Опыт работы по патриотическому воспитанию
материал на тему

Романычева Татьяна Владимировна

Мы представляем опыт работы нашего ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МДОУ №15

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так,

 чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: “Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества”

Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, родным городом, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – РОССИИ. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Исходя из вышесказанного, мы ставим перед собой следующую цель:

  • Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей России.

Данная работа включает целый комплекс задач:

  1. Дать детям представления об истории России.
  2. Познакомить детей с символами России: гербом, флагом, гимном.
  3. Расширять представления о городах России, их исторических, экономических и культурных особенностях.
  4. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
  5. Расширять знания детей о родном городе, как частице Российской земли.
  6. Развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа и коренных народов России). Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам.
  7. Обогащать знания детей о природных богатствах России, их роли в социальном и экономическом развитии области.
  8. На примере жизни знаменитых людей России, родного города воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
  9. Развивать любознательность, интерес к изучению России.
  10. Воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родному городу, родному краю.

Начиная краеведческую работу с детьми, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края, продумать, что и как целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь.

С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах нравственно- патриотического воспитания в процессе краеведческой работы был спланирован и проведет ряд методических мероприятий.

План повышения уровня профессионально-педагогического мастерства педагогов МДОУ д/с №15 по проблеме “Нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе краеведческой работы”

Месяц

Консультации

Семинары

Тематический

педсовет

Открытые просмотры,

мастер-классы

сентябрь

1.Нормативно-правовая основа патриотического воспитания в ДОУ

2. Методическое обеспечение нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

 

 

Просмотр и обсуждение фильма “Россия: прошлое и настоящее”

октябрь

Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста

 

 

Занятия по познавательному развитию

“Россия– наш край родной” (старшая группа)

“Жизнь наших предков”

(подготовительная группа)

ноябрь

 

Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников в процессе приобщения к культурно-историческому прошлому России

 

Развлечение

“Петрушкина ярмарка” (старшая группа),

родительское собрание-праздник

“Из чистого истока”

(подготовительная группа)

декабрь

Музейная педагогика в краеведческой работе

 

 

 

январь

 

Воспитание этнотолерантности

в процессе ознакомления с национальной культурой жителей России

 

Мастер-класс

“Декоративно-прикладное искусство народов России”

Занятие по познавательному развитию

“Кто мы? Где наши корни?”

(подготовительная группа)

февраль

Роль семьи в организации краеведческой работы в ДОУ.

 

 

Вечер-встреча с интересными людьми “Богатыри земли русской”

март

 

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания

 

Занятия по познавательному развитию в

“Путешествие в русский лес” (старшая группа)

“Ситцевое царство-государство”

(подготовительная группа)

апрель

 

 

Проблемы воспитания нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном обществе.

Презентация образовательных выставок педагогов по темам:

“Нравственно- патриотическое воспитание в процессе ознакомления с природой родного края”,

“Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление с народными художественными промыслами”,

“Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с историей родного города”

май

Диагностика краеведческих знаний детей

 

 

 

Изучив научно-методические подходы к краеведческой работе в ДОУ, отбор и систематизацию учебного материала мы проводили с учетом умственных возможностей детей старшей и подготовительной группы, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, а также с учетом предыдущей работы проводимой со 2 младшей группы по методике М.Д. Маханевой “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста” по блокам “Семья”, “Детский сад”, “Родной город”, “Родная страна”.

Планируемую работу мы разделили на 3 блока, включающих несколько обширных тем по каждой из которых проводится 2-3 занятия.

Наш край родной – Россия.

Страницы истории России. Символы России. Города России.

Столица – город Москва Народы, живущие в России.

Иваново – частица земли Российской.

Страницы истории города Тейково. Герб Тейкова. Трудовые будни города.

Боевые подвиги земляков. Знаменитые люди Ивановской земли

Природные богатства России.

Растительный мир России. Животный мир России

Работа по данным темам осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно - эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми.

Обучение на занятиях

Совместная деятельность с детьми

  • занятия познавательного цикла
  • занятия художественно-эстетического цикла
  • экскурсии и целевые прогулки, прогулки-походы
  • праздники и развлечения
  • вечера-встречи с интересными людьми
  • беседы, рассматривание наглядности
  • чтение художественной литературы
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
  • продуктивный труд по созданию макетов природных уголков области
  • создание мини - музеев (уголок “Русская изба”, музей ситца, музей народной игрушки )
  • просмотр фильмов об Ивановском крае
  • выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае)

Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию. Проанализировав опыт работы по научно-методическому сопровождению краеведческого образования, мы пришли к выводу, что рационально проведение тематического занятия 2 раза в месяц, с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности в течение 2 недель. Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью мы используем приемы сравнения, вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства ткани). Учим детей анализировать, делать выводы, обобщения. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему так называют наш край? т. д. )

Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия-экскурсии по ознакомлению с трудом земляков. Мы знакомим детей с историей создания и развития предприятий района, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками.

В старшей и подготовительной группах, при активном содействии родителей, созданы мини-музеи “русская изба”, “музей народной игрушки” и др., где детям предоставлена практическая возможность действий с предметами, обыгрывания бытовых ситуаций, сюжетов народных сказок и профессиональной деятельности взрослых.

Учитывая ведущую деятельность детей, мы широко используем различные виды игр в краеведческой работе. Разработали ряд дидактических игр по ознакомлению с городами России (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было”), природой русской земли ( “Экологический светофор”, “Лес и его друзья”, “Кто живет в болоте” и др), трудом земляков (“Кто потрудился?”, “ Чем богат наш край?”). Широко используем игры народов, проживающих на территории России.

Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т.)

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов (“Улица города”, “Лес” и др.), где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большую роль мы отводим использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы в своей работе опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной – земля Ивановская” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей – Ивановским краем.

При изучении тематического блока “Иваново - частица земли русской” большую роль играют экскурсии с участием родителей, вечера-встречи на профессиональные темы (“ Кто шьет одежду?”, “Защитники Родины” и т.д.)

В работе используем “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи в Иваново или другие города России, на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.

Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники-собрания “Начало всех начал” (педагогическая ценность русского фольклора), “Веселье и труд рядом живут”, “Традиции русской семьи”, “Наша Ивановская земля”.

Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького россиянина, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:"Нравственно-патриотическое воспитание"

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Мой опыт работы в рамках решения задач по реализации и освоению содержания регионального компонента....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы по патриотическому воспитанию Подберёзной Елены воспитателя МБДОУ № 16 ст.Луковской

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию с детьми....

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы...

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...