"Формирование культуры здоровья дошкольников посредством использования этнокультурных особенностей Донского края"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект занятия с детьми среднего возраста "Казачьи забавы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachi_zabavy._pererab_otkrytoe_zanyaie.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование культуры здоровья дошкольников посредством использования этнокультурных особенностей Донского края»
Тема занятия: «Казачьи забавы!»
Цель: создание условий для формирования культуры здоровья дошкольников посредствам использования регионального компонента.
Задачи:
Образовательные:
- стимулировать познавательную активность детей, используя разнообразные наглядные средства, словесные методы;
- обогащать образную речь детей посредством художественного слова, устного народного творчества.
Развивающие:
- развивать память, наглядно-действенное мышление, воображение;
- двигательные навыки ( ходьба по узкой ленте, с палочкой на плечах, бег « прямой галоп»по кругу).
Воспитательные:
- создать условия для развития навыков культуры поведения, соблюдения общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками, положительных эмоций от результатов деятельности.
Коррекционные:
- осуществлять дифференцированный подход к работе с дошкольниками в процессе всех видов деятельности;
- формировать у детей правильную осанку в процессе деятельности.
Словарная работа:
Колыбель: люлька,зыбка, подвесная кроватка для младенца.
Стремена: седельная пренадлежность,помогающая всаднику сесть на коня и сохранить равновесие во время верховой езды.
Коновязь: место,гдепивязывают коней в виде столба с кольцами и бревна.
Стать: (Статная) –фигура (фигуристая)
Брод: неглубокое место в реке или ручье,по которому можно пересечь его пешком или верхом на конях.
Предполагаемый результат:
-реализация потенциальных возможностей детей дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности посредством игры.
Предварительная работа:
-Изготовление с детьми атрибутов к игре «Наездники»
-рассматривание иллюстраций, картин, открыток (природа донского края, конь в степи, казак на коне, казак с казачкой и т.д.);
-беседа о родном крае городе Константиновске; его символах;
-беседа о казаках;
-проведение казачьих игр, состязаний;
-чтение казачьих сказок, пословиц, поговорок;
- беседа с родителями об отсутствии у детей аллергии на запахи растений, согласование с медсестрой.
Реквизит: Макет дома, плетень, предметы казачей утвари, бутафорские лошадки, коромысла с вёдрами, казачья фуражка, шашки, костюм казака,стойка с перекладиной,платочки.
Ход занятия:
М.П Дети, у нас сегодня гости.
Давайте поздороваемся с ними .
Дети.Зравствуйте!
Даша. (вбегает и говорит)
Мария Петровна,пойдемте в компьютер поиграем.
М.П .Дашенька ,компьютер-это хорошо но надо больше на свежем воздухе бывать,здесь можно узнать,много интересного.
Смотрите двор т.Ирины .Давайте мы ее позовем.
(зовёт)Тётушка Ирина!!!(Из -за плетня выглядывает казачок Федя.
Федя, :маманька, тебя тут кличут!)
Выходит т.Ирина
Т.Ирина. Кто там зовет меня?
М.П .Да это я с ребятишками.
Т.Ирина. А, Машенька! Милости прошу вас в гости!
Дети. Здорово ночевали !
Т.Ирина. Слава Богу !Проходите во двор.
Федюшка рассаживай гостей.Рассказывайте, с чем пожаловали.
М.П.Т.Ирина ,расскажите нам о казачьих забавах!!!.
Федя.Казачья наука- не простая штука!
Т.Ирина:Да ладно тебе, Федя .
Давайте ребятки,посидим рядком, да поговорим ладком о донском казачестве, его обычаях, традициях.
Т.Ирина: Что за народ живет у нас на Дону?
Дети: Казаки.
Т.Ирина: А скажите, кто такие казаки!
Дети: Вольные люди.
Т.Ирина: Совершенно верно.
В давние времена в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек.
А почему именно по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди?
Дети: (ответы)
Да потому что, где вода – там и жизнь.
Вода нужна для питья.
Для приготовления пищи.
В реке ловили рыбу.
Водой поили коров,коней,овец,коз, домашнюю птицу.
Водой поливали огороды и сады.
Т.Ирина: Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.
А какое главное занятие было у казаков?
Дети:Главное занятие казаков – воинское дело:
Охранять границы России, свою семью.
Защищать Родину от врагов.
Т.Ирина: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.
С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели(прослушивание колыбельной), рассказывали о службе отец и дед .Уже в возрасте 1 года казачка сажали на лошадь. В возрасте 3-х лет казачок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал Дон - батюшку.
Любимым занятием казаков были скачки. Ловко поднимались казаки на стременах, на всем скаку поднимали с земли платки и бусы. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.
Ребёнок: Мы – малые казачата,
Мудрых прадедов внучата
С острой шашкой и конем
Мы в бою не подведем!
Т.Ирина: Ух какие шустрые . Вот, у коновязи стоят кони.Седлайте коней ,да покажите свою удаль.
Федя.Ребята, можно ,я буду сегодня атаманом.
Т.Ирина. Вы не против, дети.
М.П.А мы с девочками посмотрим,сможете ли вы на всем скаку снять плоточек да превезти их нам.
Игра «Наездники»
Т.Ирина. Казаки , а как погоняют лошадей? (Но-о-о!)
А как надо остановить лошадь? (Тпру-у)
Произносить нужно громко протяжно.
( Дети передвигаются «прямым галопом» по кругу,снимают плоточки везут их девочкам. по сигналу останавливаются и выполняют дыхательное упражнение. «Остановка коня» - на выдохе произносят «Тпру-у-у-у».)
Федя .Девчата садитесь мы вас сейчас покатаем.
(мальчики едут по кругу с девочками)
Т.Ирина:Ай да молодцы, казачата. Ставьте своих резвых коней. Не подвели они вас.
Недаром в народе говорят: «Каков казак – таков и конь».
А какие пословицы вы знаете о казаке и его коне?
Дети:Казак с конём ночью и днём.
Казаку конь себя дороже.
Казак без коня –сирота!
Казак сам не съест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Федя. И я пословицу знаю . «Казак как шашкой ,так и ложкой»
Федя .А у меня и шашка казачья есть ,сейчас принесу(дети рассматривают шашку)Смотрите какая блестящая,острая(машет).
Т.Ирина. Ну,не балуй,шашка -не игрушка.!
Т.Ирина.Вы знаете дети,что шашка была верной спутницей казака.Он берег ее пуще глазу и когда надо было реку перейти в брод,он нес ее на плечах.
Т.Ирина.Молодцы казачатки пословиц много знаете,а я еще загадки знаю.
Т.Ирина: Дети отгадайте мою загадку!
Кто вечернею порою за водой бежит к реке,
С распущенной косою, с коромыслом на руке? (дети отвечают)
Ответ(Казачка)
Т.Ирина. Посмотрите какая донская казачка стройная,статная.
Что у нее на плече?(Коромысло)
А что было труднее: принести воду, али шашку уберечь? Предлагаю вам следующее состязание «Пройди по узкой дорожке».
(Мальчики – казачата будут идти по дорожке и пронесут шашку, а девочки – казачки – держа коромысла с вёдрами на плечах,сохранив равновесие.)
Посмотрим, как вы пройдете по узкой тропинке к Дону и обратно.
Подвижное упражнение «По узкой дорожке»
Т.Ирина.Молодцы.
После военных походов и после тяжелой работы в поле, казаки любили собираться на казачьи гуляния, праздники, ярмарки. Веселились, играли, состязались.
Ребёнок:Во станице погулять
Вышли казачата.
Веселятся от души
Парни и девчата.
Т.Ирина: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. А в какие казачьи игры вы играете?
Ответы детей(Плетень,Наездники,Заря -зарница)
Поиграем в игру «Заря – зарница».
(Становитесь в хоровод.)
Описание игры: выбирается заря с помощью считалки:
- Катилась торба с высокого горба,
А в той торбе – хлеб, водица,
Кому достанется – тому водиться.
(Дети встают в круг, руки за спиной, а один из играющих –
Заря. Она ходит сзади с лентой.Дети говорят)
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
На последние слова «Заря» кладет ленту на плечо одному из играющих.
Тот, заметив это, быстро берет ленту, и они бегут в разные стороны по
кругу. Кто останется без места, станет Зарей.
Т.Ирина: Набегались ,наигрались, ,а теперь надо отдохнуть да подышать ароматом донских трав.
У меня как раз припасён и чабрец, и душица, и мята, и ромашка. Сделайте глубокий вдох, и почувствуйте запах донской степи.(проводится дыхательное упражнение)
М.П.Что ж,ребятки,погостили,пора и честь знать ,домой возвращаться.
Т .Ирина .Я нонче узвар сварила да хворост пожарила.
Федя неси поднос с хворостом, да угощай детишек.
М.П .Спасибо т. Ирина за угощение.
За веселые задорные иры.
Т.Ирина. Спасибо ,что навестили нас ,до свидания ,казачата ,приходите еще в гости.
М.П. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»
ВВЕДЕНИЕАктуальность.В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностны...
Консультация для педагогов "Формирование физических качеств дошкольников посредством использования народных игр"
Все мы знаем, детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период: рождения личности, первоначального раскрыти...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ВВЕДЕНИЕАктуальность педагогического проекта. Самоценность периода детства и право ребенка на счастье, необходимость охраны и укрепления здоровья детей декларируется в «Концепции дошкольного во...
Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МДОУ ДС № 39 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» С. ГОФИЦКОЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА РОДНОГО СЕЛА....
Формирование культуры здоровья дошкольников посредством игровых технологий
В методической разработке представлена подборка игр по здоровьесбережению. Прописаны требования к подбору игр по ЗОЖ. Все игры и игровые упражнения классифицированы. Так же представлен опыт ДОУ в рабо...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
Статья обращена к педагогам дошкольных образовательных учреждений. Цель - формирование культуры здоровья у дошкольников через знакомство с русскими традиционными праздниками и обычаями....
Проект "Формирование культуры здорового питания посредством элементов устного народного творчества «Здоровый ребёнок – успешный ученик»"
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...