консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
консультация по развитию речи на тему
Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.
Актуальность выбранной темы не случайна.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.
Для достижения цели, а цель моя является формирование речевых компетенций дошкольников через знакомства русскими народными сказками, поставила следующие задачи:
- рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе ФГОС;
• Сформировать интерес к русским народным сказкам.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок.
• Развивать творческие способности у детей.
Этому вопросу и посвятим наш сегодняшний разговор.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
1 Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.
Задачи на данном этапе: -учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее;
- вовлекать детей в обсуждение сказки.
Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.
2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.
Задачи: -пробудить интерес к родному слову;
- развивать речевую активность, коммуникативные способности.
Для этого брали отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняли по очереди. Вместе с детьми находили выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминали роли всех героев.
4 Театрализованная деятельность.
Задачи: -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;
- учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе я создала театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности я выбрала:
Игровая деятельность,
Комплексная деятельность,
встречи со сказочными героями,
праздники,
самостоятельная игровая деятельность.
Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев я старалась включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.
Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Для этого в своей работе я использую следующие методы и приемы:
Творческая деятельность: - рассказать знакомую сказку по кругу, - помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, - узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., - продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).
Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль)
Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)
Игровая деятельность: - физкультминутки по сказкам, - нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).
Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».
В процессе ознакомления дошкольников с русскими народными сказками, я решаю задачи следующих образовательных областей:
«Социализация» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)
«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.
В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Я обращаю внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекаю родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Провожу родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организую выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».
Мой совет: читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.
Удачи Вам коллеги!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polishchuk_t.k._shablon_skazki.pptx | 888.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи. Речевая компетенция
Актуальность: - Формирование речевой компетентности у дошкольников средствами русской сказки, представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка.
Задачи: рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе ФГОС; Сформировать интерес к русским народным сказкам. Расширять и активизировать словарный запас детей. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Развивать творческие способности у детей.
Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций . Задачи: - учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее ; - вовлекать детей в обсуждение сказки. Этапы работы
Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций. Задачи: - пробудить интерес к родному слову; -развивать речевую активность, коммуникативные способности.
Театрализованная деятельность. Задачи : -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности; - учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
ФГОС Федеральный Государственный образовательный стандарт Познавательное развитие Художественное-эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие Социально-эстетическое развитие
Методы и приемы: 1. Творческие задания - рассказать знакомую сказку по кругу, - помочь собрать сказку по картинкам - разыграть сказку (или фрагмент) - узнать сказку по песенке - продолжи сказку 2. Проблемные ситуации 3. Моделирование сказок 4. Игровые задания - физкультминутки - нарисуй отгадку Дидактические игры - собери портрет героя - узнай сказку
Работа с родителями: Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок Памятки для родителей: «Приобщение дошкольников к чтению», «Домашнее чтение» Выполнение родителями и детьми заданий творческого характера (оформление книги сказок) Выставки работ детей и родителей: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки»
«… Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа » Алексей Николаевич Толстой
Результаты работы: - у детей развивается связная речь, активизируется словарь. - развивается образная речь, диалогическая и монологическая речь, -дети пересказывают небольшие тексты и сказки, драматизируют небольшие, знакомые произведения, -дети умеют работать с мнемотаблицами индивидуально и сообща.
Творческих успехов, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...
Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...
Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...
«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаему...
Консультации для родителей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарн...
Консультации для родителей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарн...