Проект"Край, в котором живём, мы играя познаём"
проект (подготовительная группа) на тему

Ивакина Антонина Николаевна

"Проект "Край , в котором живём, мы играя познаём"нацелен на разработку музыкально- дидактических игр, пособий по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад №4 п. Новоорск»

Практико-ориентированный проект

 для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

  «Край, в котором живём, мы, играя, познаём»

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  (худоджественно - эстетическое воспитание)

Руководитель проекта:

Ивакина Антонина Николаевна,

Музыкальный руководитель МДОУ №4  п. Новоорск.

п. Новоорск   2018г.


Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………3

Ожидаемые результаты……………………………………………5

Планируемое время на реализацию проекта по этапам…………5

Интеграция образовательных областей…………………………6

Поисковый этап……………………………………………………6

Аналитический этап……………………………………………….6

Практический этап…………………………………………………7

Музыкально-дидактические игры, способствующие расширению и закреплению знаний о музыкальной культуре Новоорска………7

Заключительный этап……………………………………………..8

Список литературы………………………………………………..8

Пояснительная записка

                             «Красота музыки имеет своим источником красоту

                       окружающего мира.  Пусть ребёнок чувствует  красоту

                       и восторгается ей, пусть в его сердце  и памяти навсегда

                       сохранятся образы, в которых  воплощается Россия».

В. А. Сухомлинский.

У каждого человека есть своя малая Родина- край, где он родился, где всё кажется ему особенным и родным. У каждого человека любовь к Родине проявляется по- разному. Поэты сочиняют стихи, композиторы- музыку, а художники рисуют картины, тем самым прославляя свой край. Все впечатления, полученные в детстве о своей малой Родине, её истории, культуре остаются в памяти на всю жизнь, формируют черты характера, которые помогают дошкольникам стать патриотами и гражданами своей страны

Проблемное поле

В программе нашего ДОУ большое внимание уделяется региональному компоненту. Мною был разработан и реализован проект «Образ малой родины глазами художников и композиторов Новоорска», в котором дети знакомились с  музыкальными произведениями о Новоорске, с картинами местных художников. На музыкальные гостиные приглашали композитора и художника. Работа была очень интересна и увлекательна. Передо мной встал вопрос: как дальше поддерживать интерес дошкольников к музыкальной культуре нашего посёлка? Я решила  собрать картотеку музыкально-дидактических игр, но перечитав литературу и поискав в интернете - ничего не нашла . Мне захотелось попробовать самой разработать музыкально- дидактические игры на тему проекта

     

Вид проекта:  практико-ориентированный

Цель: приобщение дошкольников к музыкальной культуре родного посёлка средствами музыкально-дидактических игр.

Задачи:

- разработать музыкально-дидактические игры по теме проекта;

-способствовать  расширению и закреплению представлений дошкольников о культуре родного края в  организованной и самостоятельной деятельности;

  -способствовать развитию самостоятельности при выборе музыкально-дидактической игры, уважительного отношения к товарищам, умению высказывать своё мнение;

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности;

-привлечь родителей к изготовлению музыкально-дидактических игр;

-заинтересовать педагогов в использовании музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей.

Участники проекта.

Музыкальный руководитель

разрабатывает  и реализует проект

Педагоги

осуществляют реализацию проекта в самостоятельной деятельности детей

Родители

принимают участие в изготовлении музыкально-дидактических игр

Дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

активные участники проекта

Ожидаемые результаты:

дошкольники проявляют устойчивый интерес к музыкальной культуре своего посёлка;  знакомы с учреждениями, которые оказывают дополнительное музыкальное образование(МБОУ ДОД ДШИ п. Новоорск, РДК, СДК,  МБУ ДО «Центр детского творчества Новоорс кого района»), с устройством Дома Культуры (сцена,  занавес, декорации, микрофон, кулисы, зрительный зал, осветительные приборы, колонки, гардероб); с правилами поведения в ДК, с названиями ВИА нашего посёлка;

  способны различать звучания музыкальных инструментов, игре на которых обучают в ДШИ, умеют отличать музыкальные инструменты, которые входят в ВИА;

 активно используют в речи музыкальные понятия: соло, дует, трио,  квартет, оркестр, вокальная группа , хор;

 способны различать   виды танца ( бальный, исторический,  народный, современный );

знают  птиц, обитающих в нашем краю (воробей, соловей, кукушка и др.), умеют узнавать их по пению;

        ознакомлены с  песнями о деревьях, которые растут в нашей местности;

 способны самостоятельно выбрать музыкально-дидактическую игру и партнёров, проявляют уважение к товарищам и соблюдают правила игры. 

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Проект средней продолжительности : (октябрь-декабрь)

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Сбор информации по теме в литературе, интернет ресурсах

1 неделя

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

1 неделя

3

Практический

Распределение ответственности за реализацию проекта,  разработка и создание музыкально-дидактических игр, изготовление продукта (лепбука)

2,5 месяца

4

Презентационный

Презентация  проекта и продукта (лепбук).

1 день

 Интеграция образовательных областей. 

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

познавательное развитие.

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( звучании, ритме, темпе) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности.

-приобщение дошкольников к музыкальной культуре родного посёлка;

-знакомство с учреждениями, которые оказывают дополнительное музыкальное образование( ДШИ,РДК, СДК, Детский центр);

- познакомить с устройством Дома Культуры (сцена,  занавес, декорации, микрофон, кулисы, зрительный зал, осветительные приборы, колонки, гардероб); с правилами поведения в ДК;

-формирование представлений о птицах, обитающих в нашем краю (воробей, соловей, кукушка и др.), умение узнавать их по пению;

2

социально-коммуникативное развитие

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

способствовать развитию самостоятельности при выборе музыкально-дидактической игры, уважительного отношения к товарищам, умению высказывать своё мнение.

3

речевое развитие

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря.

способствовать закреплению музыкальных понятий: соло, дует, трио,  квартет, оркестр, вокальная группа , хор, сцена, микрофон, кулиса, зрительный зал, осветительные приборы, колонки

Поисковый этап.

Сбор информации по теме проекта в литературе, интернет ресурсах.

Аналитический этап.

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

Практический этап.

 Вначале работы были выбраны учреждения в Новоорске , где проводятся праздничные мероприятия,  оказываются услуги дополнительного музыкального образования, места, где можно услышать  музыку. Изучены их сайты, скопированы фото для создания карточек для игр. Затем, в соответствии с функцией учреждения, разрабатывались тематика, цели и методика проведения музыкально-дидактических игр.

Музыкально-дидактические игры, способствующие расширению и закреплению знаний о музыкальной культуре Новоорска

1 тема «Здесь мы с музыкой встречаемся»

Название учреждения

Название музыкальо – дидакти ческой

Игры

Цель музыкально-дидактической игры

Методика проведения музыкально-дидактической игры

 МБОУ ДОД Детская школа искусств п. Новоорск

«Назови инструмент»

Упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов, игре на которых обучают в ДШИ ( пианино, баян, аккардеон, гитара,  балалайка, домра, скрипка)

Описание:  карточки с изображением  детей с музыкальными инструментами, запись со звучанием музыкальных инструментов.

Вариант1.

Педагог просит найти определённый музыкальный инструмент, ребёнок ищет и показывает карточку.

 Варант 2. Детям предлагается узнать инструмент по звуку и показать карточку.

« Назови правильно»

 Способствовать закреплению музыкальных понятий: соло, дует, трио,  квартет, оркестр.

Описание: Карточки с изображением детей в ДШИ  с музыкальными инструментами, соответствующие понятиям :соло, дует, трио, квартет, оркестр.

Вариант 1. Детям предлагается найти карточку, соответствующую понятию соло и т. д.

Вариант2. Дети двигаются по залу под музыку, по её окончанию  собираются в кружки по столько человек, сколько изображено на карточке, затем по очереди произносят музыкальные термины, в соответствии с которым построились

Районный Дом культуры

«Угадай ансамбль»

Закрепление  знаний  о вокально-инструментальных ансамблях нашего посёлка: «Степняки», Знакомые черты», «Свои»;

Описание: карточки с фотографиями выступлений ВИА.

 Педагог предлагает показать карточку с определённым ВИА, ребёнок находит карточку и озвучивает название ВИА.

«Убери лишнее»

 Активизация знаний об инструментах, используемых в ВИА.

Описание: карточки с изображением музыкальных инструментов.

Педагог выкладывает 3 карточки с изображением инструментов, которые используются в ВИА и одну карточку лишнюю(например: синтезатор, гитара, барабанная установка, деревянные ложки-ребёнок убирает лишнее-ложки)

Сельский Дом культуры п.Новоорска

«Сколько человек поёт?»

Способствовать закреплению музыкальных понятий: солист, дует, трио, квартет, вокальная группа, хор.

Описание: карточки с изображениями поющих людей на сцене СДК, соответствующие музыкальным терминам: солист, дует, трио, квартет, вокальная группа, хор.

Вариант 1. Детям предлагается найти карточку, соответствующую музыкальному термину. Вариант 2. Педагог предлагает детям спеть хорошо знакомую песню  в составе, соответствующем выбранной карточки.

«Жизнь на сцене и за кулисами»

Познакомить с устройством Дома Культуры (сцена,  занавес, декорации, микрофон, кулисы, зрительный зал, осветительные приборы, колонки); с правилами поведения в ДК.

 Описание: карточки с изображением ДК (сцена, зрительный зал, гардероб), карточки  с изображением певцов, танцоров, детей-зрителей, детей в одежде все- на липучках.

      Детям предлагается  разместить детей в здании ДК.  

МБУ ДО «Центр детского творчества Новоорс кого района»

«Какой  танец танцуют дети?»

Упражнять в  различении видов танца( бальный, исторический,  народный, современный )

Описание: карточки с изображением танцующих детей.

Детям предлагается выбрать определённый вид танца по музыке, по костюму.

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

«Что делают дети»

 Способствовать закреплению знаний о видах музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмические движения, игра на дми, музыкальные игра.

Описание: карточки с изображением  детей в разных видах музыкальной деятельности или кубик, на гранях которых находятся такие карточки.

Дети выбирают карточку и рассказывают , чем занимаются дети на картинке

2 тема : Музыка в природе»

 «Какая птица поёт?»

Формирование представлений о птицах, обитающих в нашем краю (воробей, соловей, кукушка и др.), умение узнавать их по пению.

Описание. Книжка раскладушка с изображением птиц, музыкальное оформление с пением птиц.

 Прослушав голос птицы, ребёнок выбирает нужную картинку в книжке.

Альбом «О деревьях тоже поют».

Формирование представлений о деревьях, растущих в нашей местности, с песнями, загадками, стихами о деревьях.

 Описание: Альбом с сюжетными картинками по тексту песен, текс песни, загадки о дереве, стихи.

Дети рассматривают альбом, вспоминают название песни, могут самостоятельно её спеть.

Заключительный этап.

В результате проекта разработаны музыкально-дидактические игры, способствующие расширению и закреплению знаний о музыкальной культуре Новоорска.  Созданы лэпбук «Край , в котором живём, мы, играя, познаём», презентация проекта.

Список литературы:

  1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. Ярославль: Академия развития, 2005 г., 96 стр.
  2.  Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. Серия: Дошкольное воспитание и развитие .Айрис-Пресс, 2005 г.Б 64 стр.
  3. МБУДО ДШИ П. Новоорск. (электронный ресурс» https://www.rusprofile.ru

  1. Отдел культуры администрации Новоорского района. (электронный ресурс) http://kulturanovoorsk.ucoz.ru/publ/rdk/rdk/10

  1. МБУ ДО «Центр детского творчества Новоорского района» (электронный ресурс)  http://novoorskdc.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театрализованная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждае...

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Развитие познавательно-речевой активности  детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

Презентация проекта "Край, в котором мы живём"

Цель проекта:воспитание гражданских чувств и любви к Родине, родному Воронежскому краю....

Проект "Край в котором мы живём" (старший дошкольный возраст)

У каждого счастливого человека есть свой любимый «город». Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детств...

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...