Формирование речевых компетенций у дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
консультация (средняя группа) на тему

Фомичева Галина Николаевна

развитие речи через знакомство с русскими народными сказками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевых компетенций у дошкольников через знакомство с русскими народными сказками.

Фомичёва Галина Николаевна

МБДОУ детский сад №11 "Росинка" г. Саяногорск

воспитатель  

Первое произведение, которое слышит ребенок в раннем возрасте – это народная сказка.

Создавали народные сказки не для забавы. Сказки - это мудрые воспитатели ребёнка. Сказки всегда поучительны. С помощью сказки ребенок знакомится с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Сказка, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление, воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает ребенку в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.

Важная задача в этот момент – подготовить ребенка к полноценному восприятию литературного произведения, используя методические приемы проведения речевой деятельности, подводя детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций и объяснения незнакомых слов.

- Как вы думаете, что значит для маленького слушателя, это понятие, «осмыслить содержание текста»? Например, для малышей?

В результате дети подхватывают слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышат сказку, т.е. понимают её, представляют все образы. К языку сказки. К искусству слова русского народа, следует относиться бережно, с большой любовью.

В устной передаче интонации народной речи звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», и многие др., рассказчик- воспитатель должен знать наизусть.

По книге лучше читать большие по объёму сказки, как например, «Царевна- лягушка», , чтобы не исказить текст и не снизить их художественную ценность.

В народных сказках широко используются диалоги. («Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок»). Изложение повествования во многих сказках ритмично. Приём троекратного, а иногда и многократного повторения уже придаёт ритмичность развитию действия.(«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др)

Внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ребенку понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций (т.е. речевых умений и навыков).

При проведение речевой деятельности занятия следует организовывать быстро и проводить в бодром, жизнерадостном тоне.

 Важно, чтобы ничто не отвлекало детей от слушания.

Приветливо и спокойно предложив детям сесть, воспитатель проверяет, как они расположились, и начинает занятие показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки, присказки.

Концовка занятия, так же, как и его начало, может носить самый разнообразный характер, в зависимости от содержания литературного материала. Конечно же, не следует забывать об обязательном использовании паузы.

В конце занятия, после исполнения художественных произведений, вопросы воспитателя не всегда уместны и разрушат созданное сказкой впечатление, особенно, если сказка сильно воздействуюет на эмоции детей, например русская народная сказка «Снегурочка». Иногда дети сами задают вопросы. В таком случае на них следует ответить, используя по возможности текст сказки.

Не следует так же морализовать по поводу содержания литературно- художественного материала, говорить о том, хорошо или дурно поступил тот или иной герой.

Например, если после чтения сказки «Гуси-лебеди» воспитатель говорит детям: «Как плохо поступила девочка, что не послушалась родителей, и оставила братца одного. И случилась беда. Вы всегда слушаетесь маму и папу?»

Это не что иное, как открытая мораль, назидание, стирающее впечатление от слушания литературного произведения.

Показ иллюстраций.

В сказках всегда есть иллюстрации, и чем меньше ребенок, которому предназначается книга, тем большее место в ней отводится иллюстрациям: они облегчают детям усвоение содержания прочитанного. Иллюстрации воспитатель показывает детям во время чтения. Сначала рассматривается картинка, а затем читается соответствующий текст; после чтения картинку рассматривают ещё раз.

Часто возникает вопрос о целесообразности объяснения большого количества незнакомых слов, связанных с прошлой исторической эпохой.

Например: «У лисы была избушка ледяная , а у зайчика лубяная». Здесь понятие «лубяная» поясняется рядом стоящим словом «деревянная». Но такой приём возможен только в прозе. Многие незнакомые слова в народных сказках не мешают детям понять содержание произведения, поэтому их можно не объяснять.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, к языку литературного произведения. Творчески активен. Замечает речевые ошибки, исправляет их. Пользуется обобщающими словами и понятиями. Умеет употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные,

Сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.

Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.

После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1.Дидактическая игра «Шляпа фокусника».

Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).

Взрослый показывает шляпу и платок.

- Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра- упражнение. «Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

4. «Собери и расскажи сказку». (Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

5. «Маски». (Маски сказочных персонажей.) Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего одевают маску сказочного героя знакомой сказки, но он не видит какого (у него закрыты глаза). Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому- либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

6. «Что изменилось». (Игрушки из настольного театра.) На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и взрослый убирает одну фигурку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес?» Дети говорят что изменилось.

7. «Кто лишний». На столе или на фланелеграфе, или магнитной доске помещаются герои одной из сказок и один лишний персонаж. Детям до 5 лет взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился. Дети после 5 лет должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

8. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу. Можно включить фоном русскую народную мелодию.)

Ок-ок-ок- стоит в поле…(теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).

9.Речевая игра «Если бы я был(а)…? (Богатырём, Красной шапочкой, Василисой Премудрой, и т.д.) (Игру можно провести с мячом или дети могут передавать по кругу мягкую игрушку, клубок ниток, шляпу- шапку- невидимку.)

10. «Живые картинки». Стакан обернуть детским рисунком, а внутрь стакана вставить свечу. Взрослый предлагает ребёнку придумать сказку об оживших человечках.

11. «Волшебный сказочный салат». На столе стоят фигурки настольного театра, герои из разных сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить новую сказку. (С элементами ТРИЗ.)

 

Литература:

1.М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко «Художественное чтение и рассказывание в детском саду» , М., Просвещение., 1966.,стр. 91.,стр.119- 127.)

2. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».(М., Детская литература., 1985., стр. 201-203.)

3. «Дошкольное воспитание»., № 9., 2005., стр. 18- 67. Статья « Игра в сказку.»; №1., 2005.

4.С. И. Ожегов «Словарь русского языка». ( М., Русский язык.,1987).

5. Е. В. Субботский« Ребёнок объясняет мир».(М., « Знание»., 1985).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...

Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаему...