Познавательное развитие "Мой северный край"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Мой северный край»
Цель: продолжать формировать интерес к малой Родине.
Программные задачи:
Обобщить, систематизировать знания о родном крае, коренных жителях Югры – ханты, и манси. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Закрепить знания о государственных символах. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине.
Материал: д/и «Географическая матрёшка», полоски флагов России, презентация достопримечательностей города Когалыма, иллюстрации хантыйских узоров.
Словарная работа: обогащение речи детей существительными – малица, чум, кисы, нарты; активизация в речи слов – Россия, Ханты-мансийский автономный округ.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о городе, карты России, разучивание пословиц о Родине, рассматривание иллюстраций о коренных жителях севера, беседа о народах ханты, народная игра «Хейро».
Методы и приемы: проведение беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций, д/игры, просмотор презентации о городе Когалыме.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.
Содержание организованной деятельности
Дети под музыку входят, здороваются.
Худ.слово читает воспитатель:
«Мой город – между небом и землёй –
Построен был на сваях и песке,
Неповторимо – сказочный такой,
В таёжном живописном уголке».
-Ребята, о каком городе говорится в стихотворении? (О Когалыме).
Наш город называется Когалым. А как можно назвать жителей нашего города? (Когалымчане).
Как называется наш детский сад? (Березка).
На какой улице находится наш детский сад? (Ленинградская).
Какие улицы нашего города вы ещё знаете?
- Ребята, мы живём в городе Когалыме. А где находится наш город? В России. Я предлагаю вам собрать «Географическую матрёшку».
Д/и «Географическая матрёшка»
- Настя, в каком порядке ты собрала матрёшку? (Я живу в доме, дом находится на улице, улица находится в городе, город находится в России).
- В нашем городе Когалыме много достопримечательностей.
-Какие достопримечательности вы знаете? (ответы детей)
Д/и «Достопримечательности города».
-Почему в нашем городе есть памятник «Капля нефти»?(потому, что у нас нефтяной город, много нефтяников).
- Молодцы, ребята!
-Ребята, как называется округ, в котором мы живём? (ХМАО)
-Какой главный город нашего округа? (Столица г. Ханты-мансийск).
-Какие вы знаете города, которые находятся в округе? (Сургут, Лангепас, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым).
-Почему так называется наш округ? (Здесь живут ханты и манси).
-Кто такие коренные жители?(Это люди, которые жили здесь всегда, у нас коренные жители ханты и манси).
В старинные времена наш край считался диким и глухим. Никого не привлекала скудная растительность и болота. Здесь жили ханты и манси.
-Как называется жилище хантов? (Чум).
-Чем обтягивают чум? (Оленьей шкурой).
-А место, где стоит чум, как называется? (Стойбище).
Ханты вели кочевой образ жизни. С приходом весны они сворачивали свой чум садились на лёгкие сани, как назывались сани у хантов? (Нарты).
-Правильно! И перекочёвывали ближе к рекам и озёрам.
-Как вы думаете, для чего ханты перекочёвывали к рекам и озёрам? (Занимались рыболовством).
Какие вы знаете реки нашего края? (Кирилл, Обь, Ягун).
-Какая рыба водится в наших реках и озёрах? (Язь, карась, щука,окунь).
-Чем занимались ханты в летний период? (Собирали ягоды, орехи, грибы).
-Какие ягоды растут в наших лесах и болотах? ( Клюква, брусника, черника, голубика, морошка).
- Почему с приходом зимы ханты перекочёвывали подальше в тайгу? (Занимались охотой).
- Какие животные водятся в наших лесах? (волк, лиса, медведь, заяц, писец).
(Физкультминутка)
-Зима на севере очень длинная и холодная, ханты очень трудолюбивый народ, чтобы добыть зверя им приходилось выслеживать его сутки, а то и двое. Чтобы не замерзнуть, у них вся одежда сшита из меха.
-Из чего сшита одежда ханты? (Из оленьей шкуры).
-Как называется шуба хантов? (Малица).
-А кисы, что это такое? (Хантыйская обувь).
-Чем отличается хантыйская одежда от нашей русской? (Орнаментом).
-Какие хантыйские узоры вы знаете? (Ворона, лиса, сучок).
Д/и «Укрась малицу».
-Какими узорами ты украсил свою малицу?
-Ребята, как называется наша страна? (Россия).
-Правильно, Россия – необыкновенная страна, потому, что она – наша Родина.
-Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец).
Родина- это место, где мы родились, страна, в которой мы живём.
Родина у человека одна!
-Много пословиц и поговорок сложи русский народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.
-Нет земли краше, чем Родина наша!
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!
-Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
-Русский человек без Родины не может!
-Одна у тебя мать, одна и Родина!
- А эту пословицу как можно объяснить? Молодцы!
-У каждой страны, и у России есть свои государственные символы: герб и флаг.
-Выложите у себя на столах флаги (России, Югры и Когалыма).
-Какие цвета на флаге России?
-Что означает белый цвет на флаге России? (Мир и чистота).
-Синий? (Вера, верность).
-Красный? (Мужество за отчизну).
-Из какого цвета состоит флаг Когалыма? (Синий, зеленый).
-Ребята, мы все любим свой город, давайте скажем пожелания своему городу и украсим его цветами, чтобы он был всегда красивым и расцветал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) "Символы Краснодарского края"
В этом конспекте даётся детям материал о геральдике Краснодарского края (герб, гимн, флаг)....
НОД "Познавательное развитие" «Фауна Северного Кавказа»
Знакомство с водопадом "Руфабго"...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Край, в котором мы живем» для детей подготовительной к школе группы.
Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес детей к народным традициям и обычаям, к д...
Конспект ООД в средней группе ( ОО "Познавательное развитие") по теме: «Край родной, земля Кубанская»
«Край родной, земля Кубанская»Задачи: • познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду; • освоить простые элементы кубанской росписи; • развивать умение выделять свойства предм...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: познавательное развитие: «Югра – мой край родной»
Конспект НОД по ОО "Познание" : познавательному развитию "Я живу в Югре" поможет обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси....
Проект по познавательному развитию «Югра – мой край родной!».
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, ра...
Социально-познавательный проект "Наш северный край - Ямал"
Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.Анализируя знания детей о тундре,...