. Мастер-класс по изготовлению куклы-скрутки из ткани*
- Поиграем в ненецкие игры*
- Ненецкая песня*
- Ненецкий танец*
- Ненецкий детский фольклор
- Картины ненецких художников в фондах НКМ*
- Солнечная пасха * (с 3 мая)
*интерактивное занятие Музей
НЕНЕЦКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А. ПИЧКОВА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»
Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....
Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...
Рабочая программа кружка "Оригами" для детей старшего дошкольного возраста
Разработана для старшего дошкольного возраста...
Программа кружка дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Умка".
Развитие логического мышления относится к важнейшим задачам воспитания детей. Программа кружка поможет детям для их успешного дальнейшего обучения....
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...