Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Камчатским краем по образовательным областям
календарно-тематическое планирование на тему
Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ помогает лучше развить творческие способности, ручные умения каждого ребенка. На этих занятиях создаются условия, при которых творческий потенциал ребенка буден достаточно использован. Главное – в продуктивной деятельности можно создать условия, при которых раскрываются те стороны индивидуальности ребенка, которые не видны в других видах деятельности. Знакомство детей с родным краем дает детям возможность проявлять живой интерес к корякским промыслам, сказкам, легендам о полуострове.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.docx | 91.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Национально-региональный компонент
«Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы… Именно культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, «для его духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной дисциплины и социальности» [Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Изд. 3-е. / Д.С. Лихачёв. – М.: Дет. лит., 1989. – С. 203.].
В период сложных процессов социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, возвращения к этническим корням, поиска этнокультурного наследия народа на фоне более глубокого постижения общечеловеческой культуры активизируются поиски путей, позволяющих усилить в дошкольном образовании изучение традиционной народной культуры.
Особенно важным является то, что идея о национально-региональной специфике образования недостаточно, реализовывалась программами различных образовательных учреждений на протяжении длительного времени. В 2004 г. был принят Федеральный закон об образовании, направленный на развитие национальных культур, региональных культурных традиций, в котором сказано, что в «Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты» [Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании. - М. 2004, с. 7].
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.
Реализация национально–регионального компонента (культурное наследие, родная природа, традиции, фольклор и многое другое) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», ее истокам, к своему дому. Региональный компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, позволяет дать сведения о природе Камчатки, о животном и растительном мире, об истории края, о жизни и культуре коренного населения. Формирует представления о родном городе, его истории, улицах, профессиях.
В МАДОУ необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края, города. Знания о родном крае расширяют кругозор детей, помогают в будущем лучше понять специфику нашего региона, почувствовать принадлежность к своему народу, развивают их интеллектуальный потенциал и творческие способности. Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ помогает лучше развить творческие способности, ручные умения каждого
ребенка.
Реализация национально – регионального компонента (культурное наследие, родная природа, традиции, фольклор и многое другое) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», ее истокам, к своему дому. Региональный компонент является важнейшей составляющей
современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, позволяет дать сведения о природе Камчатки, о животном и растительном мире, об истории края, о жизни и культуре коренного населения. Формирует представления о родном городе, его истории, улицах,
профессиях.
В МАДОУ необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края, города. Знания о родном крае расширяют кругозор детей, помогают в будущем лучше понять специфику нашего региона, почувствовать принадлежность к своему народу, развивают их интеллектуальный потенциал и творческие способности.
Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ помогает лучше развить творческие способности, ручные умения каждого ребенка. На этих занятиях создаются условия, при которых творческий потенциал ребенка буден достаточно использован. Главное – в продуктивной деятельности можно создать условия, при которых раскрываются те стороны индивидуальности ребенка, которые не видны в других видах деятельности. Знакомство детей с родным краем дает детям возможность проявлять живой интерес к корякским промыслам, сказкам, легендам о полуострове.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих задач:
- Ознакомление с историей Камчатского края, расширение знаний детей о своем родном крае;
- Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению
с Камчатским краем по образовательным областям
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народа Камчатского края. |
II младшая группа (от 3 до 4 лет)
Задачи воспитания и обучения:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, животным и растениям родного края;
- Продолжать укреплять и охранять здоровье детей;
- Воспитывать интерес к труду взрослых, с уважением относиться к их труду;
- Обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | |
Образовательная область | Задачи: |
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное и речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Комплексно-тематическое планирование во II младшей группе
Месяц | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное и речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Камчатский край | ||||
Сентябрь - май | Игры: «Камчатские гонки», «Охотники и куропатки», «Солнце». | Беседы: «С кем я живу», «Где я живу». | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Мышонок-богатырь», «Как евражка и медведь норами менялись», «Хочу кочевать – не хочу кочевать» - Сказки народов Севера «Ворон Кутха», составитель Грибова. | Музыка: Рассматривание инструментов корякского народа. Прослушивание музыкальных произведений. Рисование: «Красивая тарелка», «Платочек». |
Рассматривание альбомов: «Моя семья», «Камчатский край». | Поэзия: «Утреннее солнышко», «Щедрая тундра», «На пляже», «Чаячий детсад», Л. Поповская «Стишатки о Камчатке». | Песенки, заклички, потешки: «Травка-муравка…», «Дождик, дождик, лей, лей…», «Ворона каркает: кар, кар…», «Ворона прилетела…», пер. Р. Ягафарова, «Дождик, дождик, пуще, пуще». | ||
Рассказы: «Зелёным - презелёным утром», «Мухоморы» - А. Кымытваль «Как построить Ярангу». | ИКТ: Просмотр праздников. ИЗО деятельность: Рассматривание традиционной одежды, предметов быта коренных народов Камчатки. Лепка: «Тарелка», «Чашка». Рисование: Рисование элементов на полоске; «Узор на платке». Аппликация: «Салфетка». | |||
Россия | ||||
Октябрь - апрель | Игры: «Кот и мыши», «Воробышки и кот», «Наседка и цыплята», «Кролики», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль» | Беседы: «Что делать если потерялся», «Машины на нашей улице» | Сказки: «Теремок», «Маша и медведь» Поэзия: А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр». Просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского. | Музыка: Песенки, потешки, заклички: «Петушок», «Ладушки», «Зайчик», «Солнышко – ведрышко». ИЗОдеятельность: Лепка: «Неваляшка», «Цыплёнок», «Яблоки лежат на тарелке» Аппликация «Украсим Маше сарафан», «Чайная пара», «Платочек» |
Проза: Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Был у Пети и Миши конь», В. Берестов «Большая кукла». Для заучивания наизусть: «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик дедушка…», «Заинька попляши», «Сорока –сорока». | Рисование: «Моя любимая игрушка», «Здравствуй, солнышко», «Снег кружится», «Дождик». Праздники: «Рождество», «Масленица». |
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Задачи воспитания и обучения:
- Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному городу.
- Знакомить с достопримечательностями родного города.
- Развивать интерес к культурному наследию камчатского народа.
- Знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | |
Образовательная область | Задачи: |
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное и речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Комплексно-тематическое планирование в средней группе
Месяц | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное и речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Камчатский край | ||||
Сентябрь | Игры: | Беседы: Город, в котором я живу. Улица, на которой находится детский сад. Достопримечательности города. | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Мышь – хвастунишка», «Мышка и лиса» - сказки народов Севера «Ворон Кутха», составитель Грибова. Стихи: «Птичий базар» , «Бабье лето», «Рябина» Л. Поповская. Для заучивания наизусть: «Пальчик-пальчик, где ты был?» | Музыка: Рассматривание инструментов корякского народа. Прослушивание музыкальных произведений. |
Рассматривание альбомов: «Атлас. Люби и знай свой край». |
| Песенки, заклички, потешки, считалочки: «Огуречик, огуречик…», «Фрукты», «Катилось яблоко…» | ||
Рассказы: «Мухоморы» А. Кымытваль. | ИКТ: Презентация «Достопримечательности моего города» ИЗО деятельность: Лепка: «Птички» Рисование: «Камчатская рябина» Аппликация: «Дом, в котором я живу», «На улицах города» | |||
Россия | ||||
Октябрь | Игры: «Море волнуется», «Курица и цыплята» | Беседы: Понятие «семья». Члены семьи. Семейные обязанности. | Сказки: «Мужик и медведь», «Лиса и козёл» Поэзия: «Котик» М. Дружинина, «Мы идём через дорогу» М. Дружинина, «Вот какой рассеянный» С. Маршак, С. Михалков «Дядя Стёпа». | Музыка: «Осень» Чайковский; «Колыбельная» муз. А. Гречанинова. Песенки, потешки, заклички: «Наш козел…», «Зайчишка-трусишка…», «Барашеньки…». ИЗОдеятельность: Лепка: «Скатерть для мамы» Аппликация: «Хоровод матрёшек» (коллективная работа) |
Проза: «Сторож» В. Осеева «Как Маша стала большой», «Осень на пороге» Н. Сладков. Литературные сказки: «Как варить компот» Г. Юдин, «Синие листья» В. Осеева. | Рисование: «Моя семья», «Украсим сестре фартук». | |||
Камчатский край | ||||
Ноябрь | Игры: «Солнце», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи». | Беседы: Природа родного края. Растения сада, огорода, цветника. Животные края: домашние, дикие. | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Медведь и бурундук», «Мышка», «Хитрая лиса» - сказки народов Севера «Ворон Кутха», составитель Грибова. | Слушание: «Зайчик» муз. Ю. Матвеева Песенки, заклички, потешки, считалочки: «Наш козёл-стрекозёл», «Кисонька-мурысенька», «Мыши-мыши, ну-ка тише». |
Рассматривание книг: «Птицы Камчатки», «Морские животные Камчатки», «Растения Камчатки», «Животные Камчатки». | Поэзия: «Сопка-динозавр». «Каменные берёзы», «Поздняя осень» Л. Поповская. | ИКТ: Презентация «Дикие животные Камчатского края» | ||
Рассказы: «Тормозок», «Два лица» А. Кымытваль. | ИЗО деятельность: Лепка: «Птичий базар» (коллективная работа) Рисование: «Украсим полотенце» Аппликация: «Украшение подушки» | |||
Россия | ||||
Декабрь | Игры: «День и ночь», «У медведя во бору» «Два мороза», «Сигналы светофора», «Ловкий пешеход». | Беседы: «Великий город – Москва и её достопримечательности». Дидактическая игра: «Гости Москвы», «Наша Родина». Знакомство с русским костюмом: материал, детали. | Сказки: «Мороз и заяц», «Привередница». Поэзия: «Живи, ёлочка!» И. Токмакова, «Белый снег пушистый» И. Суриков. Просмотр мультфильма: «Снеговик – почтовик». Литературные сказки: «Сказка про комара-комаровича» д. Мамин-Сибиряк, | Песенки, потешки, заклички: «Кот на печку пошёл…», «Ножки, ножки, где вы были…». ИЗОдеятельность: Лепка: «Сказочная птица». Аппликация: «Украшение пояска» (филимоновская роспись) Рисование: «Наряд русской красавицы» (филимоновская роспись). Новогодний праздник. |
Камчатский край | ||||
Январь | Игры: «Ловля оленей», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз» | Беседы: Знакомство с русской избой и домашней утварью. Знакомство с традиционными народными праздниками. Жилище камчатского народа. «Что даёт край стране» - рассматривание продуктов деятельности камчатского народа. | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Храбрая мышь», «Лепёшки», «Отчего у зайца длинные уши» - сказки народов Севера «Ворон Кутха». | Ознакомление с музыкальным инструментом: «Шаманский бубен» Просмотр видео, фото инструментов. |
Рассматривание альбомов: «Национальная одежда Камчатского края» | Поэзия: «Сугробы», «Первый снег», «Рукодельница зима» Л. Поповская. | Загадки: «Домашняя утварь» | ||
Рассказы: «Подарок для тёти» А. Кымытваль. Литературные сказки: «Приключения в лесу Ёлки – на-горке» (главы) пер Брауде. Для заучивания наизусть: Л. Николаенко «Почему медведь зимой спит». | ИКТ: ИЗО деятельность: Лепка: «Что даёт край стране» (коллективная работа) Рисование: «Кухлянка», «В зимнем лесу» Аппликация: «Меховая шапка коряков» | |||
Россия | ||||
Февраль | Игры: «Волк и ягнята», «Лисичка и курочки», «Стая уток». | Беседы: «Добрые и вежливые слова». «Папы, дедушки – солдаты». | Сказки: «Лиса, волк, медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Поэзия: «Научу обуваться братца» Е. Благинина», «Мамин день» И. Токмакова, «Праздник мам» В. Берестов. | Музыка: «Мамочка моя» муз. А. Перескокова ИЗОдеятельность: Лепка: «Что было в избушке трёх медведей». Аппликация: «Цветы для мамы» Рисование: «Роспись доски» (городецкая), «Подарок папе». |
Проза: «Про снежный колобок» Н. Калинина, «Оля пришла в садик» В. Карасева, «Звездолётчики» В. Бороздин. Литературные сказки: «Сказка про маму» С. Прокофьева. | ||||
Камчатский край | ||||
Март - апрель | Игры: «Ручейки и озёра», «Рыбаки и рыбки», «Здравствуй, догони!», «Смелые ребята». | Беседы: «Земляки, прославившие наш город», «Камчатские национальные блюда». | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Медведь и лиса», «Вот это товарищ!», «Хитрый лукавого проучил», «Храбрый медведь». | Музыка: Продолжаем знакомство с национальными музыкальными инструментами: Бубен. |
Национальный праздник «Беренгия», «День оленевода» | Рассматривание альбомов: «Ездовые собаки» | Поэзия: «Ледоход», «Причал рыбака» Л. Поповская. Для заучивания наизусть: А. Барто «Я знаю, что надо придумать». Литературные сказки: А. Милн «Винни-пух и все-все-все» (главы) | Песенки, заклички, потешки: «Солнышко-солнышко», «Иди весна…», «Кот на печку пошел». | |
Рассказы: «Моя непоседа – Илюкинэ. Маленькая повесть о маленькой девочке» А. Кымытваль | ИКТ: Презентация «Как проходит праздник «Беренгия»» ИЗО деятельность: Лепка: «Собака» Рисование: «Собачья упряжка» Аппликация: «Олень в лесу» обрывная аппликация. | |||
Россия | ||||
Май | Игры: «Стрелок», «Перепрыгни через ров». Развлечение: «Мы любим играть» | Беседы: Народная игрушка. Разновидность игрушек. День Победы. | Сказки: «Лиса-лапотница» Поэзия: Е. Баратынский «Весна, весна», Ю. Мориц «Песенка про сказку». Проза: В. Бианке «Подкидыш», Н. Носов «Затейники». Литературные сказки: Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (главы) | Музыка: Ходьба под «марш». ИЗОдеятельность: Лепка: «Подарок моему другу» Аппликация: «Украшение солонки» (городецкая роспись). Рисование: «На улицах праздничного города» Выставка детских работ |
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Задачи воспитания и обучения:
- Расширять представления детей о родной стране; о государственных (Новый год, День Защитников Отечества, День Победы, 8 марта) и народных (Сабантуй, Алхалалай, Беренгия, День оленевода) праздниках;
- Дать сведения о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа.
- Почитать обычаи народов Камчатского края;
- Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей;
- Прививать любовь к музыке, живописи, литературе, искусству народов.
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | |
Образовательная область | Задачи: |
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное и речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе
Месяц | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное и речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Камчатский край | ||||
Сентябрь | Игры: С метанием: «Ловкий оленевод»; С бегом: «Полярная сова и евражки»; «Льдинки, ветер и мороз»; На внимание: «Рыбаки»»
| Беседы: Понятия «семья», «родной дом». Значение семьи для человека. Пословицы: «Дома и стены помогают», «Мой дом – моя крепость» (объяснение смысла). «Самые красивые места, достопримечательности родного города». Дид. игра: «Составь узор». Пальчиковая игра: «Семья». | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Летучая мышь», «Кем быть». «Речка Ога», сказки села Эссо. Стихи: Л. Поповская «Мухоморы», «Камчатский август». | Музыка: Слушание музыки: «Времена года. Сентябрь». История изготовления маракасов коряками. Игра на маракасах. ИКТ: просмотр презентации о музыкальных инструментов коряков. |
Рассматривание альбомов: «Петропавловск-Камчатский», «Вулканы» | Рассказы: В. Евдокимов «Спор», «Первая вылазка» | ИЗО деятельность: Лепка: «Корякские ковш и блюдо с ложкой» | ||
Для заучивания наизусть: Н. Добрушкина «Бабье лето» («Есть в мире краешек земли») | Рисование: «Яранга – жилище коряков» Аппликация: «Кухлянка» | |||
Россия | ||||
Октябрь | Игры: «Гуси-лебеди», «Юрта», «Охотники и утки», «Дотронься до…» | Беседы: «Мы не одни живём на земле». «Традиции и культура русского народа» «Старые виды ремесла: плетение и ткачество» «Правила поведения на дороге» | Сказки: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный». Фольклор народов мира: Песенки: «гречку мыли», «Дом, который построил Джек». | Слушание музыки: «Времена года. Октябрь». Песенки, потешки, заклички: «Как на тоненький ледок», «Николенька-гусачок…». ИЗОдеятельность: Лепка: Коллективная «Гуси-лебеди» Аппликация: «Орнамент на платочке» |
Дид.игра: «Кем был» | Проза: Б. Житков «Белый домик» Для заучивания наизусть: РНПесня «По дубочку постучишь…». | Рисование: «Осень» (под музыку) «Меховая шапка коряков» | ||
Камчатский край | ||||
Ноябрь | Игры: «Нарты-сани», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Северная рыбка», «Зайцы и волки». | Беседы: «Как жили наши предки». «Понятие «Родина», «Малая Родина». «Символика Камчатки». Дид.игра: «Собери герб» | Сказки: «Лисица, птица и ворон», «Ворон Кутха». Е. Пешкова «Ящерица». | Музыка: Слушание музыки: «Времена года. Ноябрь». История инструмента «Варган». |
Рассматривание иллюстраций в книгах. Атлас. Люби и знай свой край. | Поэзия: В. Лихно «Мой дом» | ИЗО деятельность: Лепка: «Ворон Кутха». | ||
Драматизация по сказкам. | Рассказы: В. Евдокимов «Полёты не во сне», «Скоропелая молва». | Рисование: «Как жили наши предки» Аппликация: «Вулканы Камчатки» | ||
Россия | ||||
Декабрь | Игры: «Скок-перескок», «Займи место», «Липкие пеньки»., «Лохматый пёс», «Защити товарища». | Беседы: Функциональное предназначение предметов русского быта». Традиционные народные праздники. Чаепитие на Руси. | Сказки: «Хаврошечка», «Заяц-хвастун», «Царевна-лягушка». Сказки народов мира: «Златовласка», «Три золотых волоска Деда-Всеведа». Проза: Л.Толстой «Лев и собачка»; С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» Поэзия: С. Маршак «Пудель», В. Левин «Сундук». Литературные сказки: Т. Александрова «Домовёнок Кузька». | Музыка: Слушание песен на праздниках. Песенки, потешки, заклички: «Мороз», «Как у бабушки козёл…». ИЗОдеятельность: Лепка: Путешествие в сказку (герой русских сказок) Аппликация «Украшение полотенца» Рисование: «Роспись блюда» (гжель) |
Камчатский край | ||||
Январь | Игры: «Вяженка и оленята», «На новой стойбище», «Перетягивание каната»; Игра на внимание: «Белый шаман»; «Сокол и лиса». | Беседы: «Знакомство с историей костюма: орнамент и его предназначение». «Одежда наших предков». | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Бедная лягушка», «Ты счастливее всех нас». Е. Пешкова «Сказка о хозяине пурги Буге». | Музыка: История о шаманском бубне. Прослушивание звучания бубна. ИКТ: просмотр видео, где играю на бубне. |
Рассматривание альбомов с костюмами Камчатского народа. | Поэзия: Л. Поповская «Евочка-припевочка». | ИЗО деятельность: Лепка: «Бубен» | ||
Обыгрывание сказок. | Рассказы: В. Евдокимов «Рыба в платьице в горошек», «Опять кузницей пропах». | Рисование: «Торбасы эвенские» Аппликация: «Орнамент эвенский» | ||
Россия | ||||
Февраль-май | Игры: «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Гори-гори ясно!», «Как у дядьки Трифона», «Золотые ворота», «По малину», «Светофор», «Запрещённые движения», «Воевода». | Беседы: «Традиции и культура русского народа», «Русские народные промыслы», «Русские народные игрушки: филимоновская игрушка»; «Русские народные игры». | Сказки: «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Докучные сказки», «Финист – ясный сокол», «Рифмы». Русский фольклор: пословицы и поговорки, загадки. | Музыка: Заучивание колыбельных песен. Пение русских народных песен: «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Ты скажи, скажи, воробушек», «Ворон», «Андрей-воробей». |
Развлечение: «Встреча со сказкой» (инсценировка). «А у наших у ворот развесёлый хоровод». | Дидактические игры: «Русский наряд для куклы», «Сложи узор», «Дымковское лото», «Русское лото».Словесно-дидактические игры: «Летает-не летает», «Кто любит», «Закончи пословицу» | Песенки: «Счастливого пути!», «По дубочку постучишь – прилетает синий чиж…», « Ранним-рано поутру…», «Грачи-кирпичи».Поэзия: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; А. Барто «Верёвочка»; С. Есенин «Берёза». Проза: В. Драгунский «Друг детства» Л. Толстой «Косточка». | Слушание гимна России. Игры на музыкальных инструментах: трещотка, колокольчики, металлофон.ИЗОдеятельность: Лепка: «Петушок», «Котёнок» (филимоновская игрушка). «Сказочная птица» (дымковская игрушка). (Кувшин). Аппликация: «Украшение кокошника для русской красавицы»; «Русский сарафан» Рисование: «Косынка для куклы» (дымковская роспись); «Узор на фартуке для мамы» (городецкая роспись); «Голубое чудо гжели» | |
Камчатский край | ||||
Март-апрель | Игры: «Волк и олени», «Солнце», «Рыбаки», «Ловкий оленевод», «Охота на куропаток», «Успей поймать», «Борьба на палке». | Беседы: Растительный и животный мир Камчатского края. Красная книга. Правила поведения на природе. «Витамины нашего края укрепляют организм». Знаменитые наши земляки. Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Правильно - неправильно». | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Лисёнок и эхо», «Кит и олень», «Волк, ворон и горный баран». Е. Пешкова «Костёр». В.Лихно «Камчатский этюд. Стихи о родной природе» | Музыка: Музыкальный инструмент у коряков: «лук с тетивой»; Алеутов: «цитра»; Чукчи: «лютни» - краткий рассказ. ИКТ: просмотр видео об инструментах, прослушивание их звучания. |
Литературная викторина: «Путешествие по знакомым сказкам» | Рассматривание иллюстраций в книгах. Атлас: Люби и знай свой край. Птицы Камчатки. Животные Камчатки. | Поэзия: «Есть в мире краешек земли» - стихотворения | ИЗО деятельность: Лепка: «Уточка» «Крабы» «Сивучи» | |
Инсценировка сказок. | Рассказы: В. Евдокимов «Доман-машина», «Пирожок с морковкой», «Нащупал рыбу на уху», «Жалко цепь пропадёт». | Рисование: «Медведь на реке» «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок). «Птичий базар» Аппликация: «На пляже сивучи столпились» «Щедрая тундра» |
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Задачи воспитания и обучения:
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, к родному языку;
- Продолжать знакомить детей с музыкой, живописью, литературой, праздниками Камчатского края.
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | |
Образовательная область | Задачи: |
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное и речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе
Месяц | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное и речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
Камчатский край | ||||
Сентябрь | Игры: «Белый шаман», «Солнце», «Рыбаки», «Лисички и курочки»; | Беседы: «Различные уклады семейного быта»; «Семейные традиции»; «Кто такие «предки»?; | Сказки: «Росомаха и лисица»; Т. Лукашкина «Сказки бабушки Петровны. Моя Родина» | Музыка: Слушание песни: «Тылго-ваям» Рассказ о духовых инструментах (аэрофоны) Муз.игра «Угадай, кто…» |
Д/И «Найди братца», «Угадай, кто кричит». | Рассматривание фотографий корякских семей | Поэзия: «Есть в мире краешек земли» сост. Н. Санеев «Бабье лето», «Вечер над Никольской»; | Песенки, заклички, потешки: «Солнышко – вёдрышко», «Загляни к нам солнышко»; Загадки | |
Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» | Составление генеалогического древа | Рассказы: В. Евдокимов «Спор», «Первая вылазка». | ИЗО деятельность: Лепка: «Сказочные герои» Рисование: «Моя семья» Аппликация: «Бабье лето», «Украсим фартук маме» | |
Россия | ||||
Октябрь - май | Игры: «Жмурки», «Горелки», «Домино», «Лото», «Скажи за героев сказки», «Король, прими нас на работу», «Чёрное и белое», «Ой, болит!», «Мышеловка», «Бубенцы», «В саду ли в огороде», « В хороводе мы были», «На зеленом лугу», «Верба-вербочка», «Кот, какая сметана?» «ПДД» «Угадай, какой знак?» «Светофор» | Беседы: Символика России; Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного, растительного мира, занесенного в нее. «Правила поведения в общественных местах»; «Как вести себя на дороге?» «Почему на пасху красят яйца?» «Почему русские люди пекут блины» «День Победы» | Сказки: «Морозко», «Сивка-Бурка», «Царевна-Лягушка», «Хаврошечка», «Снегурочка» Поэзия: А. Блок «На лугу». С. Есенин «Пороша», М. Лепрмонтов «Горные вершины» Проза: А. Куприн «Слон», М. Зощенко «Великие путешественники», Н. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» Литературные сказки: А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Ершов «Конек-горбунок» Сказки и былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Василиса-Прекрасная», «Волк и лиса», «Добрыня и змей», «Садко», «Семь Симеонов – семь работников». | Музыка: Песенки: «Лиса рожью шла…», «Чигарик-чок-чигарок», «Зима пришла…», «Идёт матушка весна…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падёт…» Загадки. Заучивание колыбельных песен и приговорок. Игра на музыкальных инструментах (дудка, треугольники, деревянные ложки и др.) Пение русских народных песен: «Лиса по лесу ходила», «А я по лугу», «Ходит зайка по саду», «Во поле береза стояла», «Как пошли наши подружки». ИЗОдеятельность: Лепка: «Дымковская лошадка», |
Настольно-печатная игра: «Промыслы России»; «Найди дымковский узор»; «Четвертый лишний»; «подбери узор» Праздники: «Коляда», «Масленица», «Новый год у ворот», «День защитников Отечества», «Международный женский день» «День Победы. | Сюжетно-ролевая игра: «Мы – пассажиры» Сочинение детьми танцев под фонограмму русских народных мелодий | «Сынко Филипко», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского, Пушкина, Ершова. | «Мишка» (по богородской игрушке); «Цветы в вазе». Аппликация «Волшебная яблоня» (по сказке «Хаврошечка»), Коллективная аппликация «Хоровод матрёшек»; «Чайная пара» (Гжель); «Ложки» (Хохлома) Рисование: «Городецкие узоры», «Поднос» (Жостово); «Масленица», «Пришла Коляда – отворяй ворота», «Зимние забавы», «Портрет мамы» | |
Камчатский край | ||||
Ноябрь - май | Игры: «Охота на волка», «Ловкий оленевод», «Нанайская борьба», «Борьба на палке», «Успей поймать», «Охота на куропаток», «Тройной прыжок», | Беседы: «Улицы города рассказывают» «Особенности Корякского народного костюма» «Одежда эвенов, ительменов» | Выставка книг камчатских писателей. Сказки: «Чирки и лис», «Дружба силу добавляет» - «Ворон Кутха»; Т. Лукашкина «Сказки бабушки Петровны»; | Музыка: Прослушивание звучания камчатских народных инструментов ИКТ: Просмотр видео празднования традиционных Камчатских праздников |
«Солнце», «Перетягивание каната», «Бег на лыжах», «Оленьи упряжки». Дид. эколог. игры: «Волшебные превращения», «Какого растения не стало», «Где, что зреет», «Угадай, что в руке», «Вершки и корешки» | «Растительный и животный мир Камчатского края» «Лекарственные растения Камчатского края» «Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования в Камчатском крае» «Жилища ительменов и коряков» «Морские животные Камчатки» «Народные игры» | Поэзия: Л. Поповская «В зимнем лесу» «Есть в мире краешек земли» - стихи и проза. В. Лихно «Камчатский этюд» | Слушание корякской мелодии. Песенки, заклички, потешки, поговорки, считалки | |
Праздники: Ительменский «Алхалалай» Корякский «Хололо» Эвенский Новый год "Нургенек" «День оленевода» «Беренгия» | «Наши современники – земляки, прославившие наш город» Рассматривание книг с иллюстрациями народных костюмов коряков, эвенов. «Атлас – Люби и знай свой край» | Рассказы: В. Евдокимов «Походы за околицу» А. Камытваль «Как построить Ярангу» Ю. Пшонкин «Амто, Корякия!» | ИЗО деятельность: Лепка: «Животные леса» (коллективная работа) «Щедрая тундра – ягоды, грибочки» «Яранга» «Сивуч» «Мишка с рыбой» «Маракасы из раковины» | |
Игра- развлечение: «Все народы в гости к нам» Экскурсия в краеведческий музей Камчатского края | Рассматривание фото «Музыкальные инструменты Корякского округа» | Рисование: «Район, в котором я живу»; «Кухлянка» «В зимнем лесу» «Жилище коряков» «Лежбище котиков» Аппликация: «Узор на эвенской шапке» «Корякский узор на торбасе» «Сивучи на воде» Оригами: Птицы, животные |
Литература:
- Александр Пирагис. Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают. Изд. «Новая книга», 2000.
- Е.В. Гропянов. Писатели Камчатки. Изд. «Новая книга», 2005.
- Атлас. Люби и знай свой край.
- Э.В. Малиновский. Птицы Камчатки. Изд. «Новая книга», 2005.
- Одежда Камчатских эвенов, Петропавловск-Камчатский, 1989.
- Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2015. Выпуск 24
- А.Н. Сметанин. Пресноводные и морские животные Камчатки. Изд. «Новая книга», 2004.
- Юрий Пшонкин. Амто, Корякия! Изд. «Детская литература», 1991.
- Т. Лукашкина. Сказки бабушки Петровны. Изд. «Кашмат» 1991.
- Ворон Кутха. Изд. «Малыш», 1974.
- Есть в мире краешек земли, сост. Н. Санеев. Изд. «Новая книга», 2000.
- Антонина Кымытваль. Как построить ярангу. Изд. «Детская литература», 1987.
- Людмила Поповская. Стишатки о Камчатке. Серия «Камчатское детство», 2012.
- Виктор Евдокимов. Походы за околицу. Серия «Камчатское детство», 2013.
- Елена Пешкова. Сказки села Эссо. Серия «Камчатское детство», 2013.
- Виктор Лихно. Камчатский этюд. Стихи о родной природе. «Новая книга», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем на 2014-2015 учебный год в подготовительной группе.
В материале представлен план работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с родным краем....
Перспективное планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем детей старшей группы
Формирование исторического и патриотического сознание дошкольников очень важная составляющая развития личности ребёнка. Поэтому необходимо включать разнообразные виды деятельности по освоению основ кр...
содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в старшей группе.
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем на 2016 – 2017 учебный год в старшей группе № 3 «Радуга».Календарный периодблокНеделя Содержание образовательной деятельност...
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем Календарный период блок Неделя Содержание образовательной деятельности НОД Образовательная деятельность в режимных моме...
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в старшей группе.
В материале представлен план работы с детьми старшей группы по ознакомлению с родным краем....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Наблюдение за осиной»
#nav td { color: #FAFAFA; /* Цвет текста по умолчанию */ } /* Убираем подчеркивание у ссылок и задаём цвет текста */ #nav td a { text-decoration: none; /* Убираем подчеркивание у ссылок...