План - конспект ООД по теме «Юкагиры».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
План - конспект ООД по теме «Юкагиры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_razvlecheniya_po_teme_yukagiry.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект развлечения по теме «Юкагиры».
Цель развлечения: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
воспитывающие: продолжать воспитывать у детей интерес и уважение к этнокультуре народов Якутии;
развивающие: развивать чувство гордости за республику, в котором проживают люди разных национальностей, навыки коммуникативного общения, познавательную активность;
образовательные: дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с историей происхождения, вековыми традициями, фольклором, культурой: приобщать детей к базовым ценностям юкагирской цивилизации на основе духовно-нравственных традиций народа, познакомить с произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего.
Материалы к развлечению: картинки к игре «Животные тундры и тайги»; подвижная юкагирская игра «Рыболовы и рыбки», аудиозапись юкагирских мотивов, репродукции картин Н.Курилова, слайдовая презентация «Юкагиры».
- Ориентировочный этап: (слайд «Герб Якутии»)
- Ребята, что изображено на экране?
- Правильно, это герб Якутии. А что означают 7 алмазов, изображенных в верхней части герба?
- Ребята, 7 алмазов – это коренные народы, которые живут у нас в Якутии. Это якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы и юкагиры.
- Сегодня мы с вами поговорим о юкагирах.
- Основной этап: (Слайд «Карта Якутии» и «Тундра»)
- Если полететь на самолете с юга на Север, то можно увидеть, что постепенно тайга кончается и начинается край безлесный. Имя этого края – тундра. Между реками Колыма и Индигирка издревле живет юкагирский народ.
- Ребята, давайте узнаем больше о крае, где живут юкагиры. Послушайте внимательно.
«Вы, знаете ли край, где в зимнем небе мглистом, мерцают ручейки смерзаясь на бегу, и быстрые следы, подобно прелым листьям, чеканны на снегу?
Впервые в том краю, морозом опаленном, узнал я, как сладка весна в хмельном чаду. Когда кричит во тьме дрожащий олененок: «Ты не дрожи, земля, а то я упаду!»
Там, в нашем краю стремительны и чисты реки, а огромное небо заполнено звездами, там целуются с землей олени, целуются всю жизнь, так они в землю влюблены…
У вас деревья высокие, а у нас они никогда не вырастают большими. Тоненькие, они как бы согнувшись, стоят. И не разгибаются. А когда приходит зима, спят под пушистым белым покрывалом – снегом…
А весной, появляются у оленей маленькие олени – милята, такие же белые, пушистые, как почки у тальника, когда они весной просыпаются…»
- Вот в каком краю, тундре живут юкагиры.
- Ребята, а вы знаете животных тундры и тайги - нашей Якутии? Назовите.
Дидактическая игра «Животные тундры и тайги».
- Ребята, на какие группы по типу питания мы разделяем животных? (На травоядных и хищников). Сейчас мы поиграем в игру «Животные тундры и тайги». Вокруг зелёного круга мы будем помещать картинки с травоядными животными, а вокруг красного круга – хищников.
Показ слайда «Юкагиры»
- Юкагиры – это северный народ, по-другому их называют «одулы», что означает сильные и могучие. Зимой их жилищем была деревянная постройка с плоской крышей, которую заваливали корой и снегом, называлась она чандал. При перекочевках по тундре юкагиры жили в легких жилищах – чумах. Одежду шили из звериных шкур, которую очень искусно выделывали, и она становилась мягкой и бархатистой, как ткань. Украшали одежду вышивкой, бисером, цветными нитками; обшивали по краю бахромой и мехом, подвешивали колокольчики, бубенчики, медные и серебряные кольца, фигурные подвески.
Основная пища юкагиров - мясо и рыба. Мясо сушили, затем коптили и растирали в порошок. Оленье мясо употребляли сырым и вареным. Зимой ели строганину, весной и летом тонкие пласты мяса коптили над костром и вялили на солнце. Сушеное мясо, нанизанное на жильные нитки, хранили в мешках в амбарах на сваях и варили зимой. Из взбитой свежей оленьей крови готовили суп.
- Как гласит легенда, раньше юкагиров было много, как звезд на небе. Сейчас же юкагиров насчитывается около 2000. Юкагиры, которые живут в наше время, занимаются тем же, чем и их прадеды, и отцы – это оленеводство, рыбалка, охота, обрабатывание шкур. Заповеди предков юкагиров, потомственных охотников и рыболовов, испокон веков гласили:
Будь охотник ловким, храбрым,
Но не жадным и жестоким.
Не губи напрасно птицу,
Не лови напрасно рыбу
В дни, когда свивают гнёзда,
В дни, когда бывает нерест.
Все твои поступки видит
Дух земной, Хозяин леса.
Динамическая пауза: п /и «Рыболовы и рыбки»
- С детства детей, учат быть ловкими, смелыми, выносливыми, а все это можно получить только в игре. Давайте мы с вами поиграем в юкагирскую народную игру «Рыболовы и рыбки». Я буду рыболовом, а вы рыбками. Игра начинается!
(Из веревки делается круглая сеть, рыбак стоит в середине сети, а рыбки двумя ногами быстро запрыгивают и выпрыгивают из сетей, если рыбак дотронулся до рыбки, значит, он ее поймал.)
- Маленький народ юкагиров, издавна, наравне со своими соседями, почитал животворную силу огня. В любом юкагирском доме-чандале можно услышать, как уважительно и восхищенно говорят, обращаясь к огню: «Хайче Лачил Меру!» – «Дедушка, Большой Огонь!» Наверное, и вправду был в стародавние времена Большой Огонь, и когда юкагиры стали разъезжаться по свету, брали они с собой по Маленькому Угольку для своего очага.
- Старая абуче, бабушка, хозяйка очага, знает много сказок и песен. Не случайно вечерами собираются вокруг неё дети. Тихо говорит бабушка: по обычаю, у костра не положено громко петь и разговаривать – ведь огонь может разволноваться, а тогда и до пожара недалеко.
- Послушайте, какие занятные имена у юкагирских ребят: Апо – «красивый» и Помди – «замарашка», Чиримэде – «птенец», Пойе – «щёчка» и Нодийа – «красная рыбка». Даже в своих именах юкагиры хотят сохранить обычаи, память о прошлом. Для небольшого народа это так важно: сберечь традиции, родной язык.
- Юкагирский народ очень талантливый. Сегодня я вас познакомлю со стихотворением великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо.
Костёр (авт. Улуро Адо- Гавриил Курилов)
Посмотрите, люди земли,
Юкагиры костер развели
Пусть он жалок еще и мал
Но как жарок уже и ал!
Приходите, братья, к нашему костру -
Наших песен вкусить простоту.
Принесите, подкиньте дровец
В наш костер, в наш пожар сердец.
Чтобы он веселее жил,
Чтобы звезды крылом задел.
Чтоб увидал огромный мир,
Огонек, что зажег юкагир!
- Это стихотворение великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо, а настоящее его имя Гавриил Курилов.
Улуро Адо говорил: «У каждого человека есть дар, талант, необходимо развивать его, а для этого надо быть настоящим человеком и много работать, поменьше спать!».
- У Улуро Адо есть брат Николай Куриловы. Он тоже юкагирский поэт, писатель, художник и фотограф.
- Сейчас мы с вами посмотрим Николая Курилова:
Это картина называется «Танец». На черной бумаге художник наклеил вырезанные из белой бумаги фигуры оленей и оленевода. Ребята посмотрите внимательно белый и черный цвет, напоминают борьбу дня и ночи, лета и зимы.
В картине «Запутавшиеся олени», изображены олени в смертельной схватке с арканом, черный и белый цвет напоминают борьбу света и тьмы. Николай Курилов в своих работах очень любил изображать оленя.
В работе «Поздняя осень» художник размышляет о гармонии существования человека на Земле.
- Вот какие талантливые люди есть среди малочисленного юкагирского народа. Юкагирский народ очень любит свою суровую Родину, и всегда хотел жить на своей земле.
И как говорил стихами Улуро Адо: Я как будто привязан арканом к этой тундре, к оленям своим…
Заключительный этап. Рефлексия.
- Ребята, что вы узнали о юкагирах, народе, проживающей на территории нашей Республики Саха (Якутия)? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"
Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...
План – конспект. « Мастер – класса».Тема: "Изготовление декоративного пано из самоклеющейся плёнки".
Тема: Изготовление декоративного панно из самоклеющейся плёнки.Цели и задачи мастер – класса:Учить участников мастер - класса композиционно правильно располагать изображения; использовать ...
План конспект занятия по теме: "Праздничная открытка".
Логопедическое занятие для детей с ОНР....
План конспект занятия по теме:"Путешествие по цветам радуги".
Занятие для детей с ОНР по подготовке к обучению грамоте....
План-конспект НОД на тему "Победим простуду".
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе.Тема недели: "Здоровья и я - мы близкие друзья".Тема дня: "Победим простуду".Тема НОД: "Победим просту...
План-конспект ООД по теме «Знакомство с посудой юкагиров».
План-конспект ООД по теме «Знакомство с посудой юкагиров»....
План конспект развлечения "Северный народ - Юкагиры"
Продолжить знакомства с культурой, фольклором, бытом народов крайнего севера - Юкагиры...