Ситуативный разговор как форма ознакомления дошкольников с краеведческим материалом
материал на тему
Деловая игра ориентирована на воспитателей, знакомящих воспитанников с историей, традициями и культарой родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_situativnyy_razgovor_kak_forma_oznakomleniya_s_rodnym_kraem.docx | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей по теме:
«Ситуативный разговор как форма ознакомления дошкольников с краеведческим материалом»
ЦЕЛЬ: обогащение практического опыта и отработка навыков проектирования образовательной деятельности, направленной на приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям родного края, воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
При организации образовательной деятельности педагоги ДОУ должны руководствоваться нормативно-правовыми документами и основной (или адаптированной) образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной педагогическом коллективом ДОУ. В образовательной программе отражается как часть, формируемая участниками образовательных отношений, образовательная деятельность педагога с воспитанниками, построенная на краеведческом материале. Это может быть как целенаправленная работа по ознакомлению с родным краем, городом, так и интеграция краеведческого материала в различные тематические блоки.
Педагогам важно правильно научиться отбирать программное содержание и форму работы в соответствии с уровнем развития воспитанников. При этом необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдает, слушает, иногда отвечает, но и активно действует. Это может быть как организованная образовательная деятельность педагога с детьми, так ситуативный разговор.
Ситуативный разговор – специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.
В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.
Я предлагаю вам сегодня обсудить эту форму работы с детьми (воспитатели работают в 3 командах, потом идет обсуждение).
Задание 1. Ситуативные разговоры могут возникать естественно, спонтанно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных, образовательных, развивающих задач. Предлагаю вам вспомнить из вашей педагогической деятельности возможные варианты спонтанно возникших ситуативных разговоров, которые вы использовали в воспитательно-образовательном процессе по теме «Люби и знай свой край» (команды в течение 3 минут заполняют таблицы, после чего обсуждение приведенных примеров).
Наименование режимного момента | Примерная тематика ситуативных разговоров (приведены примеры ответов) |
Прием детей и уход домой | Ситуативный разговор, о разных формах приветствия и прощания. Ситуативный разговор, об уважительном отношении к старшим. Ситуативный разговор о названиях улиц нашего города; выложить фотоинформацию «Достопримечательности моего города», а на прогулке предложить детям совершить «экскурсию» по городу Ситуативный разговор «Что вы видели по дороге в детский сад», Чтение стихотворений Н. Цвиревой, посвященных ДОУ Жемчужина, Солнышко, Колокольчик |
Умывание | Решение проблемной ситуации: «что, если не будет воды и мыла?» Чтение стихотворения Н. Цвиревой «Грязнуля» |
Прием пищи | Ситуативный разговор – «Что означает пословица (о хлебе) «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре». |
Подготовка к прогулке, возвращение с прогулки | Ситуативный разговор – что означает пословица «От безделья не бывает у казака веселья». |
Подготовка ко сну, дневной сон, подъем со сна. | |
Прогулка | Ситуативный разговор, какое доброе дело мы можем сделать для птиц нашего города. Фантазия на тему «Мой город в будущем» - предложить детям построить город будущего с его красивыми зданиями, проспектами. Создать условия для возникновения режиссёрской игры «Моя улица». Чтение стихотворений о природе, загадки Н. Цвиревой «Времена года» |
Задание 2. В старшем дошкольном возрасте может быть интегрирован краеведческий материал в специально планируемые педагогами мероприятия. Я привожу примеры, а вы называете, как можно эту ситуацию использовать:
- игры-викторины: «Из какой сказки эти предметы» (по кубанским сказкам);
- сюжетно-дидактическая игра «Магазин интересных вещей»;
- всем вам хорошо известны книги О.В. Дыбинов «Что было до… игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников», «Из чего сделаны предметы». Они помогут вам совершить «путешествия во времени», при этом Вы можете дополнить содержание и познакомить воспитанников с предметами кубанского быта:
путешествие в прошлое жилища (кубанская хата);
путешествие в прошлое утюга (рубель и др.);
путешествие в прошлое одежды;
путешествие в прошлое волшебной прялки;
путешествие в прошлое транспорта;
путешествие в прошлое посуды.
Задание 3. Приведите примеры интеграции краеведческого материала в образовательную деятельность в соответствии с комплексно-тематическим планирование:
Тема | Региональный компонент |
Времена года. (Лето, Осень, Зима, Весна). | Расширить представления об особенностях сезонных изменений в природе и климатических особенностях в Краснодарском крае. |
Деревья. Ягоды. | Сформировать представления о растениях, которые растут в Краснодарском крае. Закрепить знания названий деревьев, которые растут в нашем городе. |
Овощи. Фрукты. Сад-огород. | Закрепить и расширить обобщённые представления об овощах родного края, о сборе урожая, заготовка овощей на зиму. Закрепить и расширить обобщённые представления о фруктах родного края, о сборе урожая, заготовка фруктов на зиму. Расширять представления детей о людях разных профессий в Краснодарском крае. |
Одежда. Обувь. | Национальный костюм кубанского казачества. |
Зимующие птицы | Зимующие птицы нашего края. |
Дикие животные зимой. | Дикие животные нашего края. |
Дом. | Особенности жилища кубанского казака, городского жителя. |
Город. | Особенности и достопримечательности нашего города. |
Профессии | Расширять представления детей о людях профессий на транспорте, строительстве в нашем городе. |
Транспорт | Расширять представления детей о людях профессий на транспорте в нашем городе. |
Наша армия | Расширять представления детей о Российской армии знакомством с военными профессиями воинских частей города. |
Перелетные птицы. | Птицы, прилетающие в наши края. |
Насекомые. | Насекомые, характерные для нашей местности. |
Задание 4. Всем известно, что технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками образовательного и воспитательного процессов.
Предлагаю провести аукцион педагогических идей по использованию краеведческого материала в проектной деятельности. В течение 2 минут обсудите в командах, какие темы проектов можно предложить дошкольникам.
Примеры: «Живая природа Кубани», «Летнее путешествие по Кубани», «Использование регионального компонента в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Семейные традиции», «Лекарственные растения Кубани»
Задание 5. Я предлагаю вам сегодня обсудить программное содержание тематических блоков авторской программы «Краеведение для дошколят». В команде обсудите предложенное содержание тематического блока, и если что-то из предложенного материала на ваш взгляд не соответствует принципу возрастной доступности для дошкольников, то обоснуйте свое мнение (приложение).
Спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча поможет и дальше развивать взаимодействие с семьями на основе партнерства.
Приложение 1.
Примерное содержание тематических блоков
Блок 2. История и традиции моего народа. Без прошлого нет настоящего. | ||
Раздел 2.1. История возникновения города Ейска Днём основания города считается 19 августа 1848 года. С инициативой закладки нового порта выступил атаман Черноморского казачьего войска Григорий Рашпиль. Передовую идею поддержал князь М. С. Воронцов- наместник царя на Кавказе. Название Ейск является производным от реки Ея, которая протекает в данной местности и впадает в Ейский лиман. Роль морского порта в развитии города. Профессии жителей города – мещане, ремесленники, купцы. Строительство магазинов, пекарен, гостиниц, заводов (черепичных и кирпичных, рыбных и цементных), ветряных мельниц, амбаров. В 1911 году открылась Ейская железная дорога. С 1912 года в городе развивается курортное дело. Повышение культурного и образовательного уровня города: училища и гимназии. Устройство жилища городского жителя. | ||
Раздел 2.2. Быт и традиции казаков в станицах Ейского района История заселения Кубани, внутреннее убранстве кубанского жилища, история возникновения кубанского костюма. Жилища казаков: мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Великая и малая хата. Домашняя утварь. Основное занятие казаков - сельское хозяйство (выращивание пшеницы, ржи, проса, овса, гречихи, подсолнечника). Занятие казачек: прядение, ткачество. Кубанская кухня. Особенности костюма черноморского казака и казачки. Особенности местного говора станиц Ейского района. Праздники кубанских казаков: фольклор, обряды, народные игры. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками: Новый год, Рождество, День защитника отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства. | ||
Раздел 2.3. История защиты малой Родины Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны более 15 тысяч ейчан сражались на фронтах, защищая Родину. Памятники защитникам Отечества в Ейске: мемориальный комплекс «Защитникам Отечества», бронекатер «Ейский патриот», танк «Ейский колхозник» пр. Памятник Сергею Роману, герою, повторившему в боях за освобождение Белоруссии подвиг Александра Матросова. Празднование знаменательных дат. Почтение памяти погибших героев. Другие подвиги земляков (война в Афганистане, Чечне, ликвидация последствий Чернобыльской аварии). Представления об общих защитниках, которые были и есть сегодня: военные, полиция, спасатели и т.д. | ||
Блок 3. Природа родного края. | ||
Раздел 3.1. Особенности природы родного края Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Климатические особенности Краснодарского края. Времена года на Кубани. Природное окружение, фенологические особенности местной природы. Полезные ископаемые: газ, нерудные ископаемые: красная глина. | ||
Раздел 3.2. Растительный мир Ейского района Многообразие и специфика растительного мира Ейского района: деревья, кустарники, травянистые растения. Дикорастущие и культурные растения, их место обитания (луг, поле, сад, огород). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода.). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растительный мир парка им. И.М. Поддубного, парка им. М. Горького. Лес станицы Должанской. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Почему нужно бережно относится к растениям? Забота ейчан о растительном мире. Красная книга Кубани, ее значение, отдельные представители Красной книги. | ||
Раздел 3.3. Растительный мир детского сада Знакомство с растениями, которые растут рядом с детьми (в групповой комнате, в помещениях детского сада, на участке вокруг него). Разнообразие деревьев (тополь, береза, ель, яблоня, ива и другие), кустарники (боярышник, жасмин и др.). Деревья плодовые и декоративны. Разнообразие лекарственных травянистых растений одуванчик, ромашка, подорожник и др. Цветочно-декоративные растения детского сада: астра, бархатцы, тюльпаны, петунья и другие. Забота сотрудников и детей о растения. | ||
Раздел 3.4. Животный мир Ейского района Специфика животного мира Ейского района: звери (зайцы, лисы, ондатры, кабаны…); птицы (воробьи, грачи, вороны, скворцы, сороки, куропатки, фазаны, лебеди, чайки, бакланы, цапли, скопы….); насекомые (муравьи, стрекозы, осы, комары, шмели, бабочки….); земноводные (лягушки, змеи, ужи…). Дикие, домашние животные, их место (поле, луг, водоем, плавни, ферма) и условия обитания, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Красная книга Кубани, ее значение, отдельные представители Красной книги. Почему нужно заботиться о животных? Забота ейчан о животном мире. | ||
Раздел 3.5. Водное пространство Ейского района Ейский лиман — залив на северо-востоке Азовского моря, один из самых больших лиманов на Северном Кавказе. Ханское (Татарское) озеро и его лечебные сероводородные грязи. Плавни Ейского района и их обитатели (перепела, куропатки, беркуты, лысухи, лисы, зайцы, кабаны, барсуки). |
Блок 4. Мой город Ейск и Ейский район. |
Раздел 4.1. Представления детей о малой Родине: Ейский район Краснодарского края Ейский район – северо-западная зона Краснодарского края, расположен на Ейском полуострове, омывающемся водами Ейского лимана, Таганрогского залива и открытого Азовского моря. Ейский район граничит с Щербиновским, Каневским и Приморско-Ахтарским районами Краснодарского края. Символика Ейского района: герб, флаг. В Ейском районе 32 населённых пунктов в составе 1 городского и 10 сельских поселений. Населенные пункты Ейского района (станицы – Должанская, Камышеватская и т.д.). Промышленный комплекс района представлен следующими отраслями: машиностроение, промышленность строительных материалов, электроэнергетика, пищевая промышленность, легкая промышленность. Знакомство с трудовыми объектами города: 570 АРЗ, ОАО «Аттракцион», ЗАО «Приазовская Бавария», кирпичный завод «Приазовский», ООО «Югсталь», ОАО «Ейскхлеб» и др. Ейский район специализируется на выращивании зерновых (в основном пшеницы) и зернобобовых культур, подсолнечника, бахчевых культур и фруктов, добыче рыбы, производстве мяса и молока. На территории района расположены агрофирмы, крестьянско-фермерские хозяйства. Деловая и культурная жизнь района: дворец культуры, кинотеатр, художественная и музыкальная школы и прочее. |
Раздел 4.2. Мой родной город Ейск Ейск — курортный город Азовского побережья России, пятый по численности населения город Краснодарского края, административный центр Ейского района. Со дня основания является морским портом. Город расположен у основания Ейской косы, между Таганрогским заливом и Ейским лиманом Азовского моря. Название города происходит от реки Ея, впадающей в Ейский лиман. Как выглядит мой город: улицы, дома, природа. Чем он отличается от станицы? Места отдыха горожан: парки, скверы и пляжи. Достопримечательности города: мемориальный комплекс "Защитникам Ейска", бронекатер «Ейский патриот», памятный знак «200-летию переселения черноморского казачества на Кубань», памятник варенику, цветочные часы и пр. Представление о районе, в котором находится детский сад. Знакомство с другими районами города, их особенностями (памятные места, культурная жизнь и т.д.). Как ейчане заботятся о своем городе? Что должен знать каждый, чтобы родной город всегда был красивым? Празднование Дня рождения Ейска. |
Раздел 4.3. Знаменитые люди, прославившие Ейск С ейской землёй связаны имена многих известных людей: одни здесь родились и жили, другие учились и работали. Шестикратный чемпион мира по классической борьбе Иван Поддубный, дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин, профессор Академии художеств Дмитрий Митрохин, заслуженный архитектор России Борис Тхор, народные артисты СССР Сергей Бондарчуки и Нонна Мордюкова, профессор, первый вице-президент Академии горных наук Евгений Котенко. Ейск называют городом лётчиков. Более 75 лет здесь находилось высшее военное авиационное училище имени В. Комарова. 252 его выпускника удостоены звания Героя Советского Союза, 30 награждены Золотой Звездой Героя России. В их числе Анатолий Ляпидевский — первый Герой Советского Союза, летчики-космонавты Павел Беляев, Георгий Шонин, Владимир Джанибеков, Геннадий Падалка, Юрий Онуфриенко, гражданин Кубы Арнольд Тамайо. Местные умельцы, художники, поэты, музыканты. |
Раздел 4.4. Наш детский сад Наш детский сад, название детского сада, его гимн и герб. Знакомство с территорией, помещениями и сотрудниками детского сада. Чем занимаются дети в детском саду? Права и обязанности детей. Наша группа, название группы. Правила общения с детьми. Мои друзья. Играем вместе. Мои любимые игры. |
Раздел 4.5. Трудовая деятельность жителей Ейского района и Ейска Профессии людей. Социально-экономические особенности малой родины. Знакомство с трудовыми объектами города и района: хлебозавод, порт, пекарни, элеватор, кирпичный завод, колбасные и кондитерские цеха, швейная и мебельная фабрики. Общее представление об основных профессиях жителей Ейского района и Ейска: труд хлеборобов, механизаторов, животноводов, растениеводов, моряков, строителей, рабочих. Разнообразие профессиональное деятельности ейчан. Сфера обслуживания (учитель, воспитатель, библиотекарь, продавец, парикмахер), сфера здравоохранения (врач, медсестра, фармацевт). Труд людей транспортных профессий, труд строителей и прочее. Знакомство детей с трудовой деятельностью родителей. |
Раздел 4.6. Труд растениеводов и животноводов Основным видом деятельности людей в Краснодарском крае является сельское хозяйство. Кубань является важным сельскохозяйственным регионом страны. Труд людей связан с растениеводством: полеводством, овощеводством, плодоводством, цветоводством, животноводством. Растениеводство в Ейском районе: полеводство, садоводство, овощеводство. Деятельность отрасли: производство зерна, маслосемян, сахарной свеклы, кормов, овощей и фруктов. Труд растениеводов в период весеннее-летних работ. Сев зерновых культур. Посадка овощей, фруктов. Полив посевов. Обработка сада. Применение сельскохозяйственной авиации (использование минеральных удобрений и других средств защиты). Летнее-осенние виды работы овощеводов. Специфика уборки огорода. Труд комбайнеров, водителей уборочных машин. Погрузка и хранение зерна. Забота о земле-кормилице. Празднование дня урожая. Животноводство в Ейском районе. Основные отрасли животноводства: производство молока и мяса. Специфика трудовой деятельности на свиноводческой ферме, птицеферме, молочно-товарной ферме. Заготовка кормов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы педагога по формированию чувства Родины у дошкольников (на краеведческом материале)
Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих...
Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)
Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...
Консультация "Нетрадиционные формы ознакомления дошкольников с миром природы"
Выступление из опыта работы...
Консультация для педагогов «Моделирование, как форма, ознакомления дошкольников с природой»
Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется при ознакомлении дошкольников с природой....
Презентация "Виртуальная экскурсия как форма ознакомления дошкольников с родным городом"
В данной презентации предоставлен материал об использовании виртуальной экскурсии как форме ознакомления дошкольников с окружающим миром не выходя за пределы детского сада...
Выступление на ГМО на тему"Встречи с интересными людьми" как одна из форм ознакомления дошкольников с профессиями родителей.
На городском методическом объединении я рассказала об еще одной нашей хорошей традиции. Родители деток приходят и рассказывают о соих профессиях и увлечениях.Это очень интересная форма раб...
Методическая разработка дидактического пособия по формированию психологической базы речи у дошкольников на краеведческом материале «Родной свой край люби и знай!»
Методическая разработка дидактического пособия «Родной свой край люби и знай» посвящена вопросам формирования психологической базы речи дошкольников на основе краеведческого материал...