«Реализация регионального компонента на занятиях по физической культуре»
консультация (старшая группа) на тему

Орлова Ирина Владимировна

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств.

Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.

Первостепенное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №75 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

Консультация для педагогов

на тему:

«Реализация регионального компонента

на занятиях по физической культуре»

Подготовил:

 инструктор по физической культуре

Орлова Ирина Владимировна

 

2018

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств.

Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.

Первостепенное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь,  для нас это Чувашская Республика.

Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края, на уровне доступном пониманию дошкольников.

Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием - Россия.

 Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Цель - формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре чувашского и других народов, проживающих на территории Республики, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции. Если в детстве ребята не будут говорить на чувашском языке, слышать его, он может быть потерян, поэтому начиная с дошкольного возраста необходимо изучать чувашский язык. Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.

Именно в дошкольном возрасте важно показывать пути формирования у ребенка начал национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение генетической и культурной памяти через обучение чувашского языка, произведений национальной культуры.

С целью обогащения знаний детей о родной культуре, о языке созданы уголки чувашского края в каждых группах, которые регулярно пополняются. Это куклы в чувашских национальных костюмах, флаг, герб Чувашкой Республики, символы, деревянные изделия с чувашскими орнаментами, художественная литература наших чувашских писателей, альбомы, журналы и т. д.

Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа изучения чувашского языка осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка, при проведении непосредственно образовательной деятельности, бесед, народных подвижных игр, дидактических игр, экскурсий, индивидуальной работы, фольклора и т.п.

Задачи изучения чувашского языка решаются не только в процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей в детском саду. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Родители участвуют в создании уголка культуры родного края, обогащают его разнообразными предметами: вышивкой, посудой, литературой, костюмами. Самым ценным является непосредственное участие родителей совместно с детьми в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Беречь чувашский язык – наша всеобщая задача.

Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного", - завещал великий просветитель и подвижник Иван Яковлев.

«Кто плохо знает свой язык, тот не ценит красоту родной речи, не задумывается над книгой, не поймёт мелодию песен, не запомнит стихов».

Хорошее владение воспитателем чувашской речью - залог повышения эффективности обучения чувашского языка. Можно с уверенностью утверждать, что не все педагоги дошкольных образовательных учреждений владеют родным, чувашским языком. Но не стоит забывать о том, что мы с Вами проживаем в Чувашской Республике, и, казалось бы, мы должны знать, и уважать чувашский язык. Но, к сожалению, очень часто можно встретить людей, которые говорят, «зачем нам нужен чувашский язык?». Но не стоит забывать о том, что нынешние дошколята пойдут в школу, а там, изучение родного языка еще никто не отменил, и, вряд ли отменят, ведь как уже было сказано выше, любовь к Отечеству начинается с малой Родины. А как можно любить свою малую Родину, когда тебе не нужен его родной язык?

У чувашского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, передаваемый не только в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание, как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции.

Чуваши, вкладывали в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество чувашей, народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день.

Используя бесценную народную мудрость о том, что ребенок должен вырасти не только красивым и умным, а в первую очередь здоровым, сильным и крепким, родители через сказки, образы эпических героев прививали детям стремление использовать физические упражнения и тренировки, чтобы развить физические качества, а также изучали, какими методами и приемами, и в каком возрасте следует развивать данные качества ребенка.

Физкультурное занятие может базироваться не только на фольклоре чувашского народа, а может включать фольклор и татарского и русского народов или народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий:

- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, подвижные игры);

- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;

- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;

- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений;

- педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор;

- моторная плотность физкультурных занятий должна достигать 80%.

Фольклорным физкультурным занятиям предшествует большая подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок,  игр и забав.

Основой музыкального сопровождения физкультурных занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора.

На протяжении нескольких  лет в учреждении реализуется примерная парциальная  образовательная программа, по приобщению детей 6-7 лет  к национальным традициям физического воспитания «Родники Здоровья». Программа отличается новым содержанием и предполагает приобщение детей 6-7 лет к национальным культурным традициям физического воспитания чувашского народа и народов, проживающих на территории родного края, в частности к традициям русского, татарского и мордовского народов.

 Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому мы собрали картотеку чувашских подвижных и хороводных игр. Составили классификационный перечень подвижных игр в помощь педагогам нашего ДОУ, и разработали систему разучивания игр в течении учебного года. Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимы движений, но и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях.  Это в значительной мере способствует совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей, ориентировки их в пространстве и, кроме того, воспитанию активности и самостоятельности. Также игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

В практике работы нашего ДОУ по физическому воспитанию в подготовительной к школе группе,  нашли свое место такие подвижные игры как:

- С бегом. «Пастухи и овцы» (Кĕтӳççĕсемпе сурǎхсем),  «Степной ветр» (Çеçен хтр çилĕ), «Кого вам?» (Тили-рам?).

- С прыжками. «Рыбак» (Пулǎç), «Уголки» (Сик Кетес), «Ремень». «Хищник в море» (Сĕткан кайак тинĕсрĕ).

- С подлезанием и лазаньем.  «Водяной медведь» (Шыв упи), «Золотые ворота» (Ылтǎн хапхалла)

- С бросанием и ловлей. «За мячиком» (Мечĕк хыççǎн).

- На ориентировку в пространстве. «Слепой медведь» (Суккǎр упалла), «Луна или солнце» (Уйǒхпа хĕвель), «Расходитесь!» (Сирелер).

В старшей группе:

С бегом. «Рыбки» (Пулǎ), «Кого вам?» (Тили-рам?), «Сторож», «Хуралçǎлла», «Ручейки» (Юхан шывсем), «Сторож» (Хуралçăлла), «Старый гриб», «Огородники» («Пахчаçǎсем»)

- С прыжками.  «Хищник в море» (Сĕткан кайак тинĕсрĕ), «Летучая мышь»  (Çара çерçи), «В лошадки» (Лашалла).

- С подлезанием и лазаньем. «Иван» (Ванюк), «Картошка» (Çĕр улми).

- С бросанием и ловлей. «Охотники и Волки» (Сунарçăсемпе кашкăрсем), «Пленник» (Тыткăнри çын)

- На ориентировку в пространстве. «Море волнуется» (Тинĕс хумханать), «Уголки» (Кетесле), «Расходтесь», (Сирелер).

Основным условием успешного внедрения чувашских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатели, творчески используют игру, как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Несмотря на то, что в некоторых играх с текстом встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

Педагоги детского сада часто проводят беседы, объяснения «непонятных» слов. Чтобы интерес к игре не ослабевал, используются различные методические приемы. Выразительно показываются движения. Живой интерес вызывает использование различных атрибутов и элементов костюма, создание разнообразных игровых ситуаций. Материал повторяется и варьируется для лучшего усвоения, проводятся пояснения в ходе выполнения. Очень важно дать ребёнку положительную оценку, поддержать интерес. Полюбившиеся подвижные игры дети могут закрепить как в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные атрибуты для самостоятельной деятельности, так и на прогулках. У детей появляются любимые игры, в которые они чаще, стараются играть. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно расширяют словарный запас, характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества.

Реализация регионального компонента в учреждении осуществляется не только на занятиях по физической культуре, но находит отражение в других видах деятельности.

Так, в нашем детском саду реализовывается муниципальный проект «По родному краю, с рюкзаком шагаю», основной задачей проекта является, способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению средствами краеведо-туристической деятельности. Приобретение элементарных туристических знаний и умений. Привитие любви к родному краю, малой Родине. Воспитанники МАДОУ «Детский сад 75», вместе со своими родителями принимают активное участие, в реализации данного проекта.

Стало традицией проводить такие мероприятия как «Фестиваль народной культуры», выставка детских творческих работ «Мой любимый город», «Моя улица», игровой спортивно-оздоровительный практикум для родителей и детей «Сохраним традиции наших предков», «Игры родного края» в рамках недели Здоровья (летом) построенный на использовании игр чувашского народа.

Имеются атрибуты для подвижных чувашских игр. В группах созданы мини - центры «История Родного края» и «Моя Чувашия».

В чувашских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

В ходе игры педагоги привлекает внимание ребят к ее содержанию, следят за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих. Также приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Библиографический список:

1. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей редакцией Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 152с.

2. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. - 256с.

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. - 368с.

4. Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физическоговоспитания. Чебоксары Чувашское книжное издательство 2015 .- 80с.

5. Николаева Е.И., Махалова И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа.Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.-255с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку...

«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»

Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....

Конспект интегрированного занятия по физической культуре Малая зимняя спартакиада (в рамках регионального компонента)

Конспект интегрированного занятия по физической культуреМалая зимняя спартакиада (в рамках регионального компонента) Конспект занятия способствует  созданию у детей представления об Олимпийских и...

Сообщение для педагогов на тему: «Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципа интеграции на занятиях по физической культуре»

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением....

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...