конспект НОД "Булгары – древние предки татарского народа"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: Познакомить с историей, культурой, обычаями булгар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия "Край родной" | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ в подготовительной группе.
Образовательная область «познание».
Тема: «Булгары – древние предки татарского народа».
Цель: Познакомить с историей, культурой, обычаями булгар.
Программное содержание:
- Познакомить детей с историей татарского народа. Закрепить знания детей о татарских народных праздниках «Сабантуй», «Навруз», «Каргаботкасы».
- Развивать монологическую речь, элементы логического мышления, умение рассуждать, обобщать, анализировать, развивать память, воображение через художественное творчество.
- Воспитывать у детей чувство гордости и любови к своему народу.
Интеграция областей: Социализация, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Физическая культура.
Дидактический материал:«Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаеховой; дидактическая игра «Колесо истории»(Круг в виде колеса со стрелкой по середине, поделенного на пять частей, на каждом из которых изображены элементы орнамента (тюльпан, колокольчик, ромашка, трилистник), обозначающие номера заданий и музыкальный скрипичный ключ.Стрелка раскручивается и останавливается на одном из элементов.); игра на интерактивной доске в программе SMART«Одень куклу в татарский национальный костюм»; игра в программе PowerPoint«Угадай-ка»(презентация файлов в программе с изображением достопримечательностей древнего города Булгар: Ханский дворец, Соборная мечеть, Северный мавзолей, Восточный мавзолей, Малый минарет и ханская усыпальница, Белая палата, Южные ворота.)
Демонстрационный материал: Презентация в программе PowerPoint «Происхождение татар», «Образцы орнамента ювелирных изделий»; географическая карта России;книгиС.Шамси, И.Измайлова «Волжская Булгария», А.Губайдуллин, И.Каримов «Города Волжской Булгарии».
Раздаточный материал:Шаблоны разнообразной формы из фольги, шариковая ручка, мягкая подставка.
Оборудование: Интерактивная доска, ноутбук.
Предварительная работа:Рассматривание географической карты России, рисунков, книг.Обогащение словарного запаса словами:степь, Кавказ, предки, ювелир. Чтение отрывков, в которых дана информация о историческом прошлом татар из книги «Волжская Булгария» авторы: С.Шамси, И.Измайлов и отрывка о древних городах Волжской Булгариииз книги «Города Волжской Булгарии» авторы:А.Губайдуллин, И.Каримов.Совместное изготовление дидактической игры «Одень куклу в татарский национальный костюм». Беседы на темы: «Татарские народные праздники», «Сабантуй», «Навруз», «Каргаботкасы». Рассматривание фотографий праздников, прошедших в детском саду.
Ход:
I.Вводная часть:
(Дети играют в игровой комнате. На интерактивной доске появляется изображение девочки и мальчика в татарских национальных костюмах. Звучит татарская народная плясовая мелодия.) Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Файл № 1 ( Изображение мальчика и девочки в татарских костюмах)
- Ребята, посмотрите на экран. Кто это? А как вы думаете, откуда они? В какой стране проживают? Почему вы так решили? ( Это мальчик и девочка. Они в татарских народных костюмах. Они татары. Живут в Татарстане.На одеждах мы видим элементы татарского орнамента:тюльпан, колокольчик, ромашка,трилистник, полупальметт.)
-Ребята из Татарстана предлагают нам поиграть в игру.
Файл № 2
На экране появляются изображения девочки имальчика. В нижней части экрана размещены изображения разнообразной одежды( платье, калфак, фартук, кожаные туфли, сапоги – ичиги, камзол, рубашка, штаны – шаровары, тюбетейка) Воспитатель сообщает детям
-Дети из Татарстана предлагают поиграть нам в игру «Одень куклу в национальный костюм». Правило игры таковы: нужно выбрать предмет из татарской национальной одежды для мальчики или для девочки. Правильно назвать его на татарском языке и надеть на соответствующее изображение. Ели предмет одежды мужской одеваем его на мальчика, если женский то на девочку. Будьте внимательны. ( Дети по очереди выходят к интерактивной доске и выполняют задание). Воспитатель благодарит их за правильно выполненное задание и сообщает следующее:
- ребята, не зря на нашем волшебном экране появились наши герои. Мы ждём их сегодня в гости.
-Как мы с ними поздороваемся на татарском языке? Как пригласим их к нам?
(Дети вспоминают, как на татарском языке здороваются, приглашают и как встречаютгостей.)
II.Основная часть:(Стук в дверь, заходят девочка и мальчик ,одетые в татарские национальные костюмы. Здороваются на татарском языке.)
-Здравствуйте. Проходите гости дорогие. Как у вас дела? (на татарском языке)
-Ребята, Давайте спросим у гостей как их зовут?. (задают вопрос на татарском языке поочередно девочке и мальчику. Гости отвечают на поставленные вопросы.
- Как тебя зовут? (на татарском языке)
- Я Ляйсан. (на татарском языке)
-Я Ильнур. (на татарском языке).
Ляйсан предлагает детям рассмотреть принесенные предметы.
-Ребята, посмотрите. Как вы думаете, что это такое? ( В руках у Ляйсан круг в виде колеса со стрелкой по середине, поделенный на пять частей, на каждой из которых изображены элементы орнамента (тюльпан, колокольчик, ромашка, трилистник), обозначающие номера заданий и музыкальный скрипичный ключ.). Что могут обозначать изображенные элементы?
(Выслушиваются ответы детей.Далее Ляйсан объясняет: )
- Мы принесли игру, которая называется «Колесо истории» Она поможет нам отправиться в путешествие по прошлому. Посмотрите на наше волшебное колесо, элементы орнамента на нем обозначают игры и задания, скрипичный ключ обозначает музыкальную паузу.Стрелка нам покажет, что нам нужно делать, только для этого нужно раскрутить ее. Воспитатель предлагает начать игру и приглашает к колесу первого желающего участника.
-Саида, подойди, раскрути стрелку. (Стрелка останавливается на картинке.На экране появляется изображение почтового конверта, звучит первое задание.)
- Письмо от наших предков.(На интерактивной доске показывается презентация в программе PowerPoint «Происхождение татар».)
-Послушайте письмо из прошлого.
(прослушивание электронного письма)
-Давным-давно, много лет тому назад, жил народ в степях Кавказа, который назывался булгары. Основателем ВеликойБулгарии был Курбат хан. С тех пор прошло много лет. Хан укреплял созданное им государство. ОднаждыКурбат хан тяжело заболел. И собрав своих сыновей, он велел им быть вместе, чтобы их никто не смог победить, одолеть. Однако сыновья не послушали мудрого совета отца. Один из сыновей ушёл на берега реки Дунай и основал там своё государство. Другой сын стал кочевать в степях. Третий сын поселился на средней Волге.(показать на карте) После смерти Курбата хана Великая Булгария распалась. Тяжело пришлось сторонникам третьего сына. Им приходилось много сражаться за новую землю. Булгары осваивали новые края и поселились на средней Волге. Свои селенья они укрепляли крепкими бревенчатыми стенами. Дома строили в виде шатров, углубленных в землю. Со временем на берегу реки Волги вырос очень красивый, богатый город Булгар. Но по соседству жил воинственный кочевой народ – кыпчаки («половцы»). Они часто совершали набеги,разоряли и сжигали город. Тогда Булгары пустились вдоль реки Волги (Итель) в поисках нового места для города, которым в дальнейшем стал город Казань. С тех времён стал зарождаться великий народ, который позднее стал называться – татары.
Ляйсан и Ильнур спрашивают детей о том, понравилось им письмо или нет. Воспитатель предлагает детям вспомнить содержание письма с помощью вопросов.
- Ребята, кто был основателем ВеликойБулгарии? (Курбат хан.)
-Где основались сторонники третьего сына Курбат хана? (Сторонники третьего сына Курбат хана поселились на реке Волге
-Как называется город, который они построили? (Город Булгар.)
-Кем являются древние предки татар? (Древние предки татар – булгары.)
-Молодцы, ребята.
- Анвар, раскручивай «Колесо истории» дальше.(Стрелка останавливается на музыкальном скрипичном ключе.На экране высвечивается следующее задание – музыкальная пауза)
-Музыкальная пауза. Какая мелодия звучит? (Включается татарская народная плясовая мелодия.Воспитатель на татарском языке приглашает детей танцевать.)
- Аня, раскрути «Колесо истории».
(Раскручивается «Колесо истории», стрелка остановилась на картинке.На экране изображение с панорамой города. Звучит следующее задание: древние города наших предков.)
(Ильнур предлагает детям подойти к карте.Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту и задает вопросы:)
-Какие древние города мы знаем? (Булгар, Биляр, Сувар)
-Посмотрите и найдите на карте древний город Булгар?
(Дети находят на карте город «Булгар» воспитатель делает обобщение:)
-На берегу полноводной Волги, ниже устья Камы расположен один из замечательных памятников нашего культурного наследия – Булгарское городище.А сейчас я предлагаю Вам повернуться к экрану и поиграть в игру «Угадай - ка». (на интерактивной доске демонстрируются достопримечательности древнего города Булгар( Ханский дворец, Соборная мечеть, Северный мавзолей, Восточный мавзолей, Малый минарет и ханская усыпальница, Белая палата, Южные ворота) дети угадывают названия.)
(Воспитатель хвалит детей и предлагает раскрутить «колесо истории» .Один из детей крутит колесо. На экране высвечивается картинка с изображением татарских народных праздников. Воспитатель задает вопрос:)
-Ребята,какие татарские народные праздники вы знаете? («Сабантуй»,«Навруз», «Каргаботкасы».)
-Эти праздники тоже пришли к нам издревле.
-Когда отмечают праздник «Навруз»? Кто это Навруз?(Навруз отмечают 21 марта. Это праздник нового года. День весеннего равноденствия. Первый день начала весны. В гости приходит девушка Навруз. В Наврузготовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов.)
-Кого встречаем в праздник «Каргаботкасы»?(Это праздник птиц. Встречают первых перелётных птиц. Для них готовят кашу.)
-Что за праздник Сабантуй? (Праздник плуга.Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ,теперь же — в честь их окончания.)
-Хотите поиграть в игру, которую проводят на празднике «Сабантуй». Игра называется «Бег в мешках». Я предлагаю вам взять мешки и встать в один ряд вдоль стены. Кто первый добежит до ориентира, оранжевой ленты, тот и победит. Начинаем бег тогда, когда включится музыка (Дети выстраиваются в один ряд, берут мешки и под музыку начинается соревнование, кто быстрее добежитдо ориентира.)
(Воспитатель предлагает победителю соревнования раскрутить «Колесо истории».)
- Аня, молодец, тебе раскручивать«Колесо истории». (Раскручивает «Колесо истории». На экране изображены картинки: кузнец, кующий подкову, стадо животных, монеты.Воспитатель задает вопрос:)
- Догадайтесь, какими ремеслами занимались древние булгары?
- Да, древние булгары занимались земледелием, животноводством, кузнечным делом, чеканкой монет,ювелирным делом.
-Ребята, сегодня я предлагаю вам открыть ювелирную мастерскую и сделать подарки для гостей в виде великолепной броши . Для этого вам понадобятся : фольга и ручка. Я предлагаю каждому из вас пройти в нашу ювелирную мастерскую выбрать форму для своей броши и образец орнамента.
(Дети выбирают шаблоны форм фольги, орнамента и рассаживаются за столы.)
(Воспитатель обращает внимание детей на экран (Презентация в программе PowerPoint «Образцы орнамента ювелирных изделий»; приём чеканки на фольге.) и обобщает полученные знания детей:)
-Что нужно сделать сначала?
- Фольгу положите на мягкую подставку.
- далее?
- На фольгу положить шаблон орнамента.
- далее?
-Методом тыка по шаблону вычеканивать орнамент.
(Дети вычеканивают орнамент.)
III.Заключительная часть:
-Молодцы. У каждого получилась оригинальная брошь. Подарите свои ювелирные изделия нашим гостям Ляйсан и Ильнуру.
(гости благодарят, прощаются на татарском языке и уходят)
(Воспитатель спрашивает детей:)
-Что нового вы сегодня узнали? Кто древние предки татарского народа?
О чём бы хотели бы узнать ещё?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...
Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”
Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...
Конспект занятия для национальной (средней) группы на тему: «Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа"
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа...
Фольклор татарского народа (на татарском языке)
Хөрмәтле коллегалар, бүгенге темабызны дәвам итеп, минем шуны әйтәсем килә. Без балалар бакчасында тәрбия һәм белем бирү программасында , беренче төркеменнән башлап, балаларның авазларны дөрес ә...
Фольклор татарского народа (на татарском языке)
презинтация для воспитателей и родителей....
Конспект занятия «Знакомство с древней культурой бурятского народа»
Данный конспект поможет вам познакомить детей с древней культурой и обычаями бурятского народа....
Древнейшие предки человека.
Формирование элементарных представлений об истории человечества через реконструкцию образа жизни древних людей....