Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников (консультация для педагогов)
материал
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов,
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует:
l накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками,
l развитию умений войти в детское общество,
l действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий :
1. Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения. Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить :
• мультимедийные презентации;
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
В инновационной проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.
Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
В некоторых случаях в ДОУ можно использовать мастерские. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.
Например:
Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии : архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.
Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т. д.
Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками в игровых центрах в группе.
Мастерская «Фермерское хозяйство» составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, включает в себя профессии : агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.
За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания :
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников : дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофры», «Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями произойдт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра и другое.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети есть и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет мне задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с воспитанниками разыгрывались такие спектакли, как «Путешествие сумки на колесах», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко».
Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска, зачем шахтеру каска с фонариком, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т. д.
Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Проектная деятельность
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.
В течение учебного года можно проводить работу над проектами с ранней профориентации дошкольников «Кто откроет мир ребенку» (профессия педагог) ; «Хлеб - всему голова» (профессии хлебороба) «Хочу все знать» (профессии по охране природы, «Все профессии важны» (профессии наших родителей, «Кто всех нас вылечит» (профессия врача) и т. д
Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий. Так же значительно углубит знания дошкольников о профессиях; увеличит самостоятельную активность дошкольников; разовьет у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.
Воспитание активных граждан общества - очень важно. Развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_ranney_p.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов,
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует:
- накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками,
- развитию умений войти в детское общество,
- действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий :
- Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
- Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения. Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить :
• мультимедийные презентации;
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
В инновационной проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.
Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
В некоторых случаях в ДОУ можно использовать мастерские. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.
Например:
Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии : архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.
Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т. д.
Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками в игровых центрах в группе.
Мастерская «Фермерское хозяйство» составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, включает в себя профессии : агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.
За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания :
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников : дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофры», «Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями произойдт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра и другое.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети есть и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет мне задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с воспитанниками разыгрывались такие спектакли, как «Путешествие сумки на колесах», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко».
Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска, зачем шахтеру каска с фонариком, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т. д.
Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Проектная деятельность
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.
В течение учебного года можно проводить работу над проектами с ранней профориентации дошкольников «Кто откроет мир ребенку» (профессия педагог) ; «Хлеб - всему голова» (профессии хлебороба) «Хочу все знать» (профессии по охране природы, «Все профессии важны» (профессии наших родителей, «Кто всех нас вылечит» (профессия врача) и т. д
Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий. Так же значительно углубит знания дошкольников о профессиях; увеличит самостоятельную активность дошкольников; разовьет у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.
Воспитание активных граждан общества - очень важно. Развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.
из опыта работы по ранней профориентации дошкольников...
Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"...
Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в ...
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Дл...
Семинар "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профессиональной ориентации...
"Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Технологии по профориентации дошкольников...