«Детям о родном крае!»
консультация (старшая группа) на тему
Воспитание нравственности, чувство патриотизма у детей начинается с самого малого, доступного и знакомого: с привития интереса и любви к малой Родине, тому месту, где малыш родился, где прошло его детство, где он рос, окружённый заботой и вниманием.
В детском саду дети впервые знакомятся с родным краем. Для того, чтобы обеспечить преемственность в работе от группы к группе, воспитателю требуется необходимая подготовка:
Изучение краеведческой литературы
Изучение методических рекомендаций
Знакомство с памятниками истории и архитектуры, путеводителями по данной проблеме
Оформление коллекций значков, серии открыток, альбомов с видами города и края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detyam_o_rodnom_krae.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Переверзева О.А.
воспитатель МОУ «Начальная школа п. Новосадовый»
«Детям о родном крае!»
Белгородчина наша родная!
Ты на радость и счастье расти,
Есть, возможно, уголок красивее,
Только ближе мне и сердцу-ты!
Воспитание нравственности, чувство патриотизма у детей начинается с самого малого, доступного и знакомого: с привития интереса и любви к малой Родине, тому месту, где малыш родился, где прошло его детство, где он рос, окружённый заботой и вниманием.
В детском саду дети впервые знакомятся с родным краем в младших группах. Для того, чтобы обеспечить преемственность в работе от группы к группе, воспитателю требуется необходимая подготовка:
Изучение краеведческой литературы
Изучение методических рекомендаций
Знакомство с памятниками истории и архитектуры, путеводителями по данной проблеме
Оформление коллекций значков, серии открыток, альбомов с видами города и края.
Для начала педагогу следует определить примерные темы по ознакомлению с родным краем и городом. Например:
• «Историческое и культурное прошлое Белгородчины»
• «Город первого салюта»
• «Родное Белогорье славим трудом»
• «Сердечная радость - моя Белгородчина»
• «Гордость земли Белгородской»
Содержание работы по ознакомлению с родным краем:
2 младшая группа
Детей знакомят с улицей, на которой расположен детский сад, учат наблюдать красочно оформленные здания в праздничные дни, вызывая тем самым отклик на красоту окружающего мира.
Средняя группа
Дети знают и называют город, в котором они живут, улицу, на которой расположен детский сад. Дети узнают, как благоустраивается город (строительство новых домов, закладка парков). На основе этого воспитывается любовь к родным местам, малой Родине.
Старшая группа
Дети в доступной форме узнают о некоторых особенностях природы, хозяйства, народно-прикладного искусства. Их продолжают знакомить с достопримечательностями города, с названиями нескольких улиц, носящих имена великих людей. У детей формируют представления о том, как в годы ВОВ храбро сражались воины-белгородцы и защищали страну от врагов.
Подготовительная группа
На основе расширенных знаний об окружающем воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю; уточнять представления детей о родном городе, в котором они живут, его историческом прошлом и настоящем. Расширять представления о некоторых видах труда в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте с учётом местных условий. Познакомить с произведениями живописи художников –белгородцев: С. Косенковым, Г. И. Гритчиным, А. П. Мамонтовым. Поэтами: В. Молчановым, И. Чернухиным: детским писателем – Е. Дубровиным.
История Белгородской области богата народными промыслами. Для детей ближе и доступнее всего будет ознакомить с Борисовскими керамическими изделиями: вазы, кувшины, глиняные куклы и др.
В работе с детьми необходимо использовать различные методы и приёмы: игровой, художественное слово, рассказ воспитателя, беседы с детьми, целевые прогулки, экскурсии, вечера досуга, вопросы-задания, тематические выставки.
В старших и подготовительных группах в рамках развивающей среды имеет место уголок краеведения, в котором представлены материалы по геральдике, наборы цветных открыток, художественная литература, альбомы на различные темы, изделия художественных промыслов региона, коллекция значков и др.
Некоторые знания о родном крае дети получают на занятиях познавательного цикла, но основную часть мероприятий необходимо проводить в свободное от занятий время. Старших дошкольников знакомят с прошлым нашего края с рассказа о появлении крепости у Белой горы, для отражения нападения врагов у южных границ государства. Дети узнают о труде жителей, первых строителей города, о его жизни в годы ВОВ, в довоенное и послевоенное время. В день освобождения Белгорода от немецко-фашистких захватчиков и накануне Дня победы – 9 мая, с детьми проводят серию экскурсий к Вечному огню на соборной площади города, к памятникам боевой славы: танкисту Попову, генералу армии Апанасенко, к стеле погибшим выпускникам школы № 35, рассказывая о земляках, погибшим на фронтах ВОВ, о том, что многие из них стали героями.
Чтобы дети представляли сколько труда вложили белгородцы в восстановление разрушенного города в годы войны, необходимо познакомить их с фотоматериалами последних лет. Закрепление знаний, получение новых впечатлений по ознакомлению с достопримечательностями родного города, дети получают в ходе экскурсий и целевых прогулок в музеи, кинотеатры, библиотеки, на площади и улицы, предприятия, Диараму. Всё это способствует у них воспитанию чувства гордости за свою родину, свой народ.
В работе с детьми по ознакомлению с родным краем помогут тематические выставки:
• «По дорожке Белгородской истории»
• «Сердечная радость, моя Белгородчина»
• «Белгород – город трудовой и воинской славы»
• «Белгородчина-вдохновение моё» (о художнике С. Косенкове)
• «В суровые годы войны»
• «Храмы нового времени»
• «Знаменитые земляки – белгородцы»
Тематические выставки знакомят детей с памятниками, достопримечательностями города, которых они не видели. Дети должны знать, что названия улиц города говорит о многом. Присваивая им имена известных людей, белгородцы выражают своё безграничное уважение к их жизни, хранят в памяти их незабываемые имена: улицы Трубецкого, Чумичёва, проспект Ватутина, Конева и др.
Знакомство с нашим родным краем невозможно без ознакомления детей с природой региона, с растениями и животными, а так же заповедниками «Лес на Ворскле», «Бекарюковский бор», «Ямская степь».
В ознакомлении детей с родным краем необходимо использовать стихи поэтов-белгородцев: И. Чернухина, В Молчанова, Е. Дубровского; работы заслуженного художника России С. Косенкова, фотоработы В. Собровина, А. Гринякина, В. Бочкарёва.
В закреплении знаний о родном крае у детей, необходима преемственность детского сада и семьи. Родители получают советы и рекомендации о совместных прогулках с детьми по городу в выходные дни, советы по содержанию вопросов детям:
Где работают твои родители, чем они заняты на работе?
Назови свой домашний адрес?
У каких памятных мест ты был с родителями, расскажи об увиденном?
Так же можно дать детям задание на дом: принести фотоматериал для выставки «Наш Белгородский край», рассказать, что изображено на фото.
Полученные знания о родном крае, городе, необходимо закрепить в рисунках на самые разнообразные темы:
«Памятные места города»
«Моя улица»
«У бабушки в деревне»
«Праздничный салют»
А также в играх детей.
Список литературы:
1. Б. Осыков. Белгородский алфавит. Краткий справочник, Воронеж, 1990
2. А. Крупенков. Старый Белгород. Белгорд, 1992
3. В. Собровин, А. Лукьянов. Земля Российского подвига. Белгород, 1995
4. Я. Яровой. Я с тобой, моя Россия. Белгород, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ознакомлению детей с родным краем
Наш край, и даже наше село имеет свою историю, из которой складывается история нашей Родины. А чем лучше ребенок будет знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и яснее п...
Программа ознакомления детей с родным краем детей дошкольного вораста "Урал - опорный край державы"
Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). Усвоение детьми такого рода взаимосвя...
Консультация для родителей (законных представитей) детей средней группы. тема:Знакомим детей с родным краем»
расширить представления родителейиоб одной из форм нравственно-патриотического воспитания:знакомство с родным краем.Заинтерисовать родителей в изучении родного края....
Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".
Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...
ОТЧЕТ о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям "Природа родного края. Реки".
quot;Природа родного края. Реки"...
Конспект ОД по ознакомлению детей с родным краем «Природа нашего края» (средняя группа)
Конспект занятия...
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера
Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера. Занятие провели в рамка...