«Реализация регионального компонента на занятиях по физической культуре»
консультация (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств.
Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.
Первостепенное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №75 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Консультация для педагогов
на тему:
«Реализация регионального компонента
на занятиях по физической культуре»
Подготовил:
инструктор по физической культуре
Орлова Ирина Владимировна
2018
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств.
Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.
Первостепенное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь, для нас это Чувашская Республика.
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края, на уровне доступном пониманию дошкольников.
Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием - Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Цель - формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре чувашского и других народов, проживающих на территории Республики, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции. Если в детстве ребята не будут говорить на чувашском языке, слышать его, он может быть потерян, поэтому начиная с дошкольного возраста необходимо изучать чувашский язык. Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.
Именно в дошкольном возрасте важно показывать пути формирования у ребенка начал национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение генетической и культурной памяти через обучение чувашского языка, произведений национальной культуры.
С целью обогащения знаний детей о родной культуре, о языке созданы уголки чувашского края в каждых группах, которые регулярно пополняются. Это куклы в чувашских национальных костюмах, флаг, герб Чувашкой Республики, символы, деревянные изделия с чувашскими орнаментами, художественная литература наших чувашских писателей, альбомы, журналы и т. д.
Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа изучения чувашского языка осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка, при проведении непосредственно образовательной деятельности, бесед, народных подвижных игр, дидактических игр, экскурсий, индивидуальной работы, фольклора и т.п.
Задачи изучения чувашского языка решаются не только в процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей в детском саду. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Родители участвуют в создании уголка культуры родного края, обогащают его разнообразными предметами: вышивкой, посудой, литературой, костюмами. Самым ценным является непосредственное участие родителей совместно с детьми в мероприятиях, проводимых в детском саду.
Беречь чувашский язык – наша всеобщая задача.
Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного", - завещал великий просветитель и подвижник Иван Яковлев.
«Кто плохо знает свой язык, тот не ценит красоту родной речи, не задумывается над книгой, не поймёт мелодию песен, не запомнит стихов».
Хорошее владение воспитателем чувашской речью - залог повышения эффективности обучения чувашского языка. Можно с уверенностью утверждать, что не все педагоги дошкольных образовательных учреждений владеют родным, чувашским языком. Но не стоит забывать о том, что мы с Вами проживаем в Чувашской Республике, и, казалось бы, мы должны знать, и уважать чувашский язык. Но, к сожалению, очень часто можно встретить людей, которые говорят, «зачем нам нужен чувашский язык?». Но не стоит забывать о том, что нынешние дошколята пойдут в школу, а там, изучение родного языка еще никто не отменил, и, вряд ли отменят, ведь как уже было сказано выше, любовь к Отечеству начинается с малой Родины. А как можно любить свою малую Родину, когда тебе не нужен его родной язык?
У чувашского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, передаваемый не только в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание, как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции.
Чуваши, вкладывали в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество чувашей, народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день.
Используя бесценную народную мудрость о том, что ребенок должен вырасти не только красивым и умным, а в первую очередь здоровым, сильным и крепким, родители через сказки, образы эпических героев прививали детям стремление использовать физические упражнения и тренировки, чтобы развить физические качества, а также изучали, какими методами и приемами, и в каком возрасте следует развивать данные качества ребенка.
Физкультурное занятие может базироваться не только на фольклоре чувашского народа, а может включать фольклор и татарского и русского народов или народов, проживающих на территории Чувашской Республики.
Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий:
- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, подвижные игры);
- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений;
- педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор;
- моторная плотность физкультурных занятий должна достигать 80%.
Фольклорным физкультурным занятиям предшествует большая подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игр и забав.
Основой музыкального сопровождения физкультурных занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора.
На протяжении нескольких лет в учреждении реализуется примерная парциальная образовательная программа, по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники Здоровья». Программа отличается новым содержанием и предполагает приобщение детей 6-7 лет к национальным культурным традициям физического воспитания чувашского народа и народов, проживающих на территории родного края, в частности к традициям русского, татарского и мордовского народов.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.
Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому мы собрали картотеку чувашских подвижных и хороводных игр. Составили классификационный перечень подвижных игр в помощь педагогам нашего ДОУ, и разработали систему разучивания игр в течении учебного года. Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимы движений, но и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях. Это в значительной мере способствует совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей, ориентировки их в пространстве и, кроме того, воспитанию активности и самостоятельности. Также игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
В практике работы нашего ДОУ по физическому воспитанию в подготовительной к школе группе, нашли свое место такие подвижные игры как:
- С бегом. «Пастухи и овцы» (Кĕтӳççĕсемпе сурǎхсем), «Степной ветр» (Çеçен хтр çилĕ), «Кого вам?» (Тили-рам?).
- С прыжками. «Рыбак» (Пулǎç), «Уголки» (Сик Кетес), «Ремень». «Хищник в море» (Сĕткан кайак тинĕсрĕ).
- С подлезанием и лазаньем. «Водяной медведь» (Шыв упи), «Золотые ворота» (Ылтǎн хапхалла)
- С бросанием и ловлей. «За мячиком» (Мечĕк хыççǎн).
- На ориентировку в пространстве. «Слепой медведь» (Суккǎр упалла), «Луна или солнце» (Уйǒхпа хĕвель), «Расходитесь!» (Сирелер).
В старшей группе:
С бегом. «Рыбки» (Пулǎ), «Кого вам?» (Тили-рам?), «Сторож», «Хуралçǎлла», «Ручейки» (Юхан шывсем), «Сторож» (Хуралçăлла), «Старый гриб», «Огородники» («Пахчаçǎсем»)
- С прыжками. «Хищник в море» (Сĕткан кайак тинĕсрĕ), «Летучая мышь» (Çара çерçи), «В лошадки» (Лашалла).
- С подлезанием и лазаньем. «Иван» (Ванюк), «Картошка» (Çĕр улми).
- С бросанием и ловлей. «Охотники и Волки» (Сунарçăсемпе кашкăрсем), «Пленник» (Тыткăнри çын)
- На ориентировку в пространстве. «Море волнуется» (Тинĕс хумханать), «Уголки» (Кетесле), «Расходтесь», (Сирелер).
Основным условием успешного внедрения чувашских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатели, творчески используют игру, как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Несмотря на то, что в некоторых играх с текстом встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
Педагоги детского сада часто проводят беседы, объяснения «непонятных» слов. Чтобы интерес к игре не ослабевал, используются различные методические приемы. Выразительно показываются движения. Живой интерес вызывает использование различных атрибутов и элементов костюма, создание разнообразных игровых ситуаций. Материал повторяется и варьируется для лучшего усвоения, проводятся пояснения в ходе выполнения. Очень важно дать ребёнку положительную оценку, поддержать интерес. Полюбившиеся подвижные игры дети могут закрепить как в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные атрибуты для самостоятельной деятельности, так и на прогулках. У детей появляются любимые игры, в которые они чаще, стараются играть. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно расширяют словарный запас, характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества.
Реализация регионального компонента в учреждении осуществляется не только на занятиях по физической культуре, но находит отражение в других видах деятельности.
Так, в нашем детском саду реализовывается муниципальный проект «По родному краю, с рюкзаком шагаю», основной задачей проекта является, способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению средствами краеведо-туристической деятельности. Приобретение элементарных туристических знаний и умений. Привитие любви к родному краю, малой Родине. Воспитанники МАДОУ «Детский сад 75», вместе со своими родителями принимают активное участие, в реализации данного проекта.
Стало традицией проводить такие мероприятия как «Фестиваль народной культуры», выставка детских творческих работ «Мой любимый город», «Моя улица», игровой спортивно-оздоровительный практикум для родителей и детей «Сохраним традиции наших предков», «Игры родного края» в рамках недели Здоровья (летом) построенный на использовании игр чувашского народа.
Имеются атрибуты для подвижных чувашских игр. В группах созданы мини - центры «История Родного края» и «Моя Чувашия».
В чувашских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
В ходе игры педагоги привлекает внимание ребят к ее содержанию, следят за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих. Также приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.
Библиографический список:
1. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей редакцией Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 152с.
2. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. - 256с.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. - 368с.
4. Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физическоговоспитания. Чебоксары Чувашское книжное издательство 2015 .- 80с.
5. Николаева Е.И., Махалова И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа.Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.-255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»
В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/06/picture-177623-1578306331.jpg)
Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку
Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-989152-1515498247.jpg)
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»
Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/14/picture-812971-1728884973.jpg)
Конспект интегрированного занятия по физической культуре Малая зимняя спартакиада (в рамках регионального компонента)
Конспект интегрированного занятия по физической культуреМалая зимняя спартакиада (в рамках регионального компонента) Конспект занятия способствует созданию у детей представления об Олимпийских и...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/28/picture-1164242-1703747414.jpg)
Сообщение для педагогов на тему: «Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципа интеграции на занятиях по физической культуре»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-599164-1425839877.jpg)
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-1109993-1642416923.jpg)
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...