Мой край
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sever_kray_nepovtorimyy.pptx | 1.5 МБ |
prezentatsiya_moy_kraymoya_rodina.pptx | 1.29 МБ |
tekst_moy_kray_moya_rodina.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О проекте. Тип проект а: информационно – творческий. Участники проекта : воспитанники второй младшей, старшей групп, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО. Срок реализации проекта : краткосрочный.
Актуальность проекта. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни. В дошкольном возрасте подлинное искренне погружение в истоки национальной культуры. Коми край богатствами обычаями, традициями, его населяет интересный народ.
Цель проекта: - познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями коми народа. Задачи: Образовательная: - познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа ( жилище, коми костюм, национальная кухня, игры). Развивающая: - развивать у детей интерес к культуре коми народа. Воспитательная: - воспитывать уважение к культурным традициям коми народа.
Ожидаемые результаты: -Реализация данного проекта будет способствовать расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории Республики Коми, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Республики Коми. -Пополнение мини-музея предметами быта. - Презентация проекта.
- ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ; -СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА; -СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. 2 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. -ПРОВЕДЕНИЕ нод С ДЕТЬМИ; -РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ О КОМИ КРАЕ, ПРИРОДА, ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР КОМИ КРАЯ; -ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «Мы живём в Республике Коми»; - совместно с родителями пополнение развивающих уголков, мини – музея предметами коми быта, альбомами, фотоальбомами. 3 этап – заключительный. -Оформление результата проекта в виде презентации; -выставка рисунков; - полученные знания, умение о национальных коми блюдах, дети применяют в домашних условиях совместно с родителями. 1 этап – подготовительный .
Формы и методы реализации проекта: -тематические беседы; -чтение с обсуждением; -игры; -выставки детского творчества; -экскурсии.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.
НОД (непосредственная образовательная деятельность). Тематические беседы: «Мы живем в глубинке», «В краю родном».
«Дары северного леса» «Почитаем-поиграем» «Коми народный костюм» «Чудесное рядом»
Презентации .
Речевое развитие. Знакомство с фольклором коми( сказки,пословицы,поговорки,художественная литература) « Медвежьи няньки» « Зайкина считалка» Чтение стихотворений С.Куликова «Черника»,»Морошка»,»Клюква»
Игровая деятельность. «У оленя дом большой » «Чум» «Метание топора»
Дидактические игры. «Зайчонок» «Лесное домино»
Подвижные игры. « Стой,олень » «Воробей»
Продуктивная деятельность. Аппликации «Малица» и «Пимы»
Экскурсии.
Работа с родителями.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь приводит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Д.С.Лихачев .
Цель: Воспитание интереса и любви к родному краю через знакомство с языком, историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно – прикладным искусством коми народа. Задачи: - приобщить дошкольников к истокам коми культуры через совместные познания ими культурных ценностей своего народа и своей страны; формировать чувство любви к малой родине, уважение к истории и традициям своего народа; развивать нравственные качества личности дошкольника
Домовой за печкой жил С ребятишками дружил, Он хозяйке помогал Всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, Иногда слегка ворчит, А вообще он удалой. Самый лучший домовой.
Хлебом-солью привечаем, Самовар на стол несем, мы за чаем не скучаем, Говорим о том о сем.
Тени прошлого у нас По музею бродят. Словно за руку детей, В прошлое уводят!
Всему начало здесь, в краю моем родном…
Мини-музей Наша изба ровно тепла. Домом жить-не лукошко шить. Домом жить-не развесься уши ходить. Домом жить-обо всем тужить.
Ай люли- люленьки , Прилетели гуленьки…
Экскурсовод в музейном зале Покажет утварь старины, Все объяснит и все расскажет Про жизнь народной стороны.
Искусство быта окружает нас. Оно всегда доступно и полезно. Любуемся мы красотою ваз, Подаренных нам безвозмездно.
Бабушкины руки Это чья рубашка- Синие горошинки ? Бабушка старалась, Шила для Алешеньки! Это чей сарафан Белыми ромашками ? Бабушка старалась, Сшила для Наташеньки.
Фея кукол создавала: мастерила, колдовала. И в ее руках послушно, Обретали куклы души.
Живу я в коми крае Там Родина моя. Где все там расцветает И расцветаю я.
Студии и кружки «Светелка» « Гажа мойдъяс » «Теремок», «Петрушка»
Тише, тише, не шумите! Нашу сказку не спугните. Здесь бывают чудеса Где же прячется она ?
Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло.
Отдых это не безделки – Время игр и новостей. Начинаем посиделки! Ну-ка спляшем веселей !
Шапка к шубе пришивается, К рукавицам – рукава. Это – северная малица, Очень странно называется, Очень быстро надевается Через голову – раз, два.
Очень любим мы друзей, Часто их мы посещаем, Потому что знаем мы: Здесь улыбками нас встречают.
Видел ты предметы быта Из ожившей старины Для тебя теперь открыто Прошлое твоей страны
Родилась я в Коми крае, Это Родина моя! Лучше края я не знаю, Всех дороже мне она!
Пусть будет солнце на планете! Пусть будут счастливы все дети! Пусть детский сад с семьею дружит, И пусть семья вовек не тужит.
Результаты нашей работы Бережное отношение к предметам быта. Использование детьми в речи потешек, считалок, загадок. Умение играть в народные подвижные игры. Знание сказок и сказочных героев Осмысленное участие детей в народных праздниках Знание истории русского народного костюма Использование атрибутов народной культуры в самостоятельной деятельности.
Приглашаем в гости к нам. Рады, рады мы гостям!
Список используемой литературы: Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007 - С.54 – 58. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С.26 – 29. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990. Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Учитель, 2008. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2012. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание - №10 – 2007 – С.34 – 37. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1988. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 37 – 51. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска
Автор работы: Вокуева Лариса Елисеевна
Тема работы: «Мой край, моя Родина»
Направление: «Культурологическое»
г. Усинск, 2018 г.
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………………………………...3
- Описание работы над темой «Культура родного края»……………………………………………………………………………………………….4
- Заключение………………………………………………………………………………………..7
- Список литературы……………………………………………………………………………….9
- Приложение ………………………….....(находится в отдельном файле в виде презентации)
- Введение
Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Д.С.Лихачев
Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам народа.
Актуальность проблемы отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, стране, особенностях национального языка, традиций. Идея воспитания детей в духе патриотизма к родному краю и одновременно взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальным и востребованной.
2.Описание опыта работы над темой «Культура родного края»
Целью работы над темой «Культура родного края» является: воспитание интереса и любви к родному краю через знакомство с языком, историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством коми народа.
Для достижения доставленной цели я реализовала следующие задачи:
- приобщить дошкольников к истокам коми культуры через совместные познания ими культурных ценностей своего народа и своей страны;
- формировать чувство любви к малой родине, уважение к истории и традициям своего народа;
- развивать нравственные качества личности дошкольника.
Я более 5 лет веду кружок «Светелка».
В работе с детьми я использую различные формы: тематические беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, конкурс рисунков, праздник – путешествие, музыкальная гостиная, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, ухвата, сарафана); некоторые занятия построены в форме инсценировок – это посиделки в мини-музее «Светелка», где дети становятся участниками событий.
Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас). Так же задаю вопросы, если вы попали в прошлое: что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Дети анализировали, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях.
В своей группе оформила краеведческий уголок, где изучаются и демонстрируются предметы коми быта. Здесь я могу индивидуально поработать с детьми по данной теме.
Занятия с детьми провожу в уютном и оснащенном мини – музее детского сада, в которой собраны предметы старины и быта.
Этот музей представляет собой модель коми избы. В углу коми керки висит икона, убранная расшитым полотенцем.
Здесь большой стол с длинными деревянными скамейками, на столе – самовар, прялка, люлька, полка с кухонной утварью: деревянные ложки, половники, чугунки, горшки, изделия из бересты.
Здесь же имеется костюмы коми народа.
В нашей Коми Республике живет многонациональный народ, поэтому имеется и куклы одетые в разные национальные костюмы: татарский, русский, коми, белорусский, украинский и др. Имеется и музыкальные инструменты: сигудек, шур – шар, сюмод буксан.
В мини – музее дети могут свободно общаться с музейными объектами, вступать в диалог времён, культур, событий.
Организуя с детьми народные праздники, мы даем возможность детям познакомиться с традицией и историей праздника.
Совместно с музыкальным руководителем я провожу развлечения, коми посиделки к Декаде коренных народов, где разучиваются коми песни, учатся водить коми хоровод. Ежегодно участвуем муниципальном фестивале «Мы живем в Республике Коми».
Мои воспитанники посещают кружки «Гажа мойдьяс», «Теремок» и «Петрушка». На этих кружках дети закрепляют коми народными сказки , разучивают песни и стихи на коми языке, знакомятся с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями разных народов, крестьянским трудом через театрализацию, инсценировку.
Знакомство с коми прикладным искусством всегда заканчивается– продуктивной творческой деятельностью, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету.
Дети очень любят украшать коми орнаментом посуду, сарафан, варежки, шапочку. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.
Я вместе с воспитанниками старших и подготовительных групп – нередкие гости в детской библиотеке. Сотрудники библиотеки этого учреждения устраивают для детей выставки, викторины, путешествия.
Провожу экскурсии в музей «Вортас», расположенный в нашем микрорайоне. Здесь дети много узнают о природе родного края, знакомятся с растительным и животным миром коми края, с бытом и жизнью оленеводов, узнают о тяжелом труде нефтяников, с историей создания и развития предприятий района.
Знакомлю детей с интересными людьми нашего края.
Родители (законные представители) очень трепетно относятся к успехам своих детей. Они вместе с детьми принимают участие в Республиканских конкурсах «Книга семейных историй», проектах, в каждой группе родители вместе с детьми ко Дню Матери оформляют фотоальбомы «Моя семья».
Активно участвуют родители (законные представители) в создании развивающей среды: создании мини – музея, изготовлении для детей элементов коми костюмов, оформлении фольклорных праздников атрибутами коми быта.
Предварительные результаты проделанной работы:
1.Дети знают название Республики и города, в котором живут, понимают смысл символики. Имеют представление о многонациональном составе Республики Коми.
2. Дети знают особенности русского и коми национального костюма, различают элементы национального узора.
3. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
4. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
5. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию народной педагогики. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
6. Дети осмысленно и активно участвуют в русских и, коми народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Заключение
Наблюдая на протяжении многих лет занимаясь с детьми в кружке «Светелка» я заметила, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать представление о родном крае, его природно-климатических условиях, труде, быте, традициях народа. Эти знания и умения приобретенные на моем кружке подготовят богатую почву для развития чувств ребенка и послужат источником нравственного развития ребенка.
И если мы, коренное население, не будем забывать свои корни, а станем изучать, обогащать и передавать все эти богатства своим детям, то нам удастся сохранить и не потерять то малое, что мы имеем. Радуга прекрасна своим разноцветьем, если хоть один оттенок убрать, радуга будет беднее; то же самое и с культурой малых народов. Если даже одну культуру одного народа потерять, мир станет беднее.
4. Список литературы
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 206.-304с., ил.1990 г.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем I часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар
- Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем II часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар 1990г.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем III часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар 1990г.
- Парма:Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми/под общ.ред. С.С.Белых, С.Н.Штекляйн, Н.Б.Потолицыной; Коми респ. ин-т развития образования и переподготовки кадров.-Сыктывкар,2001.
- Родник:Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми/Е.И.Пантелеева; Коми респ.ин-т развития и переподготовки кадров.-Сыктывкар,1998г.
- Традиционная культура Коми: Этнография детства .Материалы фольклорно- этнографических экспедиций 1995-1998 годов / А.В Панюков, Г.С. Савельева; Государственный центр народного творчества Министерства культуры Республики Коми .-Сыктывкар 1999г.
- Тихонова М.В.,Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада.- СПб: Детство-Пресс, 2000.- 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...
ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»
Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Сценарий "Край родной - Чувашский край"
Сценарий развлечения о Родном крае....
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."
Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...
Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"
Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...