Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села.
материал на тему
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МДОУ ДС № 39 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» С. ГОФИЦКОЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА РОДНОГО СЕЛА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
МДОУ ДС № 39 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» С. ГОФИЦКОЕ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕСУРСА РОДНОГО СЕЛА.
Современное российское общество находится в тяжелом состоянии. Но мы собрались сегодня не для того, чтобы перечислять пороки нынешнего дня, а решить в совместной работе: как действовать нам, педагогам дошкольных учреждений. И что в эпоху утраты духовных ценностей в наших силах, когда не выполняется основная доктрина патриотического воспитания подрастающего поколения на государственном уровне?
По отношению к детям и старикам меряется здоровье общества. Наше общество больно, так как каждый день с экранов телевизоров звучит информация об убийствах ветеранов, исчезновении малолетних, педофилии. Как в подобных условиях воспитать человека – гражданина?
Два года назад ведущие воспитатели нашего детского сада задумались о создании цикла тематических занятий по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством краеведческого ресурса родного села.
В дошкольном образовании разработано много частных концепций патриотического воспитания. Мы в своей работе взяли за основу опыт московского детского сада № 69. Основная цель концепции – определение места, роли, задач и направлений патриотического воспитания в системе воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения.
Слова выдающегося французского мыслителя Шарля Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» мы взяли за отправную точку создания цикла. Следовательно, первым шагом нашей работы стал взгляд внутрь себя. Кто я? Какой живет моя родина, и малая, и большая, в моем сердце? Ибо только патриот может воспитатель человека, преданного своему отечеству.
Вторым шагом стало определение темы, цели, задач и приоритетов нашей работы.
Тема определена так: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села ».
Ясно обозначилась цель: формирование у детей потребности участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, осознания себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Именно так мы сформулировали ее, потому что легко говорить о любви вообще к необъятной Родине, а вот любить то, что рядом, и любить действенно – сложно.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- создать систему работы, способствующую формированию патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села;
- ознакомить детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного села;
- воспитывать национальный характер, толерантность к людям других национальностей;
- развивать познавательный и мотивационный интерес к образовательному материалу в рамках краеведческого ресурса родного села;
- совершенствовать педагогическую деятельность по развитию патриотического, интеллектуального и художественного потенциала воспитанников.
Высветились следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
- Широкое использование всех видов русского фольклора.
- Приобщение к народным праздникам и традициям.
- Знакомство со славными именами России.
- Знакомство детей с народной декоративной росписью.
- Краеведческий материал – основа понимания своеобразия нашего региона как части огромной страны.
- Целевые прогулки по заповедным уголкам села.
- Детское творчество.
- Физическое воспитание.
- Наблюдение за действительностью. Демонстрация основных прав гражданина России.
- Игры, воспитывающие лучшие гражданские и человеческие качества.
- Трудовая деятельность.
Выбор темы, постановка цели, определение задач и приоритетов продиктовало и основные методы работы:
- Формирование познавательного интереса
- беседы;
- обсуждение телепередач;
- чтение и обсуждение прочитанного;
- эмоционально-нравственные ситуации;
- познавательные игры;
- мини – дискуссии;
- анализ жизненных ситуаций;
- трудовая деятельность;
- творческая деятельность.
- Стимулирование долга и ответственности
- предъявление требований;
- приучение к выполнению требований;
- поощрение за выполнение обязанностей;
- контроль за выполнением требований.
Вышесказанное вылилось в следующие формы работы:
- Беседы о патриотизме, героизме и их проявлениях (Н. Гноевой, И. Анисимов).
- Чтение литературных произведений, способствующих формированию любви к родному краю, селу (сборник «Литература Ставрополья», сказки Кузякиной В.А., «Загадки» Александра Екимцева ).
- Изучение героических и патриотических песен русского народа.
- Знакомство с русскими пословицами и поговорками о патриотизме. Использование их в воспитательной работе с детьми.
- Участие в фольклорных праздниках.
- Посещение музея им. Ю.И. Бельгарова.
- Знакомство с обычаями русского народа, родного села.
- Занятия сельскохозяйственным трудом.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Заочные экскурсии в Ставропольский музей изобразительных искусств, музей народного художника РФ П. Гречишкина.
Определились принципы работы:
- «позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- непрерывность педагогического процесса;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Нами был составлен цикл занятий, включающий в себя 14 основных тем:
- Моя семья;
- Мои друзья;
- Мой любимый детский сад;
- Путешествие в страну профессий;
- Земля гофицкая, родная;
- Петровский район;
- Я и мое имя;
- Отечество мое – Россия;
- Москва – столица России;
- Наши защитники;
- Очень маму я люблю;
- Наши космонавты;
- Традиции моего села;
- Этот День Победы.
Определив направляющие компоненты деятельности, пришли к выводу: нужно воспитывать, опираясь на народное воспитание – оно целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин - защитников, а из девочек – женщин-матерей.
Чувство сопричастности ко всему, что происходит вокруг – основа будущего патриотизма.
В учреждении собран базовый теоретический материал, легший в основу всех составляющих нашей работы. Это подборка материалов по следующим темам:
- «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»;
- «Особенности патриотического воспитания на современном этапе»;
- Методические рекомендации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
- А.С. Макаренко «Воспитание гражданина», М.: Просвещение, 1988;
- В. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека», М.: Педагогика, 1990;
- В.А. Караковский «Воспитай гражданина», Московский рабочий, 1987.
Все это помогло составить разработки тематических занятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста на местном материале, по ним второй год идет работа в апробационном режиме.
Мы спланировали и предположили конечный результат: по завершении тематического цикла занятий воспитанники должны знать и уважать такие традиции своего народа, как любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старикам и старшим, к матери. Воспитанники должны осознать роль труда в жизни россиян, знать и хранить историко-духовную память, культуру и быт своего народа, традиции защитников нашей Родины, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни, помнить заповедь: все народы равны, нет народов больших и малых.
Если говорить языком схемы, в центре всего ребенок – личность, способная вырасти в достойного человека. Для становления его мы действуем по следующим направлениям.
Гофицкое в силу исторических реалий вобрало в себя дух народов, живущих на Северном Кавказе рядом. Отсюда и заповеди, живущие в народе:
- По тебе судят о семье твоей!
- Никогда не воюй со слабыми!
- Сразив врага – будь милостив!
- Никогда не поучай! Будь прост и открыт!
Результаты работы мы оформили в уровневых характеристиках отношения к таким ценностным понятиям, как человек, отечество, знание, воспитывающие патриотические чувства. Пользуясь разработанной нами критериальной картой путем наблюдения выстраиваем уровневые характеристики гражданского становления дошкольников.
Критериальная карта гражданского становления дошкольников
Ценностное отношение к | ||
Человеку | Отечеству | Знаниям |
Социально-педагогическая активность | Социальная активность | Познавательная активность |
|
|
|
Уровневые характеристики гражданского становления дошкольников
Ценности | Уровни | ||
Продвинутый | Допустимый | Минимальный | |
Человек | Знает на уровне суждений о различных социальных ролях человека (воспитанник, воспитатель, друг, мать, отец, сын, дочь и т.д.), умеет выстраивать взаимоотношения с окружающими в соответствии с социальными и этическими нормами; знает и выполняет обязанности воспитанника; активно осваивает и демонстрирует товарищеские нормы отношений (заботу, взаимопомощь, сочувствие); знает и выполняет нормы отношений достойного сына и дочери. | Знает на уровне понятий о различных социальных ролях (воспитанник, воспитатель, друг, мать, отец, сын, дочь и т.д.), под руководством старших умеет выстраивать взаимоотношения с окружающими; знает и выполняет обязанности воспитанника при инструктаже воспитателя; склонен проявлять заботу о других, если это не противоречит его личным планам и делам; демонстрирует поведение достойного сына, дочери при помощи извне. | Имеет представление о различных социальных ролях (воспитанник, воспитатель, друг, мать, отец, сын, дочь и т.д.), не всегда выполняет социальные и этические нормы отношений; выполняет обязанности воспитанника только при помощи воспитателя; редко стремится узнать что-то новое; нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам. |
Отечество | Знает на уровне суждений историю своей семьи, своего края, активно участвует в краеведческой работе по изучению национальных традиций; бережно относится к окружающей природе, заботится о сохранении флоры и фауны родного края. | Знает на уровне понятий историю своего края, семьи, участвует в краеведческой работе при активной поддержки воспитателя; знает о ценности природы и, как правило, охотно участвует в природоохранных мероприятиях. | Имеет представление об истории своей семьи, родного края; чаще всего не проявляет интереса к краеведческой деятельности, редко участвует в природоохранных мероприятиях. |
Знание | Активно участвует в познавательной деятельности, проявляет самостоятельность | Под руководством воспитателя участвует в познавательной деятельности. | Не испытывает интереса к познавательной деятельнсти. |
За прошедшие два года анализ наблюдений за учебной, игровой, трудовой деятельностью воспитанников показал положительную динамику.
Возраст | Всего детей | 2011-2012 уч.год | Всего детей | 2012-2010 уч. год | ||||
продвинутый | допустимый | минимальный | продвинутый | допустимый | минимальный | |||
Средний возраст | 18 | - | 11 | 7 | 18 | 3 | 11 | 4 |
Старший возраст | 18 | 3 | 10 | 5 | 18 | 7 | 10 | 1 |
Динамику можно наблюдать в следующей диаграмме:
Работа по патриотическому направлению продолжается, обновляется, корректируются планы. Вместе с тем, мы понимаем важность систематизации накопленного опыта работы по теме, описания данного опыта, формирования методических наработок, расширение методов и приемов стимулирования внимания родителей к внутреннему миру детей. Мы стараемся внести во все занятия большую настоящую жизнь, с печалями и радостями. Это раздвигает привычные рамки учебно-воспитательного пространства. Считаю, что именно в этом и есть зародыши, из которых вырастает чувство патриотизма. Еще не закончился апробационный период, но положительная динамика формирования у детей нравственно-патриотических чувств заметна.
К слову «патриотизм» ведет сложная цепочка: во-первых рассмотрим слово «мораль» - это внутреннее я, голос совести. Мораль диктует нравственность, то есть нормы поведения. Патриотизм же – черта нравственного человека. Безнравственный человек никогда не станет патриотом. Все начинается с детства. Именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности.
Рисунки мамам к 8 марта, поделки папам ко Дню защитника отечества – это любовь и внимание, воскресные встречи с бабушками, дедушками – забота и нежность, уход за младшими в семье – ответственность. Семья и дружные соседи – в радости, в печали вместе – это уже мир села, сад – где ребенка ждут – это друзья – это отражение большого мира, который называется родной страной.
Традицией стали для наших воспитанников целевые экскурсии по родному селу: в музее мы знакомимся с новыми экспозициями, подходим вновь к фотографиям односельчан, погибших в Великую Отечественную. Никогда рассказ экскурсовода не остается без вопросов ребят.
Экскурсия на мемориал особая. Здесь дети учатся скорбеть. Для маленьких это трудно, но они внимательно слушают воспитателя, а мальчишки снимают шапки.
Дети смотрят на длинный список погибших, находят свои фамилии и понимают: теперь защитники – они.
9 мая все старшие дети на сельском митинге вместе с родителями. Стало традицией накануне праздника делать фронтовые треугольники – рисовать цветы и коряво, с помощью воспитателя писать «Спасибо!», а затем, после митинга вручать ветеранам, не просто подавая конверт, а сказав: «Это письмо, дедушка, Вам от меня».
На мемориале мы кладем к подножию цветы, срезанные аккуратно на садовской клумбе.
После последнего посещения воспитатель провела с детьми старшей группы ассоциативную беседу, задав вопрос: «Что вы ощутили, когда прикоснулись к холодному металлу орудия?» Ответы были разными, но ответ Арсения Ляшенко поразил до слез: «Теперь я должен защищать Родину». У орудия дети хотят сфотографироваться всегда. И всякий раз мы это делаем, ведь мы прикасаемся к истории.
Ежегодно в один из майских дней проводится военизированная игра «Найди флаг». Ориентируясь по стрелкам, пометках на деревьях, кустарниках, даже по следам в песочницах маленькие разведчики выполняют задание.
Мы ушли от игр, в которых побеждает дружба. Пусть наши ребята учатся и побеждать, и достойно проигрывать.
Также стали традиционными конкурсы рисунков, создание вернисажей, в которых отражается красота наших родных мест – поля в маках, гора Алпатка в тумане, речка Медведка, утопающая в цветущей зелени, домики и дома, в которых живут наши жители. На рисунках – яблоневые сады, цветущий абрикос, корова с теленком, солнышко над детским садом, сморщенные руки прабабушки, сидящей под портретом ушедшего на фронт и не пришедшего до сих пор прадеда.
Ни одна выставка не проходит без комментариев воспитателя, приводящих самих детей к выводу: все прекрасно на своей земле, потому что она как мать – ближе и роднее нет ничего на свете.
Наши девочки учатся величать мальчиков, а мальчики девочек – трудно найти красивые и торжественные слова, но они находятся после бесед о роли мужчины и женщины в семье, совместных с родителями праздников. Вот так выглядела пока лучшая речь девочки, Гаврюшенко Лизы: «Здравствуй, Саша, смелый, красивый, добрый мальчик. Счастья тебе и радости!»
До всего детям дело: рисуют русский костюм, нарядных матрешек, учатся хозяйничать у печи, знакомятся с названиями кухонной утвари…
А тут и Масленица пришла. Хорошо праздновать с родителями! И это тоже традиция!
На занятиях физкультурой, прогулках играем в забытые детские игры, не только русские, но и тех национальностей, которые проживают в Гофицком.
Все: и пословицы, и поговорки, и русские сказки, и стихи о природе – все это Россия!
Русский костюм – радостный и яркий – это Россия.
Многонациональное село – это Россия.
Село наше – дружная семья. Вместе убираем, чистим его, вместе сажаем деревья, все ходим на все праздники на сельскую площадь, на культурные мероприятия в Дом Культуры, на большие школьные праздники. С малолетства дети знают лучших людей села и хотят походить на них.
Народные песни, частушки, сказочные персонажи из русских сказок на праздниках, развлечениях – это Россия.
Взаимодействие детского сада с социумом дает реальные положительные результаты.
Это пока небольшой, но заметный вклад в великое дело патриотического воспитания наших детей.
Думаю, мы на верном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села".
Презентация "Формирование патриотических чувств дошкольников посредством использования краеведческого ресурса родного села"....
«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»
В консультации раскрывается методика организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию...
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы. (2 с...
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взр...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы. У детей искажены представл...
Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности
В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников. Авторы акцентируют внимание педагого...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...