Проект "Есть город особый на свете..."
проект (старшая группа) на тему

Сидорова Татьяна Александровна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию, направленный на ознакомление детей с малой родиной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями родного города Междуреченска. Все это способствует формированию таких черт характера, которые помогут ребенку, стать патриотом и гражданином своей Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx406.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 « Тюльпанчик»

МБДОУ «Детский сад № 43 «Тюльпанчик»

ул. Лукиянова, 25                                                                            Тел.: (384-75) – 3-94-77

     г. Междуреченск, Кемеровская обл.                                 e-mail: tulpanchik.43@yandex.ru   

     652870

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию
«Есть город особый на свете…»

Выполнил:

Сидорова Татьяна Александровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Междуреченск 2018

Актуальность

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Детский сад, наряду с семьей, является важнейшим социальным институтом воспитания детей дошкольного возраста.

        Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

        Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.

Знакомство детей с малой родиной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

        Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усилия работы в данном направлении, пополнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Есть город особый на свете...»

                         

Цель проекта:

        Формирования у детей старшего дошкольного возраста  нравственно – патриотических чувств и становление основ гражданственности в процессе реальной жизнедеятельности.

Задачи проекта:

  1. дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;
  2. развитие у детей социальной компетенции;
  3. познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  4. расширить знания детей о флоре и фауне города;
  5. воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
  6. формировать желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Продолжительность проекта:   4 месяца (апрель – июль)

Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении города Междуреченска.

Направленность проекта:  информационно – практико – ориентированный.

Образовательная область:  «социально-коммуникативное развитие».

Области интеграции: «социально-коммуникативное развитие»; «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «художественно-эстетическое развитие»; «физическое развитие».

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальный руководитель, родители.

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, методов и форм взаимосвязных мероприятий, которые предусматривают поэтапную организацию  социокультурного образовательного пространства для приобщения детей к истории и повышению интереса к знаниям о родном городе и участия родителей в совместной деятельности.

Метод проекта позволяет детям освоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Ожидаемые результаты

  • расширение и активизация знаний у детей о родном городе, его природе;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей;
  • пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю;
  • формирование чувства национального достоинства, ответственности, семейной и гражданской принадлежности;
  • расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, заповедник, к памятникам нашего города;
  • повышение уровня компетентности всех участников проекта по теме;
  • воспитание экологически грамотных детей, умеющих логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков, своего поведения в природе.

Этапы (механизм) реализации проекта

№ п/п

Название мероприятия

Краткое описание мероприятия

Участники

1 этап (организационный)

1

Обсуждение целей и задач проекта.

На педагогическом совете выявить актуальность проблемы, определиться с названием проекта, определить цель и задачи.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист

2

Составление плана работы.

Составление плана работ по реализации задач проекта;

определение ответственных за мероприятия.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист

3

Побуждение интереса к проекту всех его участников.

На родительском собрании осветить проблему нравственно-патриотического воспитания дошкольников и ознакомить родителей с проектом.

Воспитатели,

музыкальный руководитель, методист, родители

2 этап (подготовительный)

1

Привлечение родителей к сбору материалов по теме проекта.

Сбор материалов о родном городе для выставки (старые фотографии, вырезки газет).

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист, родители

2

Выборка материалов по тематике.

Подбор фотоматериалов, иллюстраций, художественной и методической литературы.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист

3

Разработка рекомендаций для родителей.

Разработка педагогами рекомендаций для родителей о закреплении и активизации знаний у детей по данной теме.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист

4

Работа над презентацией.

Разработка презентации к празднику дня города «С днем рождения милый город».

Воспитатели, музыкальный руководитель

3 этап (основной)

1

Фото – выставка «Какой был наш город?»

Организация фото – выставки из старинных фотографий .

Воспитатели, дети

2

Проведение с детьми бесед: «Наш город», «Природа родного края», «Город – труженик», «Безопасность в городе», «Город спортивный», «Коренной народ нашего края», «Достопримечательности нашего города», «Улицы города», «Охраняй природу!», «Лекарственные растения».

Ознакомление детей с новыми знаниями, расширение  и уточнение имеющихся знаний о родном городе (на занятиях, прогулках, через художественную литературу).

Воспитатели, дети

3

«Как зарождался город?»

Экскурсия в краеведческий музей

Воспитатели, дети

4

Изготовление тематических альбомов: «Птицы Кемеровского края»; «Животные Кемеровской области»; «Деревья и растения Кемеровской области».

Совместно с детьми оформить тематические альбомы (фотографии, стихи, загадки).

Воспитатели, дети

5

«На зеленом лугу».

Проведение праздника – развлечения.

Воспитатели, дети

6

«Мой Междуреченск».

Конкурс чтецов.

Воспитатели,

родители, дети

7

«День защиты от экологической опасности».

Участие в городском конкурсе по проведению Дней защиты от экологической опасности на территории МГО.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист, родители, дети

8

«Скажи свое слово в защиту природы».

Участие в городском экологическом шествии совместно с родителями.

Воспитатели, методист, родители, дети

9

«Животные – забавные и опасные».

Экскурсия в заповедник «Кузнецкий Алатау», знакомство с животными нашего края.

Воспитатели, методист, родители, дети

10

«Достопримечательности нашего города».

Конкурс рисунков в Центре Детского Творчества.

Воспитатели,

родители, дети

11

«Мой родной город».

Викторина на выявление и уточнение знаний детей о родном городе.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист, родители, дети

12

«День города»

Проведения праздника, посвященного дню рождения города: чтение стихотворений, пение песен, проведение конкурсов и эстафет и т.д.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист, родители, дети

13

«Герб нашего города»

Конкурс творческих работ – совместно с родителями изготовление герба  города (нетрадиционные техники).

Воспитатели,

родители, дети

14

«Администрация нашего города».

Коллективное выполнение панно из цветной материи на картоне – конструирование администрации

Воспитатели,

дети

4 этап (заключительный)

1

«Природа нашего края».

 Коллективное изготовление фото-газеты.

Воспитатели,

дети

2

«Родному городу здоровое поколение».

Проведение спортивного праздника – развлечения с привлечением родителей.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист, родители, дети

3

«Фильм о родном городе – Междуреченске».

Презентация проекта детям и родителям о проделанной работе.

Воспитатели, музыкальный руководитель, методист, родители, дети

4

«Благодарим за помощь».

Объявление благодарности семьям, принимавшим активное участие в проекте.

Воспитатели,  методист, родители, дети

Вывод:

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственного-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, проявлять активность в разных видах деятельности, настойчивость в получении новых знаний.

        У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, играх, так же у детей сформировалось уважительное отношение  и интерес к истории родного города.

        Благодаря проекту, родители проявили активное участие в жизни своих детей и детского сада. Совместный поиск материалов, изготовление творческих работ и участие в праздниках – развлечениях еще больше сплотили семьи. Все это способствовало увеличению совместно проведенному времени детей и родителей, что крайне важно для подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. «Маленький горожанин» [Текст]: программа краеведческого образования дошкольников 6-7 лет /Н.И. Манкова, И.А. Невзорова, Н.С. Ряпосова // Издание 2-е дополненное и измененное. Кемерово 2003.
  2. Вераксы, Н.Е. От рождения до школы [Текст]: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  3. Козлова, С.А.  Я – Человек [Текст]: программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. - М.: Школьная Пресса, 2003.
  4. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: / Петрова В.И., Стульник Т.Д. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Роль проектной деятельности в развитии познавательных интересов старших дошкольников [Электронный ресурс] /З. П. Красношлык //
    В сборнике: 
    Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 86-89. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23901414
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 17.10.2013 год, приказ № 1155 – М.: Просвещение, 2013. –с 2-22.
  7.  Федеральный закон «Об образовании» № 273 в Российской Федерации/ Министерство образования и науки Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 23 июля 2013 года – М.: Просвещение, 2013.
  8. Чечет, В.В. Патриотическое воспитание в семье [Текст] / В. В. Чечет // - Мн.: народная асвета, 1989. - 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Город мой - любимейший на свете»

Тема: «Город мой - любимейший на свете»(Сюжетное, по представлению)Программные задачи: продолжать знакомить с архитектурой; учить изображать архитектурные сооружения родного города с помощью изобразит...

Тематическая праздничная игровая программа, посвященная дню города «Пусть светит солнце над Москвой родной»

Тематическая праздничная игровая программа, посвященная дню города «Пусть светит солнце над Москвой родной» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста.ВзрослыеВедущаяСолнышк...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Город мой, любимейший на свете»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром«Город мой, любимейший на свете»...

занятие Тема: «Город мой, любимейший на свете»

познакомить детей с историей названия  города,    формировать интерес к его прошлому и настоящему;    обогащать и активизировать словарь...

Конспект занятия для детей старшей группы по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Есть город на свете среди городов»

Задачами данной разработки являются знакомство с некоторыми достопримечательностями города Тамбова,обогащение  представлений о городе, в котором мы живём.Воспитание у детей гордости , любови к ро...

Познавательная экскурсия по городу для детей старшего дошкольного возраста «Город в двух частях света»

Цель: формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитание чувства любви к своему городу.Задачи:- развивать познавательный интерес у детей,- обобщать и систематизировать зна...