Традиционная пища юкагиров
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Традиционная пища юкагиров.
Основная пища юкагиров – мясо и рыба. Оленье мясо употребляли сырым и вареным; зимой ели строганину, весной и летом тонкие пласты мяса коптили над костром и вялили на солнце. Сушеное мясо (эхалэнг), нанизанное на жильные нитки, хранили в мешках в специальных амбарах на сваях и варили зимой.
Заколов оленя, тундровые юкагиры тотчас собирали его кровь из сердца и сосудов брюшной области, удаляли из желудка непереваренный ягель, наливали туда ковшом забранную кровь и замораживали впрок. Свежую кровь оленя юкагиры варили и взбивали — получался как бы густой суп, именуемый ими хаша. Варка крови, а равно и другой пищи не практиковалась юкагирами до прихода русских, так как у них не было металлической или глиняной посуды. В своих берестяных или деревянных сосудах они в лучшем случае могли вскипятить воду, опуская в нее раскаленные камни.
Вытопленный костный мозг оленя юкагиры смешивали с головным мозгом, снова перетапливали и получали «мозговой жир», которым зимой сдабривали сухое вяленое мясо.
Из дичи верхнеколымские юкагиры наиболее часто употребляли в пищу зайцев и куропаток. Весной, в половодье, заячье мясо подчас составляло их единственную пищу. Тундровые юкагиры летом и осенью обыкновенно питались мясом гусей и уток. Гусиные и лебяжьи желудки ели сырыми. Трубчатые кости птиц, наполненные мозгом,считались лакомством.
Наиболее распространенной пищей у всех юкагиров была рыба. В низовьях Индигирки и Колымы она в буквальном смысле слова заменяла хлеб: русские старожилы от настоящего хлеба отвыкли, а многие жители вообще не знали его вкуса.
Лучшей рыбой на Колыме и Индигирке в середине прошлого века считались осетр, стерлядь, омуль, чир, муксун, белорыбица, пелядь и сельдь. Рыбу летом варили, а также заготавливали впрок – вялили, квасили в ямах, хранили в слое вечной мерзлоты, делали строганину (чахаа), юколу (уйкэлэ), толкли в порошок-порсу (баргу). Брюшки, налимью печень ели сырыми, потроха и икру жарили. Из икры с рыбой пекли лепешки. Летом готовили рыбу, заворачивая ее на сутки в листья тальника. Лакомством считались толченая вареная рыба с голубикой и жиром (кульибаха), рыбья мука, варенная с оленьей кровью или сосновой заболонью (анил кэрилэ).
Для изготовления юколы юкагиры срезали с самых крупных и жирных рыб кожу со слоем мяса толщиной примерно в два сантиметра. Куски вешали для просушки на воздухе либо в коптильне. Хребет с остатками мяса сушили отдельно. Без ущерба для качества юкола может храниться в течение года.
Рыбу, пойманную летом, юкагиры, как и русские старожилы, вялили, а осеннюю — в большинстве случаев сохраняли в ямах, вырытых в вечной мерзлоте, — до наступления зимних холодов она успевала «прокиснуть».
«Кульибаха»
Свежую рыбу очищают от чешуи, вынимают внутренности, затем освобождают от костей. Мякоть толкут и перемешивают с очищенными и раздавленными ягодами голубики, сюда же добавляют рыбий жир. Подают как самостоятельное кушанье.
«Напиток из икры»
Свежую икру чира тщательно толкут до жидкого состояния, добавляют соль, перемешивают, затем остужают. Разливают в чашки и подают в качестве прохладительного напитка. Это очень полезное и вкусное блюдо готовили с давних времен.
«Лепешка по юкагирски»
Свежую рыбу очищают от чешуи, плавников, отрезают голову и хвост, потрошат, промывают в холодной воде и варят. После этого тщательно освобождают от костей, нарезают на очень мелкие кусочки. Свежую икру очищают от пленок ,толкут, соединяют с кусочками рыбы, кладут соль по вкусу, хорошо перемешивают. Добавляют муки, замешивают крутое тесто и раскатывают лепешку круглой формы, укладывают на смазанную жиром сковороду и пекут. Перед употреблением лепешку нарезают или разламывают на ломтики, подают с растопленным оленьим жиром или с маслом.
«Блюдо из рыбьих потрохов»
Вычищенные, вымытые потроха крупной рыбы варят, отвар сливают. Потроха перемешивают с ягодами шиповника и заливают рыбьим жиром. Этой смесью заполняют берестяные туяса и замораживают. Употребляют зимой.
«Блюдо из брюшков рыбы»
Очищенную рыбу, обычно омуля, разделывают, вырезают брюшки и готовят из нее отдельное блюдо . Хорошо очистив, их поджаривают на сковороде в жире, затем сушат на лотке и толкут. Перемешивают с ягодой, толченой икрой и рыбьим жиром. Это очень питательно и вкусно.
«Мясные икринки»
Летом и осенью оленье мясо заготавливали на зиму. Куски оленины разрезали на продолговатые пласты, нанизывали на сухожильные нитки и развешивали на продуваемом солнечном месте. Достаточно провяленное мясо мелко дробили, затем их пересыпали в мешочек. Мясные икринки хранили в яранге, в сухом прохладном месте. Перед употреблением измельченное мясо смешивали с мелко нарезанными кусочками оленьего кишечного жира и жарили. Если не было оленьего жира, его заменяли рыбьим жиром. Подавали как самостоятельное блюдо.
«Анил кэрилэ»
Очищенную рыбу варят до полуготовности. Отвар сливают, а рыбу сушат на солнце, разложив на специальном настиле. После сушки толкут в мельчайшую массу или муку. Рыбью муку хранят в мешках из шкурки налима. Употребляют зимой. Для этого ее отваривают в воде, добавляют оленью кровь, перемешивают и доводят до готовности. Солят по вкусу.
«Порса»
Рыбу вялили на воздухе, но так, чтобы не пересушивалась. Затем освобождали от костей, мясо нарезали на мелкие кусочки и жарили в рыбьем жире. После этого укладывали в мешок или бочонок. Такой продукт был удобен для похода, поэтому охотники брали его с собой в длительную поездку.
Едим и лечимся.
Вычищенные, вымытые потроха крупной рыбы варили, отвар сливали. Потроха перемешивали с ягодами шиповника и заливали рыбьим жиром. Этой витаминной смесью заполняли берестяные туеса и замораживали. Ели зимой.
Особенно запасались сушеными толчеными кореньями пельхи. Этот весьма ценный продукт не раз спасал людей от голода. Из очищенных, высушенных короньев в деревянной ступе толкли муку. Из нее пекли хлебцы, пельхи добавляли в чай, в рыбные пироги.
В прошлом в народной медицине использовали местную флору и фауну, знали лечебные свойства многих трав. С лечебными и магическими целями собирали тритонов, лягушек, древесных червей. В качестве гигиенического средства брали мох, свежие мелкие стружки тальника. Теперь эти знания почти утрачены.
В очистительных обрядах использовали дым багульника. Березовую или осиновую шишку «чагу», шиповник, иван- чай и чистотел собирали для заваривания чая, добавляя в него для аромата и вкуса ягоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМСТВО С ПОСУДОЙ ЮКАГИРОВ
Ознакомление детей средней группы с посудой юкагиров, воспитание у детей интерес и уважение к этнокультуре народов Якутии....
Консультация "Традиционная пища коми народа".
Консультация для родителей дошкольников....
Слайдовая презентация по теме «Юкагиры».
Слайдовая презентация по теме «Юкагиры»....
План - конспект ООД по теме «Юкагиры».
План - конспект ООД по теме «Юкагиры»....
План-конспект ООД по теме «Знакомство с посудой юкагиров».
План-конспект ООД по теме «Знакомство с посудой юкагиров»....
Традиционная русская пища. Щи да каша-пища наша.
Конспекты предназначены для детей старшей группы....
Проект «Посуда и кухонная утварь, используемая для приготовления традиционной пищи народа Коми»
Проект направлен на изучение материала по старинной кухонной посуде и утвари, используемую в приготовлении традиционной пищи народа Коми...