Консультация для педагогов «Моделирование, как форма, ознакомления дошкольников с природой»
консультация по окружающему миру

Лапина Наталья Владимировна

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется при ознакомлении дошкольников с природой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx16.86 КБ
Файл modelirovanie.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Моделирование, как форма, ознакомления дошкольников  с природой»

(консультация для педагогов)

        

                                                                               Воспитатель: Лапина Н.В.

                                                                         

2019 год

Моделирование, как форма, ознакомления дошкольников

 с природой

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа  предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение  детьми элементарными понятиями, такими, как: «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию)  моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях  и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает  возможность  создать образ  наиболее  существенных I-сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном У случае. е"

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, их форма, характер поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с природой наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:

1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).

5. Осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких, как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Литература.

Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т . Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад « Солнышко» Лапина Наталья Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 2

Образовательная область "Познавательное развитие", заявленная ФГОС ДО, предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой. Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или в целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.

Слайд 3

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Слайд 5

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с природой наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному, а затем и к самостоятельному моделированию.

Слайд 6

Этапы обучения моделированию: 1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. 2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки. 3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трёх-четырёх. 4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков. 5. Осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких как: «живое», «неживое», «растения», «птицы», «домашние животные», «звери» и т.д.

Слайд 7

Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формы ознакомления с природой"

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы)....

Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем»

Содержание консультации раскрывает формы и методы работы с детьми по ознакомлению с родным краем...

Консультация для педагогов " Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"

Консультация " Экскурсия как средство ознакомления детей с природой"...

Консультация для педагогов «Моделирование, как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.Что же такое моделирование? В чем особенность и значение моделирования? Сущность метода моделирования. Закономерности форм...

Консультация для педагогов "Методы и формы ознакомления детей с природой"

Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них- ознакомление с природой....

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...

Консультация для педагогов " Использование загадок при ознакомлении детей с окружающей природой"

Консультация для педагогов " Использование загадок при ознакомлении детей с окружающей природой"...