Программа «Декоративно-прикладное искусство родного края"
методическая разработка на тему
Данная программа создана по книге А. В. Молчевой «Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства» по всем возрастным группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dpi_rodnogo_kraya_doshkolnoe_obrazovanie.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «ИЗО»
Программа «Декоративно-прикладное искусство родного края»
( по книге А. В. Молчевой «Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства»)
Выполнил: воспитатель
Соколова И.А.
стаж в данной должности: 19 лет
имеющаяся категория: первая
г. Туймазы, 2015 г.
Что может быть милей бесценного родного края?
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.
Н.Языков
Введение.
Ум ребенка –
на кончиках его пальцев.
В. И. Сухомлинский.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной и практической деятельностью ребенка.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как она имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, бумаги. Этот интерес вызывает у него чувство радости, удивления.
Программа ставит перед собой цель – формирование художественной культуры детей как части культуры духовной, приобщение воспитанников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен побудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Может быть, оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою «мягкою» среду, как предлагает вальдорфовская педагогика? Или, наоборот, пусть слышат и видят все, что происходит вокруг, авось, да и закалятся?
Думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. Мы предлагаем познакомить детей с нашими башкирскими народными традициями, воспитать их на материале истории нашей Республики Башкортостан.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью башкирского народа, ощутить гордость за свою республику, богатую славными традициями.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративной росписи соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Башкирское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с искусством можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Самые обычные вещи делались простыми людьми в повседневной жизни, доставляя им радость. Понятие народного декоративно - прикладного искусства можно трактовать как область художественного творчества, изначально связанного с народом, его историей, обычаями, празднествами, с хозяйственно - промысловой деятельностью, с постройками жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда.
Самой важной чертой народного искусства является его реальность, которая сочетается с неисчерпаемой фантазией. Успех эстетического восприятия произведений народного декоративного искусства детьми зависит от того, насколько организованна работа по предварительному знакомству с его объектом. То есть от эстетической информации, которая признана, возбуждать не только особый интерес к этим произведениям, но и активизировать и стимулировать воображение, оказывать влияние на развитие детского творчества, помогать им в поиске мотивов и образов, в композиционных построениях и технике исполнения.
Исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.П.Усовой, Б.М.Теплова и другие отмечают, что развитие творческих способностей детей находятся в зависимости от расширения их практического опыта и участия в различных видах художественной деятельности.
Рассматривая изделия народных умельцев, ребенок должен видеть и различать узоры, их расположение в предметах, расположение элементов в узоре, цветосочетание, ритм, симметрию. Через эти произведения он знакомится с материалом, из которого изготовлен предмет, и назначением его в быту. Кроме этого, дети овладевают приемами нанесения узоров, так как в произведениях народного искусства отсутствует иллюзорность, дробность композиции, нет никаких светотеней, недоступных для изображения, техника украшения проста и доступна. Поэтому их рекомендуют использовать в работе с детьми – дошкольниками (А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.)
В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюром, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва - из ритмически повторяющегося ленточного орнамента.
В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый.
В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар – символ бараньих рогов, завитки, ромбы, гусиные лапки, кресты (икс – образный элемент), солнце, сердечко, поднос, птичьи головки, столбики, квадраты, цветок и другие.
Содержание и методика ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством башкир.
Тщательно изучив структуру узоров, выделили наиболее простые, доступные для дошкольников. А так как «Программа воспитания в детском саду» предлагает знакомить детей с народным искусством России, то решили познакомить детей с искусством народа той республики, в которой они живут, следуя принципу дидактики: от простого к сложному и от близкого к далекому. Элементы башкирского народного искусства встречаются детям на каждом шагу: украшения домов, зданий, плакаты, лозунги. Одежда и изделия быта башкир, их орнаментация доступны для понимания дошкольников, поэтому необходимо показывать и рассказывать о них детям, учить изображать эти изделия, украшать орнаментом. Но для того, чтобы проводить успешно эту работу с детьми, воспитатель сам должен знать народное искусство башкир, научится приемам изображения. В детском саду следует иметь изделия декоративно-прикладного искусства: полотенца, паласы, посуду и другие предметы быта, альбомы башкирской росписи. По мере знакомства с промыслом надо устраивать выставки, цель которых знакомить с изделиями башкирского искусства, их орнаментацией и отличительными особенностями этих изделий.
Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, выставки. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки дошкольника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый.
Цель:
Создать условия для формирования общей культуры и развития творческого потенциала через изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан.
Задачи:
1.Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам
башкирского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2.Формирование обобщенных знаний и умений:
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
3.Умение создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4.Воспитывать умение ценить красоту.
5.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам и умельцам.
Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством, его характерными признаками, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи.
Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Полностью согласны с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоить некоторые навыки, составить узор, почувствовать радость творчества».
Младшая группа.
Младших дошкольников следует знакомить с народным декоративно – прикладным искусством башкир через башкирские сказки, игры, игрушки. Рассматривая книги, обращать внимание на красоту одежды башкир, на доступные их возрасту орнаментальные изделия. Внести в работу с малышами настольные игры: «Оденем кукол Айсылу и Булата», «разрезные картинки», всякого рода мозаику, чтобы они сами могли выкладывать доступные башкирские узоры, а вместе с тем знакомились с цветовой гаммой башкирского орнамента. Малышам следует показывать матрешку или куклу – башкирку, рассказывать о ней, называть детали одежды, показывать узоры на платье, говорить, что она именинница, спрашивать хотят ли они сделать в этот день ей приятное и что именно. Вот тут дети проявят свое творчество. Нарисуют палас или коврик, состоящих из двух горизонтальных полос красного, черного или желтого цветов на одном из этих фонов. Это будет для них праздником и создаст настрой для игры, который дети впоследствии разовьют сами (развивающаяся игра), что является предпосылкой к дальнейшей творческой деятельности.
Средняя группа.
В средней группе работа продолжается. Надо показать изделия, которые принесли матрешка или кукла в национальной одежде, рассказать детям о башкирских орнаментах, прочитать сказки, рассмотреть иллюстрации, обратить внимание на одежду, быт башкир. Внести игры «Составь башкирский узор», «Найди и расскажи», «Составь целое», «Одень башкирских кукол», рассказать о работе ткачей, сводить в музей.
Старшая группа.
У старших дошкольников расширять представление о башкирском народном искусстве. Продолжить знакомство с историей жизни башкирского народа, его искусством, одеждой, жилищем, предметами быта, учить замечать в предметах красивое, своеобразное, запоминать их. По окончании работ всегда обращать внимание на правильность построения узора и красивое сочетание цветов, технику рисования. В старшей группе у детей уже имеется опыт по рисованию башкирских орнаментов, знания о них у детей богаче, поэтому можно предложить им более сложные элементы геометрического орнамента, украшая ими концы полотенца, скатерти, сапожки, рубашки, свитера, шарфа и другие вещи домашнего обихода.
Подготовительная группа.
Детям 6-7 лет показать иллюстрации жизни и быта башкирского народа, рассказать об обычаях и традициях. Предложить настольно – печатные игры – «Лото», «Сотки ковер», «Найди свой элемент» и другие. Сводить в музей, магазины «Сувениры», «Подарки» с тем, чтобы дети смогли познакомиться с разнообразием башкирских сувениров.
Далее можно предложить серию занятий по украшению одежды: халата мужского, мужской рубашки, оборок платья и самого платья на силуэтах, предложив предварительно настольно - печатные игры типа «Башкирское лото», «У кого такой же», «Запомни свой узор и составь его», «Дорисуй и раскрась» и другие, которые помогут в усвоении приемов изображения и в выявлении знаний о башкирском орнаменте.
Все эти занятия прививают детям любовь к народному творчеству, учат уважать труд старших, воспитывают чувство гордости за свой народ, трудолюбие, усидчивость, развивают художественный вкус и творческие способности.
В подготовительной группе необходимо провести итоговую беседу об искусстве нашего народа с выставкой детских работ.
Башкирские пословицы:
«Краса земли – в траве, краса людей – в труде»
«Кто без дела, тот без сил»
«Кто делает спешно – тот делает дважды»
«Работает не рост, а руки»
«Если друг рядом всегда – не страшна никакая беда»
Перспективный план
по декоративно - прикладному искусству
младший дошкольный возраст
месяц | Название занятий |
сентябрь | ИЗО 4.Рисование коврика. |
октябрь | ИЗО 4.Красивое полотенце. |
ноябрь | ИЗО 4.Башкирский сапожок. |
декабрь | ИЗО 4.Украсим платье. |
январь | ИЗО 4.Башкирская матрешка. |
февраль | ИЗО 4. Украшение чашки башкирским узором. |
март | ИЗО 4. Рисование коврика. |
апрель | ИЗО 4.Украсим башкирскую пиалу. |
май | ИЗО 4.Свободное рисование. |
Перспективный план
по декоративно - прикладному искусству
средний дошкольный возраст
месяц | Название занятий |
сентябрь | ИЗО 4.Рисование коврика (полосы). |
октябрь | ИЗО 4.Рисование элементов башкирского орнамента. |
ноябрь | ИЗО 4.Украшение паласа. |
декабрь | ИЗО 4.Украшение фартука. |
январь | ИЗО 4.Рисование шарфа. |
февраль | ИЗО 4. Подарок маме. |
март | ИЗО 4. Украшение дорожки башкирским орнаментом. |
апрель | ИЗО 4. Рисование салфетки. |
май | ИЗО 4. Украшение коврика. |
Перспективный план
по декоративно - прикладному искусству
старший дошкольный возраст
месяц | Название занятий |
сентябрь | ИЗО 7.Башкирское жилище. |
октябрь | ИЗО 7.Роспись башкирского сапожка. |
ноябрь | ИЗО 7.Платье для Алсу. |
декабрь | ИЗО 7.Зимний лес. |
январь | ИЗО 7.Роспись башкирского мужского халата – елэн. |
февраль | ИЗО 7. Украшение скатерти башкирским орнаментом. |
март | ИЗО 7. Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы» |
апрель | ИЗО 7. Тэпэн (бочок) для кумыса. Расписывание сказочными рисунками. |
май | ИЗО 7. Сабантуй. |
Перспективный план
по декоративно - прикладному искусству
подготовительный возраст
месяц | Название занятий |
сентябрь | ИЗО 7.Роспись башкирских кукол. |
октябрь | ИЗО 7.Государственные символы Республики Башкортостан. |
ноябрь | ИЗО 7. Роспись колпака. |
декабрь | ИЗО 7. Украшение декоративной ленты. |
январь | ИЗО 7.Украшение фартука. |
февраль | ИЗО 7. Подарок маме (салфетка). |
март | ИЗО 7. Рисование элементов башкирского орнамента. |
апрель | ИЗО 7. Украсим башкирскую матрешку. |
май | ИЗО 7. Моя дружная семья. |
Тема: Украсим сапожок. (младшая группа)
Программное содержание:
Научить детей украшать сапожок знакомым башкирским орнаментом - полоской.
Познакомить с новым орнаментом – ромб (в форме печатки).
Совершенствовать умение рисовать полоски, учить аккуратно, пользоваться печаткой для создания узора на предмете.
Воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.
Активизация словаря: рубаха, тюбетейка, сапожок.
Раздаточный материал: кисточка для рисования, печатки в форме ромба, салфетки на каждого ребенка, стаканчики с водой, шаблон сапожка, гуашь красного и зеленого цвета.
Демонстрационный материал: готовый образец, музыкальное сопровождение, куклы - девочка и мальчик.
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы: рассматривание кукол, беседа, объяснение, показ.
Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу», рассматривание иллюстрационного материала: «Одежда и быт башкир», отгадывание загадок из серии «Одежда».
Ход НОД:
Воспитатель приносит кукол и предлагает придумать имя мальчику.
1.В: - Дети, к нам пришли куклы. Эта кукла вам знакома. Как её зовут? (Айсылу) (хоровые и индивидуальные ответы).
Что это у Айсылу? (Платье).
Какое оно, какого цвета, чем украшено? (дети называют цвет, элементы украшения). Что есть у платья? (воротник, рукава, оборки).
Что у Айсылу на ногах? (туфельки)
Эту куклу зовут Булат, он друг Айсылу. Айсылу рассказала про наш детский сад, и Булат захотел увидеть нас. Давайте посмотрим, во что одет Булат? Он одет по-другому. Что это у Булата? (штаны), а это что? (рубашка) какого цвета? Головной убор называется – тюбетейка (индивидуальные и хоровые повторения). Она украшена башкирскими узорами – полосками, квадратиками.
2. В.- А на ногах у Булата нет обуви. Давайте подарим ему сапожки! Посмотрите вот такой сапожок, надеюсь, понравится Булату (рассматривание готового образца сапога). Сапог, какого цвета? (черного) Какие узоры Вы можете назвать?
Дети: - Полоски.
В.: - Как мы рисуем полоски? Всем ворсом кисти слева направо. Потом промываем кисть, сушим на салфетке и только потом макаем в зеленую гуашь. Рисуем зеленую полоску, чуть-чуть отступив от красной полосы слева направо. Затем берем штамп и украшаем сапог орнаментом.
Давайте обрадуем Булата и подарим ему красивые башкирские сапоги.
3.Физминутка.
Башкиры очень любят плясать под веселую плясовую музыку, надев красивые сапоги. Потанцуем и мы (звучит плясовая)
Ножками потопали – топ- топ- топ.
Ручками похлопали – хлоп-хлоп-хлоп.
Покружились, покружились
И друг другу улыбнулись!
4. Самостоятельная работа детей
5. Итог.
Айсылу и Булат рассматривают детские работы, оценивают их с точки зрения аккуратности, яркости, красочности. Куклы прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический праздник по программе Е. Затеевой "Малыш в мире искусства родного края" "
Сценарий тематического праздника...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Декоративно-прикладной направленности «Тили-тили тесто» (ознакомительный уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа "Тили-тили тесто" является прграммой художественной направленности.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тили-тили тесто...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно – прикладного творчества для дошкольников «Росток»
В настоящее время многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей все меньше и меньше времени. Так как в наш «машинный век» люди стали больше надеяться на технику, нежели ...
Тематическо-корректурные таблицы по теме недели «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края» ХВЗ. Краеведение «Народные промыслы Луганщины»
Хочу все знать. Краеведение «Народные промыслы Луганщины»Возраст: старшая группаЦель: закрепить представление о декоративно-прикладном искусстве родного края и его видах; формировать эмоци...
"Система эффективной методической работы с воспитателями по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством родного края"
Статья о создании и апробации на практике системы работы с участниками образовательного процесса по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - ...
"Система эффективной методической работы с воспитателями по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством родного края"
Статья о создании и апробации на практике системы работы с участниками образовательного процесса по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - ...
Проект — воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края посредством мини-музея
В последние годы в системе дошкольного образования происходит ряд существенных перемен: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется множество инновационных программ, и тем очевид...