«Использование этнографического материала родного края, как средство формирования знаний о народных традициях с детьми 4-5 лет»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Народные традиции стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время современный ребенок живет в динамичном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады, где транслируются различные социокультурные и жизненные ценности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида
Петроградского района Санкт- Петербурга
Тема исследовательского проекта
«Использование этнографического материала родного края, как средство формирования знаний о народных традициях с детьми 4-5 лет»
Выполнила:
Бранчугова Галина Васильевна
2018г
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа по теме «Использование этнографического материала родного края, как средство формирования знаний о народных традициях с детьми 4-5 лет» посвящена следующей проблеме: воспитатели дошкольного учреждения сегодня сталкиваются с все более возрастающей неоднородностью своих воспитанников. Мне в своей педагогической работе пришлось столкнуться с такой же проблемой- в одной группе соседствуют дети с различным уровнем владения речью и воспитанности и разных национальностей. Я задумывалась, как мне построить свою работу, ведь от воспитателя дошкольного учреждения зависит начальная стадия знакомства с традициями, передача духовных ценностей, характера взаимоотношений между детьми, от которых будут зависеть их дальнейшие установки. заключается в воспитании культурной , творческой личности, умеющей найти свое место в сложной , постоянно меняющейся действительности. Санкт-Петербург – развивающийся город с особой историей и традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий. Детский сад №70 находится в историческом центре города, что дает огромную возможность для приобщения детей к культурному наследию и нравственно-патриотическому воспитанию.
Актуальность
Народные традиции стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время современный ребенок живет в динамичном мире, где соседствуют разнообразные религии и жизненные уклады, где транслируются различные социокультурные и жизненные ценности.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме
«Задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путем повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности»[1]
«Но если бы не было начала, то не было бы и пути. И очень важно всегда помнить о начале. Нужно помнить о своих родителях, которые дали нам жизнь, нужно помнить о своем собственном начале, о своем детстве, возрастании, нужно помнить и знать историю своей страны и культуры, которая определяет нашу самоидентификацию. Мы сознаем себя народом, единым целым, тогда, когда мы скреплены в первую очередь общностью языка, культуры, общими нравственными и духовными ценностями. Вот это и есть базис, это и есть фундамент, на котором развивается и строится здание человеческой жизни. Все остальное вторично. И наука, и искусство — все происходит от этого фундамента».[2]
Детский фольклор — область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Духовно-нравственное воспитание особенно важно для дошкольников. Именно в этом возрасте закладываются важнейшие понятия о принадлежности ребенка к своему народу, прививается любовь к Родине. Одно из самых важных личностных качеств, которые следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух. Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Новизна
Детский фольклор очень вариативен. Пожалуй, нет такой области детского развития, в которой использование фольклора было бы неуместно. Развитие речи, формирование целостности картины мира, музыкальное воспитание, физическое воспитание — использование детского фольклора в образовательном процессе помогает детям легче усваивать материал, одновременно выполняя важнейшую задачу по формированию полноценной личности ребенка.
Цель работы:
Основная цель работы — доказать, что использование этнографических материалов родного края способствует формированию народных традиций, с детьми 4-5 лет.
Задачи:
- Изучить понятие о формирование знаний о народных традициях у детей 4-5 лет.
- Дать понятие об этнографическом материале родного края
- Определить условие формирования знаний народных традиций у детей 4-5 лет.
4. Выявить знания о народных традициях.
5.Разработать систему занятий этнографического материала родного края.
6.Вывод.
7. Список использованной литературы
1. Изучить понятие о формирование знаний о народных традициях у детей 4-5 лет
Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности» гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям» творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Достаточно развитое воображение позволяет ребёнку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются впервые проявления творческого отношения к действительности». Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.
Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный.
А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Стимулирование творческой активности каждого ребенка. Активное практическое освоение главных форм фольклора ( игры, декламации, пения, движения, моделирование сказок ), стремление к максимальному раскрытию индивидуальных свойств и качеств личности ребенка в условиях коллективной работы. Развитие и активизация речи детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, песен, сказок) .
Мы уделяем много времени в группе- работе с книгой. Трудно представить детство без сказок. Сначала «Репка» и «Курочка ряба», потом «Колобок», «Теремок», «Гуси лебеди»…Целый сказочный мир! Сказки рассказывают о добре и зле, учат любить и сочувствовать героям, изживать страхи . Поэтому так важно не только читать их детям, но и проживать вмести с ними сказочные сюжеты, обсуждать поступки героев. Вот и мы в группе рассматриваем книжки- самоделки по любимым сказкам детей, которые смастерили мама и папа вместе с ребенком. Дети с радостью рассказывали, как они раскрашивали и дорисовывали, клеили картинки вместе с родителями, придумывали свои сюжеты, фантазировали, находили сходства и различия. А главное, проигрывая сюжеты известных сказок, дети учатся жить и строить отношения с окружающим миро, у детей развивается речь, воображение, внимание и творческие способности. Книга – источник формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.Учимся составлять свои истории Придумываем сказки из геометрических фигур Придумываем сказки из природного и бросового материала , используем знания из фольклора ,народных песен…,берем знания из окружающего природного мира. Забавная идея может превратиться в озорную игру, во время обычной прогулки. Собираем камешки, листики веточки, всё ,что попадётся под руку и творим! Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. В народных русских сказках и былинах недаром упоминался дуб-богатырь, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба. Положительных сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека- кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилось вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе. В народных песнях и сказках часто упоминалась береза. Хороши берёзовые рощи. Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями. Берёза всегда сопутствовала русскому человеку. Она стала символом России. В своей педагогической работе, я уделяю особое внимание ознакомлению детей с народной игрушкой. Народная игрушка – своеобразный эталон русского искусства, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Русская матрешка - наиболее известная народная игрушка. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.
Посиделки у самовара являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения. Во время общения с детьми и родителями мы узнали, что у многих на даче есть самовар, были рассмотрены семейные фотографии с посиделками у самовара разных видов, форм, объемов, росписей. Для того чтобы накипятить воду в самоваре, её брали из ключа и вместе с родителями устраивали семейное чаепитие с пирогами и сладостями.
. Самовар – это доброе русское гостеприимство, теплое и сердечное чаепитие в кругу друзей и родных. А пироги на русском столе всегда занимали почетное место это поистине национальное хлебное изделие, которое дошло до нас из глубокой древности. «Не красна изба углами, а красна пирогами» -так говорит русская пословица.
Пословицы – жанр фольклора, отражающий духовное состояние простых людей из народа, несущий накопленные ими знания.
2. Дать понятие об этнографическом материале родного края
Ключевые понятия для нашего исследования – это этнография.
На официальном сайте Выкидалка.Ру[3] мы нашли следующее определение термина «Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт.
Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение. Народами в этнографии называют группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта и осознающих свое культурно-бытовое единство. Люди, относящиеся к одному народу, проживают совместно на одной территории или отдельными группами среди других народов. Каждый народ создает культуру и формы быта, которые являются составной частью мировой культуры. Под культурой в этнографии понимается все то, что создано руками и умом человека. Культуру каждого народа подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: орудия труда, хозяйственные постройки, средства передвижения, жилище, одежду, украшения, предметы домашнего быта; т.е. все что сделано руками людей. В понятие «духовная культура» включают народные знания, народное творчество, религиозные верования, т.е. всевозможные порождения умственной деятельности людей. Бытом в этнографии называют устоявшиеся формы общественной и личной жизни людей. Каждый народ имеет своеобразные черты как в материальной и духовной культуре, так и в быту. Изучение культуры и быта народов есть главная задача этнографической науки.[4]
Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.[5]
3. Определить условие формирования знаний народных традиций у детей 4-5 лет.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. В нашей группе огромное место отводится этой проблеме. Для эффективной работы по формированию этнокультурного сознания и поведения у детей необходимо расширять знания, связанные с историей, традициями и обычаями разных народов мира и России. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений. В рамках проекта был создан уголок русской старины. Воссозданные реальные предметы народного быта и интерьера (лавки, печь, кровать, сундук, самовары, прялка, игровые персонажи из фольклорных произведений и др.) Декоративно-прикладное творчество и народные игрушки. Собрана коллекция матрешек, дымковской игрушки, хохломской посуды. Русские народные костюмы: сарафаны, рубахи, кокошники, веночки. Традиционные русские инструменты: балалайка, бубен, бубенец, гусли, колотушка, свирель, свистулька, трещотка. Произведения устного народного творчества (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок ).
4. Выявить знания о народных традициях.
№ п/п | Использование в активной речи потешки, считалки, загадки | Умение играть в русские народные игры, используя считалки | Имеют запас знаний русских народных сказок и сказочных героев | Знание русского костюма | Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности | Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества | Знание названий и назначений предметов быта | Анализ продуктов деятельности (рисунки, аппликации, лепка). | ИТОГО | |||||||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |||
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | |
2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – соответствует возрасту;
3 балла – высокий
Результат проведенной работы за 2017 – 2018 учебный год.
Результат проведенной работы за 2017 – 2018 учебный год. Был проведен мониторинг на основе метода наблюдения. Замечены положительные тенденции в воспитании познавательного интереса к культуре русского народа, активное участие в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках. Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества. Дети овладели знаниями о предметах народного быта. Стали употреблять в общении со сверстниками заклички, считалочки, потешеки, пословицы. Результаты проведенной работы подтвердили эффективность используемых форм, методов, и приемов в воспитании дошкольников в национальных традициях. В результате детскими работами оформляются выставки, украшается музыкальный зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий. Совместно с родителями проводятся выставки работ декоративно-прикладного искусства: игрушек, вязания, поделок из природного материала.
5.Разработать систему занятий этнографического материала родного края
Тема | Содержание | |
Сентябрь | «Самовар — воды кипящей волшебство» | Знакомство с традициями чаепитие. Познакомить детей с самоваром, его внешним видом. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе Использование: чтение стихов: Д. Хармс – «Иван Иваныч самовар», С. Козлов «Чаёк», С. Есенин «Вот уж вечер», «Роса», стихи о березе авторов: Надежды Субботиной М. М, сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Беседа о природных явлениях и объектах автора Шорыгиной Т. А. «Луг». Прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций картин художников: Калинина М. А. - «Натюрморт с самоваром и цветами», Жданова В. Ю. - «Утро в июле», картинок полевых цветов. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «Посудная лавка». Умение использовать в работе следующую технику: бросовый материал, аппликация из рваной бумаги, постройки из геометрических фигур. |
«Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра « Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел» | |
Октябрь | «Русская красавица Матрёшка» | Знакомить детей с русским народным костюмом, через куклу Дуняшу. Развивать сенсорную моторику. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке- матрёшке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Закреплять названия частей одежды (рукава, воротник, низ изделия) и деталей (пуговицы, застёжка, знакомство с новыми словами (сарафан, тесьма,). закрепить количественный и порядковый счет в пределах 4. Формировать умение различать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, основные цвета. Познакомить с геометрической фигурой – прямоугольник. |
« У бабушке в деревне» | Знакомство детей с домашними животными коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | |
« Бычок -черный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок черный бочок, белые копытца» | |
Ноябрь | Спортивный досуг ко Дню матери | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок . Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок омаме. |
«ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» | Знакомство с предметами обихода, посуда с хохломской росписью | |
Декабрь | «Серебряное копытце» | Знакомство со сказкой «Серебряное копытце» |
«Новогоднее приглашение» | Познакомить с традициями праздника Новый год | |
Январь | «Чудесный сундучок» | Дидактическая игра « Кто спрятался?» ( отгадывание загадок о домашних животных) Повторение потешек о домашних животных |
«Чудесный сундучок | Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представление о народной игрушке- матрёшке. Воспитывать любовь и бережное отношение к природ | |
Февраль | А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане...». | Знакомство со сказкой Драматизация отрывков сказки А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане...». |
Спортивный праздник «Мы богатыри Земли Русской» | Рассказ о воинах- защитниках Отечества. | |
«Масленица дорогая -наша гостьюшка годовая» | Рассказ о Масленице Игра-забава «Валенок», «Катание на санках», Песня хоровод «Кострома моя костромушка», Хороводная игра «Блинок» Эстафета «Перенеси блины» Хороводная игра «Я по улице хожу и в окошечко гляжу», «Золотые ворота», « Ручеек» | |
Март | «ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА» | Знакомство с традициями народных гуляний. Хороводные игры. Пение частушек |
«Весна, весна пойди сюда» | Пение закличек о весне, пословиц о весне | |
Апрель | Русская свистулька | Рассказ о глиняной свистульке. лепка свистулек |
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах посев с детьми семян. | |
Май | «Победа в воздухе не вьется, а руками дается» | Рассказ о воинах- защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора» |
«Гуси -лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси лебеди» драматизация по сказке |
6. Вывод
Наша Родина – это наша страна, наша земля, наша Россия, в которой мы живем. Это ее поля и леса, горы и реки, ее города, деревни, поселки. Это люди, населяющие уголки родной земли.
В народных изречениях показано, что сплочённая нация – сила, способная противостоять внешним угрозам, внутренним конфликтам, экономическим и политическим кризисам. Только объединив свои усилия, люди могут выстоять в тяжёлых испытаниях: «Когда народ един, он непобедим»
Фольклор необходим в моей работе, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.
А это и играет значительную роль в получении новых знаний и развитию познавательной потребности у детей. Помогает понять быт и традиции других национальностей, что укрепляет дружбу всех народов нашей многонациональной Родины.
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. Паритет 2011- 152с. |
Алексеева О. Н. Детям о народных промыслах России Паритет 2017.- 96 с. |
Астахова Н.В. Во поле береза стояла. Русские народные песни Белый город 2009.- 48с. |
Астахова Н.В. Ехал Грека через реку Белый город 2009 .- 48с |
Астахова Н.В. Радуга-дуга. Календарные песни, заклички, игры Белый город 2010.- 48 с. |
Астахова Н.В. Солнышко-колоколнышко. Потешки, песенки, стихи Белый город 2010.- 48 с. |
Астахова Н.В. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки Белый город 2013.- 48 с. |
Астахова Н.В. У медведя во бору. Потешки, игры, песенки о животных Белый город 2010.- 48с |
Бажов П.П. Серебряное копытце Книжная лаборатория, Акварель, Дом печати издательства Книготорговли "Капитал" 2017.- 56 с. |
Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Детство-Пресс 2013.- 352 с. |
Ботякова О.А. Картотека предметных картинок. Традиционный костюм в культуре народов России. Ч. 2. Вып. 20. 2014 |
Горожанина С.В. Русская матрешка Интербук-бизнес 2012.- 208 с. |
Козлов С.Г. Я построил дом с трубою Азбука-Аттикус, Machaon 2012.- 34с. |
Куприна А.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А. Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство-Пресс 2015.- 304 с. |
Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. Детство-Пресс 2017- 304с. |
Науменко Г.М. Казаки –разбойники и палочка-выручалочка. Печатная слобода, Воскресный день, Белый город 2016.- 144с. |
Пугачова Н.В., Есаулова Н.А.,Потапова Н.Н. Календарно обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Педагогическое общество России 2007-144 с. |
Пузыренко М.А. ФесюковаЛ.Б. В мире мудрых пословиц Ранок 2007- 28 с. |
Хармс Д.И. Иван Иваныч Самовар Стрекоза 2016.- 16 с. |
Хорошая Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду Букинистическое издание 1984.- 112с. |
Шайдурова Н.В. Картотека предметных картинок. Выпуск 12. Народные промыслы Детство-Пресс 2011.- 26с. |
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие Детство-Пресс 2015.- 184 с. |
Приложение I.
Конспект занятия для детей 4–5 лет
«Новогоднее приглашение»
Цели: познакомить с традициями праздника Новый год, учить описывать елочные игрушки, соблюдать соотношение деталей предмета по величине; развивать внимание и мышление.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, чтение сказки «Маша и медведь». Умение использовать в работе следующую технику: бросовый материал, постройки из геометрических фигур, работа с схемами танграма
Оборудование: музыка Франц Шуберт – «Serenade», песенка про варенье из мультфильма «Маша и Медведь», Иван Дорн – «Песня про Ёлочку», березка из бисера, заготовки билетов, вязаная елочка с игрушками, бросовый материал, ширма, кукла медведя, кукла Маши, загадки про театр, пять листов из фетра, геометрические фигуры «Танграм».
Ход занятия:
Звучит музыка: Франц Шуберт –« Serenade»
Воспитатель
- Здравствуйте, мои дорогие любители сказок- Я знаю, что вы очень любите сказки смотреть и слушать, играете с театральными куклами . Это правда? (ответы детей). Какие вы молодцы! Воспитатель раздаёт билеты детям и просит занять свои места
Воспитатель ставит на стол ширму и декорации к сказке
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие декорации!
Около большой березы стоит домик Маши, а если посмотреть в окошко, то мы увидим…
Открывается занавес, появляется кукла Маша.
Звучит музыка, Маша поет!
-«Тут у нас столпотворенье.
Это я столпотворю.
Это варится варенье,
То есть я его варю.
Что на грядке уродится,
Что на дереве растёт -
Всё для дела пригодится
И в варенье попадёт
Наберу-ка кореньев,
Сыроежек натащу,
Даже шишечным вареньем
Я медведя угощу.
Ох, сегодня настроение
У меня варенное.
Ты варись мое варенье
Необыкновенное.»
Маша еще летом готовилась к встрече Нового года. Ведь в Новый год Маше исполнится пять лет. Маша варила варенья для своего дня рожденья. Она взяла четыре больших кастрюли в одну она положила корешки, в другую шишки, в третью фрукты, в четвертую грибы. Положила сахар, добавила ключевую воду.
– Сколько банок варенья получится?
– Какие фрукты вы знаете?
– Где растут овощи?
– Что можно из овощей приготовить?
– Что можно из фруктов приготовить?
(ответы детей)
Маша пригласила в гости медведя. А, что такое Новый год? Это веселье, вкусный мёд, радость.
Все лето до поздней осени медведь ел ягоды: чернику, голубику, малину, землянику и конечно он ел много дикого меда. Маша с Мишкой любили кататься на роликах, купаться в озере, плавать на лодке.
Маша сделала подарок, она сшила рубаху и разукрасила узорами, ведь на Новый год всегда принято дарить подарки. Настала холодная зима, солнце светит, но не греет, вода в озере превратилась в лед
Праздников у нас в стране много. Близится конец декабря. Какой у нас праздник в декабре? На Новый год елку украшают разными игрушками. Посмотрите на елку, которую украсила Маша. Какие игрушки есть на елке? Какой формы эти игрушки? В какую сторону «летит » самолет? Кто стоит за елочкой? Кто стоит перед елкой? Кто слева от елки? Где сидит синичка?
Воспитатель показывает елочные игрушки различной формы и из разного материала. Дети описывают игрушки, затем называют, какие елочные игрушки у них есть дома.
Побежала Маша за гостем, но медведь лег в спячку до весны, берлогу засыпало снегом, из берлоги идет пар. Теперь Маша грустит без своего друга. Кто же придет на Новый год к Маше?
Дети говорят Маше, что они бы хотели прийти на Новый год.
Воспитатель говорит нужно сделать подарок книгу спеть новогоднюю песню, но сначала поиграем
Проводится пальчиковая игра: Круглый год (Е. Борисова).
Круглый год, круглый год! За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого ни спросим – Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. | (Сжать в кулачок пальцы правой руки и вращать большим пальцем.) (Поочередно соединять большой палец с остальными (на каждое время года). Повторить другой рукой.) |
Беседа по вопросам:
– Кого пригласила Маша на свой день рождения?
– С каким праздником совпал день рождения Маши?
– Какой приближался праздник?
– Вам нравится праздник Новый год? Почему?
– Чем наряжала Маша елку?
– Почему Маша была расстроена?
А теперь задание!
Воспитанникам раздается материал: лист фетра и заготовки геометрических фигур. На каждой странице есть подсказка образец танграм -заготовка фигурки из фетра, дети продолжают выкладывать из геометрических фигур свою историю сказки. По окончанию работы дети описывают свои подарки .
Теперь пойдёмте скорей одевайтесь потеплей встаем на лыжи и отправляемся к Маше.
Звучит музыка: Иван Дорн – «Песня про Ёлочку»
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…
Ответ: Аплодисменты
Приложение II.
ЯРМАРКА
Подготовка: подбор записей русских народных мелодий: «Коробейники» «Кадриль», «Барыня», музыку м/ф «Буренка из Масленкина», песня про Матрёшечек” Детская вокальная группа Теремок (сл и муз. Ирины Конвенан, Танец ГОЛОДНЫЕ МЫШКИ – Мятное королевство, Русские народные танцы – "Барыня сбор иллюстрированного материала: (разнообразные матрёшки, фотографии, репродукции).
Костюмы: (Петрушки, гусаров, коровы, поваров, кота, 2-х мышек, сарафаны кокошники)
Оформление Зал украшен в русском стиле, в центре зала стоят ярмарочные лавки.
Под аудиозапись. Коробейники (пляска)
Г. Бабынин, Ф. Щербина, Ф. Грязное, П. Делибоженко
входят ребята парами: девочка –мальчик, идут по кругу зала, музыка заканчивается дети садятся на стульчики.
Ведущий. Гости дорогие! Товар готов! Ярмарка ждет вас!
Петрушка. Подходи посмотрите, что у нас есть на ярмарке, сколько товара разного Дымковская игрушка:, Богородска игрушка, Павлопосадские платки Тульский пряник
А вот лавка веселая буренка
.Ведущая Здесь и молоко, сметана, творог, простокваша, кефир и йогурт.
Буренка танцует под музыку м/ф «Буренка из Масленкина» – Песня Буренки
Дети читаю потешки
1.
Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем.
2.
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешка вышла в юбочке.
3.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
-Выходи, Буренушка!
-Выхожу, Матрёнушка!
4.
Ходят куры в стороне,
Позабыли ли обо мне.
Вынесла горошку,-
Вспомнили Матрёшку!
5.
Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедаем,
А сначала поглядаем.
6.
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щёчкою катает.
7.
Я цветочек вышила,
«Жу-жу-жу» услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица- наутек.
8.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядем,
Сами в гости к вам придём.
9
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.
10
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Матрешки танцуют
Танец: «Мы матрешки раз два три»
11.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
12.
Шла по ягоду Матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
-И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружка, класть?
Танцует одна матрешка: «Калинка малинка»
13.
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Гусары играют на ложках матрешки танцуют
Русская плясовая – Кадриль
14.
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам свои не верили.
15.
Пыль клубится по дорожке-
Едут с ярмарки матрёшки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
16
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Танец ГОЛОДНЫЕ МЫШКИ – Мятное королевство
Выходит кот Васька, разбивает хоровод мышей
КОТ ВАСЬКА: А теперь займемся делом.
Испечем пирог мы сами.
17.
Фартуки скорей оденем,
Принимаемся за дело
Все продукты есть у нас,
Печь пирог начнем сейчас
18.
Нам нужны для пирога
Соль, сметана и мука
Сахар, дрожжи и яйцо
И, конечно, молоко.
ПЕСНЯ-ИГРА «ВАСЬКА-КОТ ПЕЧЕТ ПИРОГ» муз. Машечковой, ДОУ № 37 г. Электросталь Московская область
КОТ-ВАСЬКА в центре зала.
1. Раз на праздник Васька-кот
сам решил испечь пирог Пружинка
Он позвал к себе ребят:
Шустрых маленьких котят
Кис-кис-кис, кис-кис-кис,
все сюда спешите.
Манит прав. лев. рукой, обеими
Кис-кис-кис, кис-кис-кис,
Ваське помогите. Дети рассыпаются.
2. Дружно тесто замесили,
соль и сахар не забыли, «Месят кулачками» тесто
Яйца, масло, молоко –
делать тесто нелегко.
Охо-хо, охо-хо, Руками за голову, качают головой
Делать тесто нелегко. Вытирают пот со лба
3. Поварята – малыши
потрудились от души. «Тарелочки»
А теперь – тесто в печь,
нам пора пирог испечь. Показывают пирог
Ля-ля-ля, тесто -в печь,
нам пора пирог испечь Хлопают
Кот – Васька возвращается с пирогом
КОТ ВАСЬКА: Вот готов и наш пирог,
с ребятишками пек Кот.
18.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать.
Завтра снова чаевать!.
Под Русские народные танцы – "Барыня"
Дети идут по кругу, с подарками возвращаются в группу
Приложение III.
Сценарий для постановки русской народной сказки Гуси-лебеди
Действующие лица:
Отец (Кирилл).
Мать (Эмилия).
Маша (Вераника).
Ванечка (Богдан).
Первый гусь-лебедь (Василиса).
Ежик (Максим).
Второй гусь-лебедь (Яромир).
Речка (Юля).
Баба-Яга (Дарина).
Печка (Василиса)
Яблоня (Василиса).
На переднем плане несколько деревьев слева и справа. Перед деревьями слева стоит изба. На втором плане луг и лес.
Из избы выходят мать и отец. В окошко выглядывает Маша.
Отец
Мы на ярмарку пойдем,
К вечеру нас ждите.
Остаетесь вы вдвоем,
Сильно не шалите!
Мать (Маше)
За Ванечкой присмотри,
Ты уже большая.
Отец
За ворота не ходи.
Слышишь, запрещаю!
Мать
У купцов из дальних стран
Купим вам обновы.
Маше – шелк на сарафан,
Ване – пояс новый!
Отец
Умницею, дочка, будь,
Береги Ванюшу.
Отправляемся мы в путь.
Из избы выходит Ванечка и обнимает маму. Она гладит его по голове.
Мать
Ваня, Машу слушай!
Мать с отцом идут к лесу и скрываются за деревьями. Ванечка садится у дома.
Маша (зевая)
Ох, и скучно у ворот
Мне сидеть без дела.
Как бы к девочкам в хоровод
Я пойти хотела!
Отлучусь-ка на часок,
Мама не узнает.
Маша выходит из избы и дает брату петушка на палочке.
Маша
Посмотри-ка, петушок
Над тобой летает!
Я пошла, а ты сиди
Смирно под окошком.
Никуда не уходи
И не мучай кошку.
Ваня берет петушка, а Маша идет к опушке леса.
Маша (поет)
За рекою круглый год
Водят девки хоровод.
А как песню запоют,
Ноги сами в пляс идут!
Маша скрывается в лесу, через некоторое время из-за деревьев выглядывает Баба-Яга.
Баба-Яга
А мальчишка – ничего!
Эй, вы где, хватай его
И ко мне в избушку!
Баба-Яга прячется, из-за деревьев выходят два гуся-лебедя и идут к Ванечке.
Гуси-лебеди (поют хором)
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Гуси останавливаются недалеко от избы.
Первый гусь-лебедь
Здравствуй, Ванечка-дружок!
Хочешь прокатиться?
Выходи к нам на лужок,
Будем веселиться!
Гуси-лебеди начинают плясать.
Гуси-лебеди (поют хором)
Второй гусь-лебедь (Ванечке)
Эй, чего ты там сидишь,
Выходи скорее!
Ну, иди же к нам, малыш,
Вместе веселее!
Ванечка бросает петушка и подходит к гусям-лебедям. Они тут же хватают его и тащат в лес. Ванечка смеется.
Гуси-лебеди (поют хором)
Два веселых гуся
Ваню не укусят!
Отнесут к бабусе!
Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Вскоре оттуда же появляется Маша и идет к дому.
Маша
Надо мне домой спешить,
Чтоб не заругали.
Братец милый, отзовись,
Не пугай сестрицу.
Вправду нет его, кажись.
Что могло случиться?
Маша поднимает перо гуся-лебедя.
Маша (в ужасе)
Ой беда-то!
Из-за деревьев выглядывает первый гусь-лебедь.
Первый гусь-лебедь (злорадно)
Га-га-га!
Маша
Ванечку украли!
Первый гусь-лебедь прячется, выглядывает второй.
Второй гусь-лебедь
Съест его Баба-Яга!
Все! Мы убежали!
Гусь-лебедь исчезает, Маша идет к лесу.
Маша
Что же делать мне теперь,
Что скажу я маме?
Только вышла я за дверь,
Утащили Ваню!
Как теперь его сыскать
Мне на свете белом?
Не простят отец и мать,
Что недоглядела!
Коли братика найду,
То ругать не будут!
Маша скрывается за деревьями. Дом исчезает. Справа появляется печка.
Маша выходит из-за деревьев слева и идет к печке.
Маша
Целый день я шла сюда –
Сосны все, да ели.
Печка, ты скажи, куда
Гуси полетели?
Печка
Пирожков моих ржаных
Ты сперва попробуй.
Маша
Не хочу есть ржаной, когда у нас
Пышки не едятся?
Отвечай же прям сейчас –
Где искать мне братца?
Печка и не сказала.
Маша скрывается за печкой. Печка исчезает. Вместо нее появляется яблоня.
Маша появляется из-за деревьев слева.
Маша
Вот напасть-то, вот беда!
Комары заели!
Яблоня, скажи куда
Гуси полетели?
Яблоня
Я скажу, но ты сперва
Яблочко попробуй!
Маша (возмущенно)
Да оно травой трава!
«О, я у батюшки садовые не ем»
Отвечай же прям сейчас,
Где искать мне братца?
Яблоня
Коль не съешь, я не скажу!
Маша
Ах, ты вот какая!
Вот тебе я покажу –
Ветки обломаю!
Дальше в лес я побегу.
Кто-нибудь уважит –
Где искать Бабу-Ягу,
Просто так мне скажет!
Маша скрывается за яблоней. Яблоня исчезает. Вместо нее появляется речка.
Маша выходит из-за деревьев слева.
Маша
Эй, кисельные берега,
Реченька молочная,
Ты скажи мне, где Яга?
Есть к ней дело срочное!
Речка
Я скажу, а ты пока
Киселька попробуй,
Выпей, Маша, молочка…
Маша
«У моего батюшки и сливочки не едятся…»
Отвечай же прям сейчас,
Где искать мне братца?
Речка
Я скажу, а ты кисель
С молочком покушай!
Маша
Что ж вы, сговорились все?
Пироги да яблоки,
А теперь и молоко!
Не хочу, не буду!
Ты скажи мне, далеко
Ванечка отсюда?
Ладно, некогда с тобой
Мне сейчас возиться!
Солнце в небе высоко,
Надо торопиться!
Маша скрывается за речкой. Речка исчезает. Маша опять появляется из-за деревьев слева.
Маша
Здесь совсем нет никого!
Справа выходит ежик.
Маша
Ежик, где Ванюша?
Но учти, что ничего
Я не буду кушать!
Ежик
Прямо, Машенька, иди
Вон по той дорожке.
Скоро встретишь на пути
Дом на курьих ножках.
Ежик проходит мимо Маши, а Маша идет дальше и исчезает за деревьями справа, а Ежик за деревьями слева. Справа появляется дом Бабы-Яги.
Из избушки выходит Баба-Яга с Ванечкой.
Баба-Яга
Гуси-лебеди, ко мне!
Гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев слева.
Второй гусь-лебедь (первому)
Ой, гореть нам всем в огне!
Ой, в котел нас бросит!
Баба-Яга
По делам мне надо.
Глаз с мальчишки не спускать!
Первый гусь-лебедь подходит к Бабе-Яге и ласкается.
Первый гусь-лебедь
Услужить мы рады!
Баба-Яга дает Ванечке печатный пряник. Слева из-за деревьев выглядывает Маша.
Баба-Яга
Скушай, Ванечка-сынок,
Пряничков печатных.
Нагуляй скорей жирок,
Будешь – ужин знатный!
Маша (в сторону)
Что удумала Яга,
Съесть братишку хочет!
Баба-Яга (избушке)
Эй, куриная нога,
Жди хозяйку к ночи!
Маша прячется за деревьями, а Баба-Яга направляется в ее сторону.
Баба-Яга (поет)
Всех, кто матушку с отцом
Не послушает,
Я поймаю за крыльцом,
Да и скушаю!
Баба-Яга скрывается за деревьями слева. Через некоторое время из-за деревьев выглядывает Маша.
Ванечка (смеется)
Гуси-гуси!
Гуси-лебеди (хором)
Га-га-га!
Второй гусь-лебедь (первому)
Ваньку погоняем?
Первый гусь-лебедь
Лучше полетим в луга,
Девочек попугаем!
Второй гусь-лебедь
Не ровен час, убежит,
Как бы нас не съели.
Первый гусь-лебедь
Что, боишься? Хвост дрожит?
Второй гусь-лебедь
Ладно, полетели!
Машенька прячется, гуси-лебеди идут к лесу.
Гуси-лебеди (хором поют)
Жили у бабуси
Два веселых гуся!
Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Ванечка оглядывается. Бросает пряник и начинает плакать. Из леса выбегает Маша, хватает братца и бежит назад.
Маша
Маленький, не плачь,
Мы домой вернемся.
Мамка испечет калач,
Сливочек напьемся!
Папка с ярмарки несет
Для тебя сапожки,
И с тобою нас спасет
Он от Бабки-Ешки!
Маша с Ванечкой скрываются в лесу. Через некоторое время из него выходит Баба-Яга и идет к своей избушке.
Баба-Яга
Растоплю сейчас я печь,
Будет ужин знатный!
Баба-Яга оглядывается и обнаруживает пропажу.
Баба-Яга (грозно)
Гуси-лебеди, сюда!
Перепуганные гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев.
Второй гусь-лебедь
Ой! Беда, беда, беда!
Баба-Яга
Всем в погоню! Разыскать
И вернуть обратно!
А не то вас ощипать
Я велю! Понятно?
Далеко им не уйти,
Солнышко садится!
Коль не сможете найти,
В супе вам вариться!
Баба-Яга уходит в дом. Гуси-лебеди идут к лесу и скрываются за деревьями слева. Избушка Бабы-Яги исчезает. Слева появляется речка.
Из-за деревьев справа выходит Маша с Ванечкой и спешит к речке, все время оглядываясь.
Маша
Речка-матушка, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!
Речка
Я давно простила.
Спрячу вас, а ты кисель
С молочком покушай!
Маша ест кисель. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.
Первый гусь-лебедь
Вон они! Хватай их всех
И тащи на сушу!
Маша с Ванечкой прячутся за речкой. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.
Второй гусь-лебедь
Только что же были здесь
И куда девались?
Первый гусь-лебедь
Видно, побежали в лес,
Значит, испугались!
Гуси-лебеди исчезают за речкой. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.
Маша (с поклоном)
Речка-матушка, тебе
От души спасибо!
Ванечка
Гуси-гуси! Бе-бе-бе!
Там такие рыбы!
Маша с Ванечкой скрываются за речкой. Речка исчезает. На ее месте появляется яблоня.
Маша с Ванечкой снова выбегают из-за деревьев справа и бегут к яблоне.
Маша
Ты уж, яблонька, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!
Яблоня
Я давно простила.
Спрячу вас, но ты моих
Яблочек откушай!
Маша ест яблочко. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.
Первый гусь-лебедь
Вон они! Хватайте их
И к Яге на ужин!
Маша с Ванечкой прячутся за яблоней. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.
Второй гусь-лебедь
Только что же были здесь
И куда девались?
Первый гусь-лебедь
Видно, убежали в лес!
Плохо мы подкрались!
Гуси-лебеди исчезают за яблоней. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.
Маша (с поклоном)
Свет мой яблонька, тебе
До земли поклон мой!
Ванечка
Гуси-гуси! Бе-бе-бе!
Мы почти что дома!
Маша с Ванечкой скрываются за яблоней. Яблоня исчезает. На ее месте появляется печка.
Маша с Ванечкой снова выходят из-за деревьев справа и бегут к ней.
Маша
Печка милая, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!
Печка
Я давно простила.
Спрячу, только пирожок
Мой ржаной откушай!
Маша берет пирожок и дает его Ванечке.
Маша
Кушай, Ванечка, дружок,
И сестрицу слушай!
Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.
Первый гусь-лебедь (шепотом второму)
Тихо ты, а то спугнешь,
Да пригнись пониже.
Второй гусь-лебедь бросается вперед.
Второй гусь-лебедь (громко)
Врешь, девчонка, не уйдешь!
Вижу я вас! Вижу!
Маша с Ванечкой прячутся за печкой. Гуси-лебеди подбегают и начинают оглядываться.
Первый гусь-лебедь
Это все из-за тебя!
Что ты клюв разинул?
Второй гусь-лебедь (плача)
Ах, как жалко мне себя!
Гуси-лебеди исчезают за печкой. Тут же из-за нее появляются Маша с Ванечкой.
Маша (с поклоном)
Печенька, вовек тебе
Буду благодарна!
Ванечка
Гуси-гуси! Бе-бе-бе!
Маша с Ванечкой скрываются за печкой. Из-за деревьев справа снова появляются гуси-лебеди.
Второй гусь-лебедь (плача)
Нас зажарят и съедят,
А тебе все шутки!
Первый гусь-лебедь
Нас в деревне приютят!
Гуси-лебеди идут к печке.
Гуси-лебеди (хором)
Не пойдут к Ягусе
Два веселых гуся!
Один серый, другой белый
Два веселых гуся!
Гуси-лебеди скрываются за печкой. Печка исчезает. На ее месте появляется дом Маши и Ванечки.
Из-за деревьев выбегает Маша с Ванечкой и бежит к крыльцу.
Маша
Ох, успели дотемна!
Мама не узнает.
Точно уж теперь она
Нас не заругает!
Из-за деревьев появляются отец и мать. Маша и Ванечка бросаются им на шею. Затем все уходят в дом. Из окна выглядывает отец. Из-за деревьев справа появляются гуси-лебеди и идут к дому.
Гуси-лебеди (хором)
Нас к себе возьмите жить.
Нет у нас бабуси!
Будут дом ваш сторожить
Два веселых гуся!
Отец
Оставайтесь, так и быть!
Из дома выходит Ванечка. Отец исчезает, в окно выглядывает Маша.
Ванечка
Гуси-гуси!
Гуси-лебеди (хором)
Га-га-га!
Маша
Есть хотите?
Гуси-лебеди (хором)
Да-да-да!
Маша
Ну, тогда во двор идите,
Там найдется вам еда!
Конец.
Автор. Олеся Емельянова. 2001 г.
[1] Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" http://ivo.garant.ru
[2] Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси http://www.patriarchia.ru/db/print/5209368.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С СИБИРСКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ (ХАЙТИНСКАЯ ФАРФОРОВАЯ ПОСУДА)
ВВоспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. А для ...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания
Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания...
Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания.
Консультация для воспитателей....
Программы «Развитие познавательного интереса у детей к природе родного края, по средствам ознакомления с растительным миром».
Создание условий для развития познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с растительным миром родного края....
презентация " Занятие с использованием природного материала родного края"
материал для воспитателей детских садов...
- Мне нравится (1)