«Наши предки донские казаки».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
«Наши предки донские казаки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nashi_predki_donskie_kazaki.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик».
Занятие в разновозрастной группе №2.
Раздел «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (региональный компонент).
Тема: «Наши предки донские казаки».
Воспитатель: Громадина А.А.
Ст. Тацинская
«Наши предки донские казаки».
Цель: Формирование у детей интереса к истории донского казачества.
Задачи:
Образовательные:
1. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю - малой Родине.
2. Познакомить детей с историей, культурой, жизнью и бытом донского казачества.
3. Расширять словарный запас детей; дать понятие новых слов, употребляемых в речи казаков.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к истории родного края.
2. Побуждать к выражению собственного отношения к красоте Донской земли.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства любви и уважения к своим предкам, к своей малой родине.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: аудио запись «Эх донские казаки», казачьи костюмы для воспитателя и детей, элементы казачьего быта.
Методы: наглядный, практический, словесный.
Приемы: беседа, рассказ, показ.
Ход занятия:
(Дети входят в имитируемую казачью комнату, их встречает казачка)
Казачка: Здорово дневали, казачата!
Дети: Слава богу!
(Звучит песня «Эх донские казаки», дети рассаживаются на стульчики)
Казачка: Смотрите, ребята! Вот мы и попали в старинную казачью хату. Мы с вами очень хотели побывать в настоящем казачьем жилье, рассмотреть его убранство, узнать, как жили, чем занимались казаки в старину, как они работали и отдыхали. Ребята, а кто мне скажет, как называлось казачье жильё?
Дети: Курень.
Казачка: Дом казака в основном состоял всего из двух комнат: залы, то есть зал, и стряпухи. Подумайте, для чего предназначалась комната в доме казака, которая называлась «стряпуха». Как вы думаете, от какого слова происходит это название?
Дети: От слова «стряпать» - «готовить». Там готовили. То есть это кухня
Казачка: Да, ребята, в деревне бабушки говорят, как правило, стряпать, а не готовить. Для приготовления еды для всей большой семьи у меня есть вот такой чугун. Он очень тяжелый, а каша в нем получается вкусная, аж пальчики оближешь. Ну, а чаем угощаю, конечно, из самовара (показывает посуду и еще раз повторяет её название). Я занимаюсь дома по хозяйству. С утра надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (показывает коромысло), приготовить еду, напоить скотину. А, ну-ка, девчата, кто поможет мне и сходит за водой к Дону? (девочки несут на коромысле воду)
Казачка: Ох и молодцы же девчата, хорошие помощницы выросли. А ещё очень мы, казачки, любим украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в хате украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавески на окне, подушечка.
Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Салфетки, скатерти.
Казачка: А, знаете ли, что это такое? (показывает на прялку)
Правильно, это прялка. Уже в 7-9 лет девочки приучались к вязанию, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, рубахи. Неумение вязать, вышивать считалось большим недостатком у женщин. Неотъемлемыми предметами донского жилища были прялки, гребни для изготовления нитей.
Долгими зимними вечерами собирались казачки на посиделки, здесь они вязали, вышивали, пели песни, плясали и играли в игры. Сейчас и мы с вами устроим настоящие казачьи посиделки.
(Девочки садятся, вяжут, вышивают, мальчики с ложками, шумелками подыгрывают и поют песню «Ах, пчёлочка златая»)
«Посидим рядком, да трошки погутарим».
Казачка: Давайте-ка, сядем, казачата, в тесный курагод. Посидим, погутарим с вами. Хочу испытать вас, как вы знаете казачий говор.
Апосля - после, в конце;
Баз – скотный двор; огороженное место во дворе или в поле, возможно с сараями;
Вечерять – ужинать;
Гамузом – все вместе;
Здорово дневали – здравствуйте;
Жалковать – сожалеть;
Завеска – фартук; штора на окне;
Завидно – засветло;
Лазоревый цветок – тюльпан;
Курень – круглый дом, на высоком фундаменте;
Надысь – вчера;
Точить лясы – без дела болтать.
Казачка: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а главное - охраняет границу от врагов.
О казаке складывали поговорки:
-конь казаку лучший друг;
- казак без коня, что солдат без ружья;
-сам погибай, а коня выручай;
-казаку конь – отец родной и товарищ дорогой;
-казак сам не ест, а коня накормит.
Казачка: У казаков есть свои традиции. Гостей встречают хлебом с солью, стариков на «вы» называют, на службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием, на казачьих праздниках проводят скачки. Вот и мы с вами проверим, как наши казачата умеют на конях скакать.
Игра «Кто быстрей проскачет?»
Казачка: казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимое блюдо казаков. Давайте вспомним.
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги.
Казачка: правильно, поскольку казаки были очень хлебосольные, то они накрывали столы и звали к себе гостей, которых потчевали самыми вкусными и любимыми блюдами.
Казачка: Вот и у нас пироги поспели, самовар закипел.
А теперь можно и гостей приглашать к чаю. Милости просим гости дорогие.
Казачка: Ребята я очень рада, тому, что, сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон - реки,
Где жили здесь когда- то наши предки казаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...
Конспект занятия "Донские казаки"
Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....
конспект по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
конспект занятия с использованием ИКТ...
Презентация "Герои произведений М.А. Шолохова - донские казаки"
Часть третья....
План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"
Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...
Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
Главное назначение проекта "Покров на Дону" - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...
Сценарий драматизации сказки «Поречни и жемчуг» - сказки о донских казаках и о том времени, когда в Дону жили поречни и находили жемчуг.
Цель: создание условий для пробуждения у дошкольников патриотических чувств и интереса к познанию родного края в дошкольном возрасте. Задачи:1. Формирование у ре...