Программа дополнительного образования "Край мой родной"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на педсовете, протокол от 03.09.2018 г. №1 | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующей МБДОУ №1г. Починка от 03.09.2018 г. № 80 а ____________ Е.М.Чижова |
Программа
дополнительного образования
«Край мой родной»
Образовательная область:
«познавательное развитие»
Воспитатель:
Камозина Е. С.
Возраст детей: 4-6 лет
Срок реализации: 1 год.
Починок
Пояснительная записка
Воспитательный компонент ФГОС ДОориентирован на формирование у дошкольников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».
Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Рабочая программа кружка «Мой родной край» составлена на основе примерной программы вне образовательной деятельности, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа обучения рассчитана на старший дошкольников возраст. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, города, района.
Цель кружка: формирование у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство духовным, культурно-историческим наследием.
Задачи:способствовать формированию у воспитанников понимания значения выражения «малая родина»; способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к своей стране и малой родине, уважение к традициям и обычаям, формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, городу, к природе родного края. Сформировать детскую компетентность по данной проблеме.
Основные принципы, положенные в основу программы:
— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;
— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
— систематичности и последовательности
– знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Место кружка в учебном плане.
Согласно учебному плану МБДОУ Детский сад №1занятия кружка «Мой родной край» проводятся один раз в неделю по 30 минут. Программа рассчитана на 33 учебные недели.
Содержание программы
1. Вводная беседа - 30 минут
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 5ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития города.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Моя группа – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема группы.
3 . «Малая родина»- 5 часов
Моя детский сад, моя группа, мои воспитатели
Мой дом, моя улица.
История детского сада
4. Начальные навыки туризма - 1,5 ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
5. Охрана природы – 2 ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды, «Красная книга”
6. Поиск - 2,5ч.
Война – Что мы о ней знаем?
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Тематическое планирование кружка «Мой родной край»
Раздел 1. «Моя родословная» | ||||
1 | Введение в краеведение. | Рассказ | Рассказать детям о краеведении, ее целях и задачах, поговорить о технике безопасности на занятиях. | |
2 | Имя твое | Беседа - рассказ | Побеседовать с детьми об именах, рассказать, откуда произошли их имена. | |
3 | Фамилия, герб семьи | Обсуждение- рисование | Обсудить с детьми фамилии, нарисоватьгерб своей семьи. | |
4 | Моя семья. Семейные традиции | Рассказ | Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная | |
5 | Моя семья. Семейные традиции | Беседа, рисование | Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке. | |
6 | Семейные гербы | Рассказ-рассматривание | Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Починка. | |
7 | Семейные гербы | Рисование | Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Починка, нарисовать герб своей семьи. | |
8 | Летопись Семьи | Рассказ-беседа с использованием дид. пособия «Летопись» | Рассказать детям о том, что такое летопись семьи, для чего ее ведут. | |
9 | Летопись семьи. Генеалогическое древо | Сказание | Рассказать детям о генеалогическом древе. Нарисовать генеалогическое древо своей семьи дома с родителями. | |
10 | Биография моей семьи. История моей семьи- история моего города. | Беседа | Обсудить с детьми историю возникновения своей фамилии, своей семьи. | |
Раздел 2 «Малая родина» | ||||
11 | Мой детский сад- мой дом. | Беседа | Обсудить с детьми режим в детском саду, нравится ли им ходить в детский сад. | |
12 | Мой детский сад. Конкурс рисунков о детском саде. | Рисование | Продолжать знакомить детей с детским садом, рассказать им о работниках детского сада. | |
13 | Воспитатели детского сада | Рассказ | Рассказать детям о труде воспитателя. | |
14 | Мой город на карте Родины | Беседа - рассказ | Составление небольших рассказов о своей малой родине. | |
15 | Мой город на карте Родины | Рисование | Мой город глазами детей. | |
16 | Экскурсия по памятным местам города. | Экскурсия | Изучить историю городаПочинка, прививать любовь к родному городу. | |
17 | Памятные местам города. | Беседа рисование | Вспомнить памятные места города Починка, нарисовать их. | |
18 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа - рассказ | Составление небольших рассказов о своем дворе | |
19 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа, рисование | Составление небольших рассказов о своем дворе, нарисовать родную улицу. | |
20 | Улицы города | Беседа, поиск | Сбор информации о названиях улиц города. | |
21 | Улицы города | Беседа, поиск | Сбор информации о названиях улиц города. | |
Раздел 3 « Начальные навыки туризма» | ||||
22 | Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу.Практическая работа: укладывание рюкзака | Рассказ - практическая работа | Рассказать детям о походах, о туризме, о том, что необходимо брать с собой в поход. | |
23 | Гигиена туриста. Правила техники безопасности. | Беседа - рассказ | Рассказать детям о правилах безопасности в походах, рассказать о правилах доврачебной помощи. | |
24 | Инструктаж по технике безопасности в лесу, горах, около воды | Инструктаж | Обсудить с детьми правила поведения в лесу, около воды. | |
Раздел 4 «Охрана природы» | ||||
25 | Растительность нашего края. | Беседа- рассказ | Рассказ о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. | |
26 | Поговорим о съедобных и ядовитых грибах нашего края. | Объяснение | Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах. | |
27 | Животный мир нашей местности. | Беседа – рассказ, Рассматривание альбомов | Сбор информации о животных Починка. | |
28 | Красная книга родного края. | Обсуждение, рассматривание альбомов | Обсудить с детьми о вымирающих животных нашего края, о редких растениях нашего края. | |
Раздел 5 « Поиск» | ||||
29 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Экскурсия | Музей | |
30 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа - обсуждение | Рассматривание фотоматериалов. | |
31 | Мы Победили! | Конкурс рисунков | Предложить детям нарисовать День Великой Победы. | |
32 | Герб России, Герб Смоленска Герб Починка | Беседа, рисование | Рассмотреть герб страны, герб города, предложить детям нарисовать их. | |
33 | Фотовыставка «Наш город Починок» | Беседа, выставка | Сбор фотографий с видами города. Организация выставки. Показ выставки подготовительной группе и родителям. |
Список детей посещающих кружок
«Мой родной край»
1.Васильева Кира
2.Егорова Регина
3.Животков Даня
4.Зейналова Амина
5.Игнатьева Лиза
6.Кашкетов Саша
7.Купренко Паша
8.Лазаренкова Юля
9.Морозов Ярослав
10.Паталах Варя
11.Толмаченко Арина
12.Шваб Настя
13.Пастушенко Варя
14.Елисеенков Семен
15.Балихин Егор
Карта индивидуальной диагностики детей в средне - старшей школе группы (на начало и конец учебного года)
№ | Список детей | «Моя родословная» | «Малая родина» | «Начальные навыки туризма» | «Охрана природы» | «Поиск» | Общая оценка | Уровень развития | |||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. | Кира | 1 | |||||||||||||
2. | Регина | ||||||||||||||
3. | Даня | ||||||||||||||
4. | Амина | ||||||||||||||
5. | Лиза | ||||||||||||||
6. | Саша | ||||||||||||||
7. | Паша | ||||||||||||||
8. | Юля | ||||||||||||||
9. | Ярослав | ||||||||||||||
10. | Арина | ||||||||||||||
11. | Настя | ||||||||||||||
12. | Егор | ||||||||||||||
13. | Варвара | ||||||||||||||
14. | Варя | ||||||||||||||
15. | Семен |
Система оценивания:
3 балла - высокий уровень представлений 21 балл – высокий уровень знаний
2 балла – средний уровень представлений 13 – 20 баллов – средний уровень знаний
1 балл – низкий уровень представлений ниже 13 баллов – низкий уровень знаний
Литература
1Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001
2Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детскомсаду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
3Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989
4Воспитательнаясистема«Маленькиероссияне».Подобщ.ред.Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
5Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982
6Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979
7Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995
8Города России. Большая Российская Энциклопедия. – М.: 1994
9Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3 2006
10 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.:Скрипторий 2003, 2010
11ЗябкинаВ.В.,ЛьговскаяН.И.,МикляеваН.В.Нравственноэстетическоевоспитаниевдетскомсадуишколе:реализациясовременныхфедеральныхтребований:Методическое пособие. – М.:УЦ «Перспектива», 2011
12 Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2007
13 Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – СПб., 1998
14 Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994
15 Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников:
Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010
16 Лубячов М.Д. Смоленск. – М.: 1988
17 Махалева Н.Е. Расскажу о городе своем. – М., 2009
18 Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитаниядошкольников. Под общ.ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. –М.:Мозаика-Синтез, 2004
19 Мосалова Л.Л. Я и мир. – М.: Детство – пресс, 2009
20 Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников:Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010
21 От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательнаяпрограммадошкольногообразования.Подред.ВераксыН.Е.,Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
22 Ражнев Г. Герб Смоленска. – Смоленск, 1993
23 Справочник старшего воспитателя. № 1 2007
24 Фалькович Г.А., Барылкина Л.П. Край мой Смоленский. – Смоленск,1995
25 Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности
для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010
26 Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Дополнительного образования /кружковая работа/ « РОДНИЧОК»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...
Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Мультстудия "Родничок", старшая группа.
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов патриотического содержания ....
Парциальная программа дополнительного образования «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию
Воспитание начала гражданственности на основе формирования у детей дошкольного возраста представлений о русской национальной культуре...
Дополнительная программа по ознакомлению с родным краем "Мой поселок. Мой район. Моё Подмосковье". Для детей 4-7 лет
В течение последних 3 лет, в МДОУ реализуется программа "Мой посёлок. Мой район. Моё Подмосковье." Данная программа реализуется в рамках регионального компонента ООП МДОУ.Программа расс...
программа дополнительного образования по краеведению "Родничок"
Пояснительная записка:Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человек...
Программа дополнительного образования"Родные просторы"
1. Программа дополнительного образования для старшего возраста...
Программа дополнительного образования «Мой родной город - Архангельск» для детей 5-8 лет
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Архангельской области.В программе дополнительного образования «Мой родной гор...