Любимый Челябинск
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Барсукова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад  № 384 г. Челябинска

Конспект

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

(региональный компонент)

в подготовительной группе

Тема: «Любимый Челябинск»

Выполнила:

воспитатель

Ситникова Т.С.

I квалификационная

категория

Челябинск, 2016

Программное содержание:

Образовательные: продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города, с названиями районов, и их обозначением; формировать познавательный интерес к значению обозначения изображения на гербе города и страны

Развивающие: продолжать развивать умение принимать участие в общей беседе, рассуждать, сопоставлять, делать выводы; развивать пространственные представления в процессе изображения в цвете плана открытого пространства, умение пользоваться картой

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, желание
гордиться культурой родного края; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться сообща

Индивидуальная работа: закреплять знания Макара о названии районов города Челябинска

Материалы и оборудование: кроссворд, магнитная доска, магниты, фломастеры, иллюстрации с изображением фрагментов легенды, картинки с изображением гербов России и Челябинска, карта со схематичным изображением районов города, цветные карандаши, стулья по количеству детей, столы, ИКТ.

Предварительная работа: рассматривание и работа с картой города, беседы о районах г. Челябинска, о птицах Урала, о символике страны и города, рассматривание иллюстраций по данной теме.

Этап

Содержание этапа

Деятельность детей

Хронометраж

I. Орг. момент

Ребята, чтобы узнать тему нашей сегодняшней беседы нужно отгадать кроссворд. И слово, полученное по вертикали и будет темой нашей беседы. Начнем? Слушайте внимательно.

Дети сидят на ковре с педагогом. Слушают внимательно задание.

На доске прикреплен лист с начерченным кроссвордом, дети подходят и разгадывают его.

1`

II. Объявление темы НОД

1. Прилетает он весной.
Чёрный, важный... Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что - то вроде слова врач...
Да не врач! А птица - ... ! (грач)

2. В оперении блестящем черном
Из дальних стран летит певец
И песней звонкою задорно
Весну приветствует ...(скворец)

3. Длинношеяя та птица 
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает.  (лебедь)

4. Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке, 
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор" ..
 (дятел)

5. Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (воробей)

6. Звонко песенки поет

Желтогрудка-крошка.

И за крик всегда зовут

Ее – лесная кошка. (иволга)

7. Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ... (ворона)

8. Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....(синичка)

9. Утром рано созывает

Всех утят она к себе.

К водоёму направляет,-

Пусть поплавают в воде. (утка)

Умнички! Здорово справились. Кто сможет прочитать, какое слово у нас получилось в выделенных клетках? Диана, попробуй ты. Ты права, получилось слово Челябинск!

Дети разгадывают кроссворд и дают следующие ответы:

  1. Грач
  2. Скворец
  3. Лебедь
  4. Дятел
  5. Воробей
  6. Иволга
  7. Ворона
  8. Синица
  9. Утка

Получилось слово – «Челябинск».

4`

III.

Актуализация знаний детей

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о нашем замечательном городе – Челябинске, о его истории и достопримечательностях. Кто из вас знает, как появился город Челябинск? И почему его назвали именно Челябинском? Хотите я вам расскажу?

Рассказать легенду «Селямбай и его братья».

Понравилась ли вам легенда? Что нового вы узнали? Откуда произошло название города? Как появился сам город?

Слушают легенду о происхождении Челябинска.

Дети отвечают на вопросы по содержанию легенды.

10`

IV. Физминутка

 «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес!

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.

Все открой, не утаи.

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем

Ты же видишь – Мы свои

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.

В соответствии со словами выполняют движения.

2`

V. Совершенствование знаний детей

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим на ней? Вы знаете что это? Да, это герб. А какой? Правильно, герб России и герб Челябинска. Где какой? А почему на гербе Челябинска изображен именно верблюд? А у России почему такой герб? Хотите узнать? Орел — царь-птица, его сила и зоркость служат символом мужества. Смотрит двуглавый орел на Запад и Восток, что символизирует единство Европы и Азии, а также победу, храбрость и веру. А раскрытый рот и высунутые язычки говорят о том, что орел сердится и показывает, что может за себя постоять в минуты опасности.

Еще как и в любом городе нашей великой страны у нас есть районы. Что такое район? В городе Челябинске 7 районов. Как и 7 цветов радуги. Какие районы вы знаете? Вот мы и раскрасим нашу карту города в цвета радуги. Цвет для каждого района выбрали не случайно и сейчас вы обо всем узнаете.

Центральный район –красного цвета. Это самый старый и самый красивый район в старину «красный» означало – «красивый». Прогуляйтесь по пешеходной Кировке, выйдете к реке – простор, красота. Здесь есть и улица Красная, и Алое поле. Предлагаю найти на карте Центральный район и раскрасить его красным цветом.

Следующий цвет в радуге оранжевый – и это у нас Тракторозаводский район. Самый восточный район. Его жители первыми встречают солнце. Первые солнечные лучи окрашивают оранжевыми красками корпус знаменитого тракторного завода, заглядывают в окна домов.

Желтым цветом обозначается Советский район. Это самый южный район, солнечный, теплый, ведь цвет солнца – желтый. А еще это цвет гостеприимства.

следующий цвет нашей Челябинской радуги – зеленый. Зеленый цвет – это Металлургический район. Самый северный район, он выбрал этот цвет сам. Среди домов зеленые деревья, газоны, клумбы с цветами. Высокие сосны Каштакского бора подступили к самым улицам, и приглашают жителей прогуляться по тихим, зеленым тропинкам.

Голубой цвет - это Ленинский район. Озеро Смолино подарило району этот цвет. Многоэтажные дома словно в зеркале отражаются в голубой воде.

Синим цветом обозначается Курчатовский район. Самый младший из всех районов здесь широкие улицы и много высоких домов, которые упираются с высокое синее небо. Когда-то давно здесь был 1 Челябинский аэродром, сегодня – военный институт, в котором учатся летчики покорять просторы синего неба.

Фиолетовый цвет – это Калининский район. Фиолетовой лентой протянулся он с востока на запад. А может быть это не лента, а городской поясок. А вышиты на нем дома и заводы, улицы и площади, сады и скверы. А в этих садах, парках и скверах огромное множество фиолетовой сирени и сирень фиолетовыми гроздями салютует: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ, ЧЕЛЯБИНСК!». Посмотрите на свои карты, какой красивый, яркий, цветной, радужный получился наш город. Любите и берегите свой город, и он всегда будет радовать нас своими красками, своей радугой.

Дети рассматривают изображения, прикрепленные на доску. И высказывают свои предположения.

Через Челябинск шла торговля. В тех же краях кочевали тюрки, которые для передвижения использовали верблюдов — одних из самых крепких и выносливых животных, какие только существуют на земле. Для торговли верблюд были самым идеальным транспортным средством, поэтому местные жители его очень высоко ценили, да так, что даже разместили на гербе.

Район – это часть города. В нашем городе – Центральный, Тракторозаводской, Советский, Ленинский, Калининский, Курчатовский, Металлургический.

Дети раскрашивают карту города Челябинска согласно районам и цветам радуги.

10`

VI. Итог

Итак, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что из нового материала вам понравилось больше всего? А сейчас, я хочу предложить вам окунуться в атмосферу нашего города, и полюбоваться самыми интересными его местами.

Отвечают на вопросы. И смотрят видео «Достопримечательности Челябинска» с помощью ИКТ.

3`

СЕЛЯМБАЙ И ЕГО БРАТЬЯ

Говорят, в давние предавние времена на месте нашего края совсем пустынно было — ковыль седой да полынь пахучая. Только ветер с волками наперегонки бегал да песни завывал.

В местах этих жил человек один, Таганаем его звали. Троих сыновей имел. Ишимбай, Сарбай и Селямбай — так их звали.

А было у старика Таганая богатства видимо-невидимо. Камешки дорогие, денежки золотые, медные да серебряные — сундуки полнехонькие в потаенном месте запрятаны. Но больше всего дорожил Таганай саблей своей. Не простая была сабля — из металла волшебного, булата. Ах и сабля! То молнией сверкнет, то птицей взлетит, то голубым огнем вспыхнет.

Взмахнет Таганай саблей — ковыль голову седую к земле клонит, у недоброго человека душа от страха захолонет. И еще говорили: будто кто булат имеет — секретом долгой жизни владеет.

Вот и позавидовал этому леший Шурале. Жил он около поганого болотца, добрых людей в трясину заводил, слушал комариное пение, до которого охотником великим был, да все прикидывал, как бы Таганаевым булатом завладеть.

Думал, думал и придумал: старший сын Таганая жадноват, спит и видит добро отцовское за собой. Вот и подговорил его Шурале:

— Старый стал ваш отец. Зачем ему такие сокровища? Поделите с братьями поровну. Я вам место покажу, где сундуки Таганаевы схоронены, а вы мне сабельку его отдадите.

Ишимбай согласился. Украл у отца саблю булатную, отдал Шурале.

Пошли за богатством. А Сарбай за ними следит.

Открыл Ишимбай сундук отцовский — глаза разбежались.

Ишимбай горстями гребет, халат скинул, камешки дорогие да монеты в узел насыпает.

Тут и Сарбай подскочил:

— Мне половину! — кричит. Тоже узлы вяжет. Железки разные и те прихватил.

Шурале радуется: сыновей с отцом поссорил.

Да радость не долгой была. Таганай как раз с охоты возвращался, сердцем чует — неладно. Огрел коня нагайкой, налетел степным беркутом на Шурале. Леший от страха в болотце свое — бултых! Таганай погнался за сыновьями, наказать решил.

А Ишимбаю с узлами бежать трудно, пот градом льет, камешки дорогие нет-нет, да и выпадут. Где изумруд падет — лес зеленый поднимается, где бирюза — озеро голубое засверкает.

Слышит Ишимбай горячий топот коня отцовского. Куда деваться? Побросал узлы — на том месте горы выросли. А Ишимбай от стыда сквозь землю провалился. Рассказывают люди — по сей день находят в земле черную кровь Ишимбаеву. Нефтью зовут.

А Сарбай тоже жадности непомерной был. Бежит, задыхается, а добро из рук не выпускает. Известно, глупость да жадность — сестры родные. Так в степях зауральских и дух испустил.

Взмахнул Таганай булатом, голубым огнем вспыхнула сабля и пропала. От обиды на неблагодарных сыновей окаменел Таганай, в гору превратился. Да такую высокую, что по ночам луна у него на каменном плече отдыхает. Так и говорят все: Таганай — подставка луны.

А младший, Селямбай?

Остался Селямбай один-одинешенек. Пошел он, куда глаза глядят. День шел, ночь шел. Остановился на берегу глубокой реки Миасс. Жилье себе построил, стал зверя бить, хлеб растить.

Место это бойким оказалось. Хозяин, Селямбай, приветлив. Потянулись к нему люди.

Старики говорят: оттого, мол, это место Селябой прозвали, Челябой. А кто и по-своему сказывает…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Челябинску 275 лет

Программа праздника посвященного 275- летию города Челябинска.Презентация Челябинску 275 лет.Стихи о Челябинске....

Мой город любимый, мой Челябинск родной

Занятие построено в виде путешествия по городу...

Игра-викторина «Путешествие по Челябинску и Челябинской области»

Конспект итогового занятия по проекту "Край родной, навек любимый" для подготовительной группы....

Договор о сотрудничестве МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4» г. Аши Челябинской области и МКОУ «СОШ №4 имени героя России Конопелькина Евгения Николаевича» г. Аши Челябинской области

Договоро сотрудничестве МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4» г. Аши Челябинской области и МКОУ «СОШ №4 имени героя России Конопелькина Евгения Николаевича» г. Аши Челяб...

Совместный проект с семьями воспитанников "Мой любимый Челябинск"

Любовь к родному городу начинается с отношений к самым близким людям, к дому в котором живет ребенок, к его улице, к детскому саду. У дошкольников знаний о родном городе недостаточно. Родители мало ра...

Сборник методических разработок и педагогических идей. Часть 1. -Челябинск: МБОУ «СОШ №105 г. Челябинска ДО», 2023 – 28 с., Электронное издание

Опыт реализации образовательных проектов представлен в предлагаемом сборнике методических разработок. В сборнике обобщены эффективные практики МБОУ «СОШ №105 г. Челябинска ДО», успешно реа...

Проект Мой город любимый, мой Челябинск -город родной!

Познавательный информационный долгосрочный, групповой проект для детей подготовительной группы к школе, продолжая формирование знаний детей о родном городеАктуальность проблемы.«Человеку никак н...