Волжская Булгария
презентация на тему
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИЕЙ
Генералова С.Г.
МАДОУ№ 17 г. Нижнекамск
Возрастная группа: подготовительная к школе
Задачи: Дать знания детям об образовании Древней Булгарии, ее расположении на землях современности, о труде людей в сфере земледелия, животноводства, торговли и защиты своего государства, быте, культуре и традициях, расширять кругозор детей на основе исторических данных, развивать навыки диалогической и монологической речи с употреблением новых слов-названий зданий, сооружений, воспитывать любовь к Родине, развивать чувства патриотизма.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение, художественной литературы, музыка.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, мультимедиа оборудование, ноутбук слайды-иллюстрации о древнем городище, татарские, русские, чувашские, мордовские национальные костюмы, разрезные картинки.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, слушание музыки, составление пазлов, составление рассказов, заучивание стихов.
Ход НОД:
- Сегодня я вам расскажу о Волжской Булгарии. Долгое время городище оставалось загадочным памятником истории. Руины каменных древних зданий свидетельствуют о былом величии города. Столица Волжской Булгарии город - Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями. До наших дней сохранились развалины (просмотр слайдов) «Черной палаты», Малого Минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы (Восточный мавзолей, Соборной мечети. В городе был водопровод, существовал монетный двор. Древний город возник на северо-востоке и расширялся в направлении юго-запада. Продолжит мой рассказ бабушка и внук (подготовлен заранее, герои одеты в национальные костюмы рассказ идет с показом слайдов).
- Что, сынок?
- Бабушка, ты знаешь, Булгар - это средневековый город, который находится левом берегу Волги. В 14 веке город был разрушен ханом Булак-Тимуром. Религия - ислам.
- Да. сынок, терпел народ гнетенья и побои.
- Бабушка, а ты знаешь, в Булгарах велись раскопки. Там были найдены даже остатки домов, бань, орудия труда, вещи. Очень славились булгарские мастера - каменщики, кожевники, кузнецы. А их изделия: кожа, мех, мед, были известны во многих странах. Бабушка, о чем мечтали наши предки?
- Они мечтали, чтоб жили в счастье дети,
Чтобы все время пели соловьи
Они мечтали, думали что будет,
Смотрели в небеса, смотрели на луну,
И сотни душ на перепутье разных судеб
Ходили медленно молиться поутру»
- Бабушка, посмотри, вот Соборная мечеть, Малый минарет, Успенский монастырь, они сейчас восстанавливаются».
- Сынок, узнал ты, кто народ? И эта древняя земля! О том, что в час вечерний или утром ранним узнали все, что там была огромная страна
- Да ребята, Булгар (Булгария) - Волжско-Камское раннефеодальное государство, существовавшее в IIX-XIII вв, в Среднем Поволжье и Прикамье, на территории современного Татарстана, Чувашской республики, Ульяновской, Свердловской областей, части Башкортостана.
Основным занятием булгар были сельское хозяйство и торговля. Они выращивали пшеницу, ячмень, просо, сеяли чечевицу и горох. Разводили лошадей, коз, коров, овец. В местах богатых лесами, булгары ходили на охоту. Особый интерес вызывали пышные звери - соболи, белки, лисы. В лесах также было много диких пчел, и булгары собирали мед. Ловили рыбу: осетров, стерлядей, сомов, сазанов.
Городское население занималось ремеслом и торговлей. Принятие ислама Волжской Булгарией имело важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, различных наук (химии, физики, медицины) и музыки.
Послушать татарскую народную мелодию «Родной край».
Музыкальный руководитель: Какие чувства вы испытали, слушая эту мелодию? Слушая эту мелодию, мне стало грустно. Мне захотелось увидеть что-нибудь хорошее. Мне захотелось плакать. Когда я была в Эмиратах, я ходила в большую мечеть и слушала там подобную мелодию. Я была в облаках, где было большое озеро , и плавали лебеди. Я почувствовала, что это мелодия медленная и мне захотелось под нее танцевать вальс.
Музыкальный руководитель: Мелодия воспевает красоту родного края. Она медленная, плавная, под нее хочется танцевать. Так потанцуйте же, как вам хочется. (Музыка повторяется, дети выполняют танцевальные движения по одному и в парах)
- Булгары - это Древние предки татар, а сейчас давайте прокрутим «Колесо истории » и попутешествуем по Волжской Булгарии, а вы расскажите мне о чем узнали и что запомнили :( просмотр слайдов рассказ детей об увиденном по слайдам)
-Это карта Булгарии Булгары оказывали героическое сопротивление монгольским захватчикам, это высоко характеризует военную подготовку феодальных войск булгар во главе с княжеской дружиной
-Рукопись - первоначально булгары пользовались рунической письменностью, с принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита.
-Многие образцы подписей на памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах являются настоящими произведениями - каллиграфии. Каллиграфия - искусство красивого и четкого письма
«Шамаил» стенная панель с изречением из священного Корана
(Материал для воспитателя: С 60-ых годов Х1Хвека начинают археологические изучения памятника. Благодаря археологам стало возможным изучение исторической топографии города. Прослежены остатки каменных площадей, искусственных водоемов, фонтанов, водопроводных, канализационных линий, отопления, объектов городского благоустройства.
Руины каменных древних зданий свидетельствуют о былом величии города.
Малый минарет - сравнялись с землей умиротворявшие ряды могильных холмиков, восполнявшие пустоту пространства вокруг минарета после того, как потерялась в тревожной суете дней его спутница мечеть. Легко узнаваем одинокий силуэт Малого минарета.
Общий вид: недалеко от Малого минарета стоят два замечательных памятника болгарской архитектуры XIVb. - один из них Черная палата. О назначении, которой спорят, что это мечеть, мавзолей, ханака, ханское судилище и общественная баня - Белая палата.
Вид сверху: на центральной каменной площади находилась каменная Джами Мечеть с Большим минаретом и двумя богатыми мавзолеями. Общий вид - предания говорит, что где - то на главной площади города стоял Царский дворец, пока не выявленный исследователями).
- Вот мы с вами попутешествовали, а сейчас я вам предлагаю собрать картину из частей (дети собирают картинку из разрезанных частей на доске, рассказывают, что получился общий вид памятника)
(Материал для воспитателя: В результате продолжительной борьбы с русскими княжествами и под напором орды Тимура булгары потеряли территории на юге Камы. Независимой осталась только Казань, которая после распада Золотой орды стала столицей, а Поволжье - Казанского Ханства, просуществовавшего вплоть до его завоевания в 1552г русским царем Иваном IV (Грозным), включившим Казанское Ханство в состав государства Российского. Сейчас на месте Казанского Ханства находится республика Татарстан со столицей Казань).
- Какие народы живут на территории нашей Республики Татарстан?
- В Татарстане живут татары, русские, чуваши, марийцы, мордва.
- Правильно ребята, и все народы живут в дружбе и согласии. Давайте споем песню о нашем любимом крае «Мой Татарстан»
- Значительное развитие в Волжской Булгарии получила художественная литература и поэтическое народное творчество. Лучшим произведением стала поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о Йусуфе»), которую вы (мы) обязательно прочитаем. А сейчас послушайте стихи о городе Нижнекамске, которые подготовили дети (Чтение стихов)
- Ребята, вы узнали много интересного, полезного, удивительного о Волжской Булгарии. Что понравилось больше всего? Понравилось слушать рассказ бабушки и внука. Понравилось петь песню о нашем Татарстане.
- Дети, поделитесь своими впечатлениями, знаниями о Волжской Булгарии с родителями, бабушками, дедушками, друзьями. Расскажите о том, что историческая судьба татарского народа, его культура, возникновение и становление Казани - столицы Татарстана — тесно переплетаются с историей Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского Ханства, Российского государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Доктор Айболит в гостях у детей» Сценарий семейного праздника 8 марта для детей средней группы. Автор: Дьячкова Ольга Владимировна - музыкальный руководитель детского сада № 82 "Сказка" г. Волжского Волгоградской области
Совместное творчество детей, родителей и педагогов - источник эффективного взаимодействия....
Булгар и Свияжск
Экскурсия по древним Булгарам и Свияжску...
Булгар и Свияжск
Экскурсия по древним Булгарам и Свияжску...
Историческое наследие булгар
Предлагаемый материал предназначен для воспитателей по гражданско-патриотическому воспитанию детей, а также направлен на приобщение к историческому прошлому родного края. Волжские булгары — легендарн...
конспект НОД "Булгары – древние предки татарского народа"
Цель: Познакомить с историей, культурой, обычаями булгар....
Презентация к конкурсу развивающих презентаций "Великие Булгары - жемчужина Татарстана".
В презентации представлены фотографии и краткий экскурс по историческому архитектурному комплексу Великие Булгары - жемчужине и гордости Республики Татарстан....
Виртуальная экскурсия "Великие Булгары"
Великие Булгары - виртуальная экскурсия...