Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
консультация
Предварительный просмотр:
Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
«Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.
Для достижения цели: формирование речевых компетенций дошкольников через знакомства русскими народными сказками существуют следующие задачи:
• сформировать интерес к русским народным сказкам;
• расширять и активизировать словарный запас детей;
• знакомить с основными жанровыми особенностями сказок;
• развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определяются основные направления деятельности:
1. Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.
Нужно учить детей пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее, вовлекать детей в обсуждение сказкии.
Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.
2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.
Нужно пробудить интерес к родному слову у детей, развить речевую активность, коммуникативные способности.
Для этого берутся отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняют по очереди. Вместе с детьми нужно находить выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запомнят роли всех героев.
3. Театрализованная деятельность.
Вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности, научить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе создается театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности является: игровая деятельность, комплексная деятельность, встречи со сказочными героями, праздники, самостоятельная игровая деятельность.
Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Творческая деятельность включает:
- рассказать знакомую сказку по кругу;
- помоги собрать сказку по картинкам;
-разыграй сказку;
- узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая.,
- продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).
Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль)
Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)
Игровая деятельность:
- физкультминутки по сказкам;
- нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).
Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».
Уважаемые коллеги!!! Читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки. Удачи Вам!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...
Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...
Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...
Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...
«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаему...
"Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками".
Консультация для педагогов...