Конспект открытого показа совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В стране шахматных чудес»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кононенко Ирина Леонидовна

Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_pokaz.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Белоснежка»

Конспект совместной деятельности взрослого с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», направленной на успешное и полноценное интеллектуальное развитие детей старшего  дошкольного возраста через шахматное образование

по теме «В стране шахматных чудес»

Выполнила: воспитатель Кононенко И.Л.

Мегион, 2019 г.

Цель:

Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат. Определить уровень знаний детей о шахматной игре. 

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура».

Материал:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.
  3. Самостоятельно разработанная компьютерная игра «Что изменилось?».
  4. Шахматы.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание и чтение книг о шахматах:

«Шахматы для самых маленьких»,  «Приключения в шахматной стране» И. Г.Сухин; «Приключение пешки» Е.Ильин;  «Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске» В.Гришин, Е.Ильин.

  1. Беседа с детьми об истории шахмат в России.
  2. Просмотр мультфильмов из серии Советы тетушки совы «Шахматы».
  3. Зарисовки, обводки по данной теме.
  4. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры.
  5. Обучение правилам игры в шахматы.

Ход:

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей у нас в группе. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями.)

Воспитатель: Уважаемые гости! Мы вас приветствуем в шахматном королевстве.  

Ребята, посмотрите у нас с вами новая шахматная доска, но чего-то здесь не хватает. Как вы думаете, чего? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно шахматных фигур.

А вот какое-то письмо. Интересно, от кого оно?

(воспитатель читает письмо)

«Я злой волшебник, и я заколдовал вашу шахматную доску, а чтобы ее расколдовать вам необходимо поделиться на команды «Белая ладья» и «Черная ладья», а затем справиться со всеми моими заданиями».

Воспитатель: Юные шахматисты, будем расколдовывать шахматную доску (Ответы детей).

Воспитатель:  Для этого нам нужно поделиться на две команды. Дети одетые в белые накидки будут в команде «Белая ладья», а дети одетые в черные накидки будут в команде «Черная ладья». А теперь вы сами выбираете капитанов команд (дети выбирают капитанов команд).

Воспитатель: Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями выполнять задания злого волшебника.

1 задание.  Отгадать загадки про жителей королевства шахмат.

(воспитатель поочередно загадывает загадки каждой из команд, каждой команде по 3 вопроса)

Воспитатель: Мы могли на ней бы плыть с русским князем по воде,

                              Но позволено ходить и по клеточкам…

Ответ  детей: (Ладье)

(На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой).

Воспитатель: Быть особо защищенным, у него такая роль.

                              Это правило резонно, потому что он …

Ответ  детей: (Король)

(На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой).

 Воспитатель:  Обитает не в саванне и не так огромен он,

                                Но такое, же названье у фигуры этой …

Ответ  детей: (Слон)

(На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой).

Воспитатель:  Он, не цокает, конечно, но легко перешагнем,

                               Через ряд фигур и пешек, этим шахматным…

Ответ  детей: (Конем)

(На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой).

Воспитатель: Кто не любит прыг да скок, кто ходить привык без спешки

                              И берет наискосок?

                              Ну конечно, это …

Ответ  детей: (Пешки)

(На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой).

Воспитатель: Если в шахматы играешь, то, конечно, это знаешь.

                              Будет лучший результат, если ты поставишь …(Мат)

(На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой).

Воспитатель: Молодцы ребята, с первым заданием мы справились.

2 Задание: «Шахматный кубик»

(Дети кидают кубик и называют шахматные фигуры, которые изображены на сторонах кубика)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. 

3 Задание игра «Что изменилось?»

Воспитатель:  Все мы знаем для того что бы играть в шахматы надо быть внимательным, хорошо знать правила игры, запоминать ходы противника. Вот сейчас мы с вами и проверим, обладаем ли мы всеми этими качествами?

(На экране появляется игра «Что изменилось?». На доске 6 фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет слайд, где меняются местами две фигуры, потом меняется слайд, где заменяется  две фигуры на такие же, только противоположного цвета, и последний слайд остается неизменным).

Воспитатель:  Вы просто умнички, все справились с этим сложным заданием!

После такого испытания не мешало бы и отдохнуть!

Физкультминутка «Пешки»

(дети показывают своими движениями по тексту)

Воспитатель: Границы королевства охраняют (Ладьи), 

Рядом с ладьями пасутся (Кони),

Коней защищают (Слоны),

Правит в королевстве (Король), 

Во всем ему помогает (Ферзь),

И все королевство защищают (Пешки).

Покажите руками линию вертикаль, горизонталь, диагональ.

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем,

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

И на стульчики спешим (садятся на стулья)

Воспитатель: Все красиво мы сидим за осанкой мы следим.

Впереди я вижу шахматный ручей, что бы его перейти нам придется правильно ответить на вопросы. Кто правильно отвечает, делает шаг вперед, друг другу помогать разрешается (Первый ребенок, ответивший правильно на вопрос делает шаг впереди, подает руку следующему).

4 Задание: «Шахматный ручей»

(Вопросы про шахматные фигуры, каждой команде воспитатель задает по три вопроса)

1. Назови самую сильную фигуру? (Ферзь)

2. Где возникли шахматы?(в Индии)

3. Каких клеток больше на шахматной доске, черных или белых? (По ровно)

4. Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

5. Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

6. Пат в шахматах - это: (Ничья)

Воспитатель: Молодцы! Это препятствие на нашей дороге мы преодолели.

Ребята, мы выполнили все задания Злого Волшебника. И он нам вернул наши шахматные фигуры.

(Воспитатель достает волшебный сундучок с шахматными фигурами).

Воспитатель:  А теперь, мы вспомним, как же располагаются шахматные фигуры на шахматной доске.

5 Задание «Расставь фигуры на шахматной доске»

Воспитатель: Задание очень простое надо быстро и правильно расставить шахматные фигуры на доске. Готовы?! На старт, внимание, марш!

(Дети расставляют фигуры на шахматной доске. После того как дети справились с заданием, воспитатель проверяет правильную расстановку фигур).

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Воспитатель: Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (Ответы детей). 

Воспитатель: Правильно ферзь любит свой цвет.

Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы. А для этого у нас есть шахматная считалка!

(Дети начинают выбирать партнеров с помощью считалки)

Раз, два, три, четыре!

Будем жить в ладу и мире!

Будем весело играть:

В шашки, шахматы, лото –

Не поссорит нас не кто!

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Молодцы ребята, выполнили все задания злого волшебника, расколдовали шахматные фигуры.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "В стране шахматных чудес"

Конспек ООД по обучению детей игре в шахматы "В стране шахматных чудес"...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в города страны Здоровья"

Целью данного занятия является формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью. Дети совершают путешествие в разные города страны Здоровье, где знакомятся с местными жителями. Ребята уз...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну «Математика».

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации задач познавательного развития (математическое развитие) дошкольного образования через использование детской худож...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в города страны Здоровья»

Конспектсовместной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие в города страны Здоровья»...