Занятие с детьми старшего возраста "Устройство русской избы»
план-конспект занятия на тему

Пиногорова Екатерина Александровна

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры путём их знакомства с русской избой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Устройство русской избы»

 

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры путём их знакомства с русской избой.

Задачи:

-систематизировать знания детей о назначении избы, ее функциях, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, предметах быта;

- развивать интерес к жилищу русского человека, его убранству;

- формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой деятельности.

Оборудование:

Домовенок Кузя (игрушка, альбом иллюстраций «Жилища», макет избы, пластилин, краски, круги из белого картона (блюдца).

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма «Приключения Домовенка Кузи»

Заучивание детьми наизусть стихотворения про печь.

Беседа «Как в старину изготовляли печь?»

Изготовление плетеных ковриков из цветной бумаги.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня я шла по дороге, и слышу, кто-то плачет. Оказалось, что это Домовенок Кузя свой дом потерял. Он ходил в гости к Нафане и заблудился.

Педагог показывает детям Домовенка Кузю.

Ребята, давайте покажем ему альбом с изображением различных жилищ, может быть, он там свой дом узнает?

Педагог показывает изображение шалаша.

Педагог: Кузя, это твой дом?

Домовенок Кузя: Нет.

Педагог: Ребята, а что это?

Дети: Шалаш.

Педагог: Удобно ли жить в шалаше?

Дети: Неудобно. Печки нет, дверей и окон тоже нет, темно, холодно, неуютно, спать неудобно, мало места, не годится такой дом для жилья.

Педагог показывает изображение многоэтажного дома.

Педагог: Вот какой красивый и большой дом. Кузя, ты в этом доме живешь?

Домовенок Кузя: Нет, мой другим был.

Педагог: Ребята, как вы думаете, удобно ли в этом доме жить? Как он называется?

Дети: Это многоэтажный дом, построен из кирпича, он светлый, теплый, в нем много окон и дверей. В нем живет много народа, там весело.

Домовенок Кузя: Не хочу много народа, мой дом был деревянный, с трубой, в нем печка была, я люблю спать на печке.

Педагог показывает изображение русской избы.

Педагог: Кузя, может быть это твой дом? Он деревянный.

Домовенок Кузя: Да! Это мой дом! И труба на крыше, и крыльцо, вот моя изба!

Педагог: Ребята, а ведь у нас с вами есть такая изба! Давайте покажем ее Кузе.

Педагог вносит макет русской избы.

Домовенок Кузя: Какая хорошая у вас изба! Почти как моя!

Педагог: В русской избе была одна комната. А что же занимало почти половину комнаты?

Дети: Печь.

Педагог: А из чего делали печь?

Дети: Сначала печи делали из глины, потом из кирпича, а соединяли кирпичи глиной. Педагог: А чем топили печь?

Дети: Дровами.

Педагог: Правильно, топили печь дровами. Самыми лучшими были березовые поленья, потому что они хорошо горят и дают много тепла, в отличие от сосновых и еловых. Дым от прогоревших дров в дымник с задвижкой, а оттуда через трубу на улицу.

Домовенок Кузя: А ваши ребята знают, в какой посуде готовили еду в печи?

Дети: В посуде, которую делали из глины и металла.

Педагог: Правильно. Еду в печи готовили в специальной посуде, которая не портилась при нагревании. Делали ее из обожженной глины, чугуна и различных металлов.

Раньше говорили: «Когда в печи жарко, тогда и варко»

Педагог обсуждает с детьми смысл пословицы.

Педагог: А кто стихи про печь знает?

Ребенок: Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Подлечи и спаси, в дом богатство принеси.

Домовенок Кузя: Спасибо, вам, ребята, за такие добрые стихи про печь. Печь в доме — мое любимое место, там можно погреться и поспать. Но маленькие дети могут с печки упасть. Где же они спали?

Дети: В колыбели.

Педагог: Правильно, в избе обязательно была колыбель (зыбка, люлька, где спали маленькие дети.

Педагог демонстрирует колыбель на макете.

Устройство колыбели было простым и удобным: высокие стенки, крепкое дно, веревки, которые крепятся на крюк в потолке. Материал, из которого делали колыбель, был легким, пропускающим воздух: прутья деревьев или струганые доски. В такой колыбели сладко спали маленькие мальчики и девочки.

Педагог: В каждой избе стоял большой стол (демонстрирует на макете, около него-простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. На эту тему сложено немало пословиц и поговорок:

«Что есть в печи- то на стол мечи» (всё, что было в доме съестного- всё накрывалось на стол к приходу гостя дорогого);

«Не красна изба углами, а красна пирогами» (важен не внешний вид жилища, а уют, достаток, отношение хозяев к людям, их гостеприимство);

«Умей в гости звать, умей и угощать» (хозяин обязан угостить своего гостя всем самым лучшим, что есть в его доме)

Педагог обсуждает с детьми смысл пословицы

Домовенок Кузя: Я люблю, когда приходят гости!С ними весело, можно поиграть. Ребята, давайте поиграем в старинную русскую игру «Передай скалку»

Русская народная игра «Передай скалку»

Нужно передать скалку без помощи рук, спрятав ее под мышку. Кто уронит скалку, тот отвечает на вопросы:

Чем топят печь?

Из чего делали печь?

В чем готовили пищу?

Где спали маленькие дети?

Как называется предмет, в котором хранились вещи?

Педагог: спасибо, тебе, Кузя, за интересную игру! Мы оставляем тебя в твоей избе.

Домовенок Кузя: Ребята, я так хочу, чтобы в моей избе стало еще красивее. Когда я ходил в гости к Нафане, видел у него столько расписной посуды.

Педагог ставит перед детьми проблемную ситуацию "Как помочь Кузе сделать избу красивее?"

Дети предлагают подарить плетеные коврики из цветной бумаги, которые они сделали на прошлом занятии.

Домовенок Кузя благодарит детей и говорит "До свидания"

Педагог проводит рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе "Русская изба"

Конспект  развлечения "Русская изба"  создан для формирования представлений у детей, о жизни и быте руского народа, о его традициях. В нём есть небольшой рассказ детям о жилище русского наро...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».

Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»

Знакомство детей с жилищем, бытом, предметами домашнего обихода крестьянской семьи....

Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...

Конспект занятия в старшей группе "Русская изба"

Формы и методы музейной педагогики.Тематическое занятие  "Русская изба" представляет одну из форм работы с экспозициями музейного уголка "Русский быт". Цель занятия:...

Конспект совместной деятельности с детьми «Путешествие в русскую избу»

Программное содержание: - Расширять элементарные представлениядетей о предметах, характеризующих быт, традиции народа края.Поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению, к действию с ними.Обог...

План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Русская изба"

План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Русская изба"...